ГОСТ Р 51814.4-2004
Группа Т59
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы менеджмента качества в автомобилестроении
ОДОБРЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ
Quality management systems for automotive industry.
Part production approval
ОКС 03.120.30
ОКСТУ 0011
Дата введения 2004-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "АВТОВАЗ"
Закрытым акционерным обществом "Академический инжиниринговый центр"
Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО "НИЦ КД")
ООО СМЦ "Приоритет"
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Статистические методы в управлении качеством продукции"
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21 января 2004 г. N 27-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Введение
Одобрение производства автомобильных компонентов применяется потребителями (производителями автомобилей, а также автомобильных компонентов более высокого уровня) по отношению к поставщикам автомобильных компонентов.
Порядок одобрения производства автомобильных компонентов позволит автопроизводителям и поставщикам автомобильных компонентов унифицировать формы представления информации об автомобильном компоненте и процессах его производства. Подобная унификация, с одной стороны, упрощает для автопроизводителя обработку большого объема информации о качестве продукции и процессов поставщиков. С другой стороны, поставщики автомобильных компонентов будут избавлены от необходимости выполнения нескольких различных требований к одобрению производства в случае поставок автомобильного компонента нескольким потребителям.
Требования к одобрению производства автомобильного компонента согласованы с применением таких методов менеджмента качества в автомобилестроении, как перспективное планирование качества продукции и разработка планов управления качеством (APQP/CP), анализ видов и последствий потенциальных дефектов (FMEA), статистическое управление процессами (SPC) и анализ измерительных систем (MSA).
Стандарт предназначен для технических специалистов и менеджеров предприятий, производящих автотранспортные средства, и предприятий-поставщиков. Основой настоящего стандарта является руководство "Процесс одобрения производства автомобильных компонентов", входящее в состав документов, сопровождающих стандарт "QS-9000. Требования к системам качества".
Методы, установленные в стандарте, применимы на предприятиях других отраслей, заинтересованных в улучшении качества закупаемой продукции.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на процесс одобрения потребителем производства автомобильных компонентов (комплектующих изделий).
Указанный стандарт может применяться всеми предприятиями - производителями автомобилей и автомобильных компонентов, которые поддерживают требования настоящего стандарта.
Примечание - Отдельные потребители (автопроизводители) могут требовать соблюдения дополнительных (специфических) требований, например заполнения конкретных форм и т.д.
Цель одобрения производства автомобильных компонентов - определить:
- правильно ли поставщик понимает и реализует все заданные требования на автомобильный компонент;
- имеет ли процесс производства поставщика потенциальную возможность выпускать в назначенных объемах соответствующие заданным требованиям автомобильные компоненты.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 Общие требования к компетентности испытательных и поверочных лабораторий
3 Определения
В настоящем стандарте используют термины по ГОСТ Р ИСО 9000, а также следующие термины и соответствующие им определения (в контексте настоящего стандарта):
3.1 потребитель: Потребитель автомобильных компонентов, например автосборочное предприятие.
Примечание - Особые требования потребителей к поставщикам оговариваются отдельно.
3.2 поставщик: Юридическое лицо, изготовившее автомобильный компонент (может отличаться от юридического лица, с которым заключен контракт на поставку).
3.3 автомобильные компоненты (а/к): Комплектующие изделия и материалы, используемые при производстве автомобилей.
Примечание - В контексте настоящего стандарта под термином "автомобильный компонент" понимается "комплектующее изделие". Нештучные автомобильные компоненты (материалы), а также услуги не включены в область применения стандарта. В дальнейшем предполагается распространить область применения настоящего стандарта также на нештучные компоненты (материалы) и услуги.
3.4 заданные требования на автомобильные компоненты: Требования чертежей и технических условий на автомобильные компоненты, указанные в контракте на поставку.
3.5 ключевая характеристика автомобильного компонента: Характеристика автомобильного компонента, изменение которой влияет на безопасность автомобиля, соответствие законодательным нормам и/или на функциональные характеристики (качество, надежность).
3.6 ключевая контрольная характеристика: Параметр процесса (давление, температура, скорость линии, вязкость и др.), изменчивость которого должна быть в рамках установленных для нее пределов для минимизации изменчивости ключевой характеристики автомобильного компонента.
3.7 контрольный образец: Образец автомобильного компонента, хранящийся у поставщика все время действия (см. 5.2) одобрения производства автомобильного компонента.
Примечание - Назначение контрольного образца - представлять автомобильный компонент, получивший одобрение потребителя.
В случае необходимости использования при производстве и контроле автомобильного компонента поставщик отбирает и утверждает у потребителя контрольные образцы автомобильного компонента.
3.8 уровень представления: Набор документов, образцов и т.д. для определения соответствия качества поставляемых автомобильных компонентов требованиям потребителя.
3.9 анализ видов и последствий потенциальных дефектов (FMEA): Определение и количественное оценивание потенциальных дефектов продукции, несоответствий процессов производства, а также их последствий и причин. Объектом применения метода FMEA может быть как конструкция автомобильного компонента, так и процесс его производства. Как правило, FMEA используют для идентификации ключевых характеристик и ключевых контрольных характеристик.
3.10 статистическое управление процессами (SPC): Метод статистического анализа и управления изменчивостью и воспроизводимостью процессов.
3.11 анализ измерительных систем (MSA): Метод статистического анализа и управления изменчивостью и воспроизводимостью процессов измерения.
3.12 перспективное планирование качества продукции и планы управления качеством (APQP/CP): Планирование качества на всех стадиях жизненного цикла продукции на основе формирования планов управления качеством при разработке опытных образцов, при подготовке производства и при промышленном производстве продукции.
3.13 процесс одобрения производства автомобильного компонента (РРАР): Процесс получения потребителем объективных свидетельств того, что поставщик правильно понимает и реализует все заданные требования на автомобильный компонент, и того, что процесс производства поставщика имеет потенциальную возможность выпускать в назначенных объемах соответствующие заданным требованиям автомобильные компоненты.
4 Применение одобрения производства автомобильных компонентов
4.1 Одобрение производства автомобильных компонентов применяется в следующих случаях:
- планирование поставщиком нового автомобильного компонента (узла, детали, используемого материала, цвета и т.п., ранее не поставлявшихся потребителю);
- устранение разногласий (несоответствий) по ранее поставляемому автомобильному компоненту;
- внесение изменений в чертежи, спецификации, материалы автомобильного компонента;
- замена конструкции или материала автомобильного компонента;
- изготовление автомобильного компонента с применением новых или модифицированных инструментов или оснастки (исключая быстроизнашивающуюся), а также в условиях капитального ремонта или перемонтажа оборудования и оснастки для производства автомобильного компонента;
- любое изменение процесса или технологии производства автомобильного компонента;
- изготовление автомобильного компонента после переноса оснастки или оборудования в другое место предприятия или во вспомогательное помещение;
- изготовление автомобильного компонента в условиях изменения материалов или услуг субпоставщика (например, термообработки, покрытия), а также в условиях изменения самого субпоставщика;
- проверка автомобильного компонента по измененным методам контроля и испытаний (например новая методика);
- возобновление производства автомобильного компонента после значительного перерыва (более 12 мес);
- уведомление поставщика со стороны потребителя о приостановлении отгрузки автомобильного компонента по причинам качества.
4.2 Этапы одобрения производства автомобильных компонентов (рисунок 1) приведены в 4.2.1-4.2.8.
Рисунок 1 - Схема одобрения производства автомобильных компонентов
4.2.1 При наступлении ситуаций, описанных в 4.1, поставщик готовит полный комплект документов и образцов для одобрения производства автомобильного компонента и уведомляет (с описанием ситуации по 4.1) об этом потребителя.
4.2.2 Потребитель назначает уровень представления поставщиком образцов и документов, при необходимости запрашивает требуемое количество образцов автомобильных компонентов для проведения дополнительных испытаний.
4.2.3 Поставщик направляет потребителю соответствующий назначенному уровню представления комплект образцов и документов РРАР, упакованный и маркированный в соответствии с требованиями 5.7.
4.2.4 При необходимости проведения дополнительных испытаний после получения от поставщика комплекта образцов и документов потребитель рассылает полученные образцы автомобильных компонентов в соответствующие лаборатории и контролирует ход испытаний. Лаборатории оформляют все необходимые отчеты и сопроводительные документы об испытаниях. Результаты испытаний регистрируются в базе данных РРАР.
4.2.5 Одновременно с проведением испытаний образцов потребитель анализирует предоставленные поставщиком документы на соответствие требованиям настоящего стандарта и специальным требованиям потребителя.
4.2.6 Если результаты испытаний признаны отрицательными либо документы поставщика - несоответствующими, специалисты потребителя в зависимости от значимости выявленных дефектов и/или несоответствий образцов автомобильных компонентов, а также выявленных несоответствий документации принимают решение о выдаче временного одобрения либо об отклонении поставок автомобильного компонента.
4.2.7 При положительных результатах испытаний и положительных результатах рассмотрения документов потребитель готовит заключение об одобрении производства.
4.2.8 Решение об одобрении производства автомобильного компонента утверждает уполномоченное лицо потребителя и сообщает поставщику.
4.3 Результаты одобрения производства автомобильного компонента носят конфиденциальный характер и не могут быть использованы во взаимоотношениях с третьими лицами без письменного согласия сторон.
5 Представление документов и образцов автомобильных компонентов
5.1 При наступлении ситуаций, представленных в 4.1, поставщик должен подготовить представленные ниже документы и отобрать образцы автомобильного компонента (рисунок 2).