ГОСТ Р 51814.6-2005
Группа Т59
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы менеджмента качества в автомобилестроении
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ, РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ
ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ
Management quality systems for automotive industry.
Advanced product management quality planning and control plan
ОКС 03.120.30
Дата введения 2005-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Статистические методы в управлении качеством продукции", ОАО "НИЦ КД", ОАО "АВТОВАЗ", ЗАО "АИЦ", ООО СМЦ "Приоритет", ОАО "ГАЗ"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Статистические методы управления качеством продукции"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2005 г. N 142-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
Настоящий стандарт содержит методологию планирования, разработки, подготовки производства и производства автомобильного компонента (а/к) с акцентом на предупреждение ошибок, постоянное улучшение и совершенствование продукции, которая должна соответствовать требованиям потребителя и предвосхищать их.
Процесс планирования, разработки, подготовки производства и осуществление производства (далее APQP-процесс) а/к разбит на этапы с четкими требованиями к входам и результатам на выходе для каждого этапа.
Отмечены организационные аспекты APQP-процесса а/к: командный подход, четкое распределение ответственности.
В приложениях представлен ряд форм и бланков, обязательных при выполнении APQP-процесса.
Разработка стандарта вызвана необходимостью дальнейшего развития автомобильной промышленности России с помощью современной методологии и организации работ, признанных ведущими автомобильными компаниями мира.
Методология, изложенная в стандарте, согласуется с международными стандартами в области менеджмента качества ИСО 9001:2000, ИСО 9004:2000 и ИСО/ТУ 16949:2002.
Настоящий стандарт дополняет/видоизменяет требования ГОСТ Р 15.201 для автомобильной отрасли.
Данная методология применима и к другим отраслям промышленности.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные компоненты (а/к), поставляемые потребителю. Стандарт содержит методологию и устанавливает процедуру и APQP-процесс а/к.
Стандарт устанавливает общие для поставщиков этапы APQP-процесса и общую форму отчетности при разработке концепции, опытного образца, подготовки производства, а также на этапе серийного производства а/к.
Требования стандарта распространяются как на внешних, так и на внутренних поставщиков автосборочных заводов.
Стандарт рекомендуется применять при разработке стандартов предприятия, процедур, инструкций, форм, бланков и иных документов в рамках действующей на предприятии системы менеджмента качества.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСО/ТУ 16949-2002) Системы менеджмента в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части
ГОСТ Р 51814.2-2001 Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов
ГОСТ Р 51814.3-2001 Системы качества в автомобилестроении. Методы статистического управления процессами
ГОСТ Р 51814.4-2004 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Одобрение производства автомобильных компонентов
ГОСТ Р 51814.5-2005 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Анализ измерительных и контрольных процессов
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р 51814.1, а также следующие термины с соответствующими определениями;
3.1 автомобильные компоненты (а/к): Комплектующие изделия и материалы, используемые при производстве и сборке автомобилей.
Примечание - Термин "автомобильный компонент" применяют в целях унификации. В контексте настоящего стандарта под этим термином понимают "комплектующее изделие", "узел", "деталь" и т.п. Нештучные автомобильные компоненты (материалы) в настоящее время не включены в область применения данного стандарта.
3.2 процесс планирования, разработки, подготовки и производства автомобильного компонента (APQP-процесс): Структурированный метод определения и своевременного выполнения поставщиком всех этапов работы, необходимых для обеспечения требований и ожиданий потребителя к а/к.
3.3 карта потока процесса: Схема, составленная из условных знаков и отражающая последовательность операций изготовления продукции.
3.4 план управления (качеством): Краткое формализованное описание технологии формирования показателя качества продукции, его контроля и управления процессом производства.
3.5 ключевая характеристика автомобильного компонента: Характеристика а/к, несоответствие которой может значительно повлиять на безопасность автомобиля, экологические показатели или функциональные свойства автомобиля (качество, надежность).
3.6 ключевые процессы: Процессы изготовления а/к, несоответствие которых (по ключевым параметрам, режимам) может привести к несоответствию ключевой характеристики а/к.
3.7 поставщик (автомобильного компонента): Юридическое лицо, планирующее и(или) осуществляющее изготовление а/к для целей поставки.
3.8 потребитель: Юридическое лицо, получающее автомобильные компоненты и использующее их для изготовления автомобилей или их узлов.
3.9 анализ видов и последствий потенциальных дефектов (FMEA - Potential Failure Mode and Effects Analysis): Метод, целью которого является улучшение конструкции и процесса изготовления продукции на основе анализа потенциальных дефектов продукции и процесса изготовления с количественным анализом последствий и причин дефектов.
3.10 статистическое управление процессом (SPC-Statistical Process Control): Метод статистического анализа процесса и управления его изменчивостью.
3.11 анализ измерительных систем (MSA - Measurement Systems Analysis): Метод статистического анализа процессов измерения в общем процессе изготовления продукции и управления изменчивостью измерительных систем.
3.12 команда по планированию, разработке, постановке и производству а/к (APQP-команда): Команда специалистов различного профиля, создаваемая специально для организации и управления АРQР-процессом.
4.1 Цели проведения APQP-процесса
Целью APQP-процесса является обеспечение на его выходе запланированного качества серийно производимых а/к, соответствующих требованиям и ожиданиям потребителей.
APQP-процесс имеет внутреннюю цель: четкое взаимодействие всех его участников и обеспечение своевременного выполнения требуемых этапов работы при приемлемых затратах.
APQP-процесс проводят в инициативном порядке внутренние и внешние поставщики а/к. Выполнение этапов APQP-процесса требуется для всех подразделений, участвующих в разработке, подготовке производства и изготовлении а/к.
Результаты APQP-процесса, оформленные в соответствующем виде, входят в комплект документов о согласовании а/к, которые вместе с заявкой поставщик направляет потребителю в соответствии с ГОСТ Р 51814.4.
4.2 Распространение APQP-процесса
APQP-процесс распространяется на поставщиков трех типов:
- поставщик, производящий а/к и ответственный за его проектирование;
- поставщик, производящий а/к по документации, предоставленной потребителем или внешней проектной организацией;
- поставщик услуг.
4.3 Принципы APQP-процесса
Применение APQP-процесса основано на следующих принципах:
- приверженность высшего руководства компании достижению поставленных целей;
- командная работа и взаимодействие с другими командами и лицами;
- распределение ответственности и полномочий;
- полная преемственность этапов APQP-процесса: результаты (выходы) предыдущего этапа являются входами последующего;
- постоянный анализ результатов с принятием решений;
- последовательно-параллельное выполнение этапов в соответствии с установленными плановыми сроками.
4.4 Результаты выполнения APQP-процесса
Основные ожидаемые положительные результаты выполнения APQP-процесса:
- гарантированное обеспечение запланированного уровня качества а/к;
- своевременное представление потребителю качественной продукции по возможно более низкой цене;
- системность и результативность процедур планирования, разработки, подготовки производства и производства а/к;
- общая отчетность для поставщиков;
- адресное распределение ресурсов поставщика;
- создание условий для определения требуемых изменений на самых ранних этапах, избежание запоздалых изменений.
4.5 Этапы APQP-процесса
APQP-процесс состоит из пяти этапов:
- I - планирование, разработка концепции и плана обеспечения качества продукции (раздел 5);