Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52316-2005 Техника пожарная. Клапаны термозапорные. Общие технические требования. Методы испытаний

     8 Методы испытаний

8.1 Испытания на прочность корпусов КТЗ (5.2.3.3) проводят до сборки внутренних деталей, не связанных с наружной поверхностью корпуса. Прочность корпуса КТЗ проверяют пробным гидравлическим давлением по ГОСТ 356 в течение не менее 5 мин. Скорость нарастания давления от нуля до пробного гидравлического - равномерная, продолжительность - не менее 15 с.

Остаточные деформации, признаки разрушения корпуса, протечки воды через металл, а также через прокладочные и другие виды соединения и уплотнения не допускаются.

8.2 Все КТЗ предварительно осматривают для выявления очевидных дефектов (5.2.3.6), контролируют комплектность поставки (5.3.1) и маркировку (5.4).

8.3 Наличие пломбы на сменном внешнем тепловом замке (5.2.3.8) проверяют визуальным осмотром.

8.4 Наличие клеммы и знака заземления на комбинированном КТЗ с электрическим приводом (5.2.3.13) проверяют визуальным осмотром.

8.5 Возможность визуального контроля состояния дополнительного запорного органа комбинированных КТЗ "Открыто" - "Закрыто" и надписей "Открыто" - "Закрыто" (5.2.3.10) проверяют визуально.

Органы ручного управления в открытом положении должны располагаться вдоль продольной оси корпуса КТЗ, в закрытом положении - поперек продольной оси.

8.6 Соответствие параметров КТЗ, представленных в ТД на данное изделие, требованиям настоящего стандарта (5.3.2) проверяют сличением параметров КТЗ, представленных в ТД, с качественными и количественными показателями, приведенными в 4.2, 5.2.1, 5.2.2.1-5.2.2.4, 5.2.3.1, 5.2.3.4, 5.2.3.5, 5.2.3.7, 5.2.3.8, 5.2.3.11-5.2.3.13, 5.2.3.15, 5.2.3.16, 5.3, 5.4, 5.5.4, 6.2 и приложении А: условное наименование (тип) КТЗ, тип соединения с газопроводом, рабочее положение на газопроводе, вид дополнительного привода комбинированных КТЗ, максимальное рабочее давление PN, условный диаметр прохода DN, вид теплового замка, номинальная температура срабатывания, предельное отклонение номинальной температуры срабатывания, цвет маркировочный полосы на корпусе КТЗ, окраска жидкости в термоколбе или дужек плавкого внешнего теплового замка, условное время срабатывания, предельно допустимая температура эксплуатации, допустимая протечка воздуха, климатическое исполнение, условия транспортирования и хранения, потери давления КТЗ, габаритные и присоединительные размеры, тип резьбы, окраска корпуса, возможность опломбирования внешнего теплового замка, напряжение питания, электрическое сопротивление изоляции токоведущих цепей комбинированного КТЗ, наличие клеммы и знака заземления.

8.7 Габаритные и присоединительные размеры (5.2.3.4, 5.2.3.5) проверяют соответствующим мерительным инструментом.

8.8 Массу (5.2.3.15) проверяют взвешиванием.

8.9 Испытание КТЗ в упаковке для транспортирования на влияние транспортной тряски (5.2.2.4) проводят на вибростенде. КТЗ в упаковке (таре) крепят на платформе испытательного стенда без дополнительной наружной амортизации. Испытания проводят с ускорением (30±3) м/с при частоте от 80 до 120 ударов в минуту в течение не менее 2 ч. После испытания проводят внешний осмотр КТЗ.

Признаки разрушения тары и механических повреждений находящегося в нем КТЗ, а также остаточные деформации КТЗ не допускаются.

8.10 Испытания на устойчивость к климатическим воздействиям (5.2.2.3) проводят по ГОСТ 15150 (теплоустойчивость - не ниже 50 °С). КТЗ выдерживают при соответствующих температурах не менее 3 ч. Между испытаниями на холодоустойчивость и теплоустойчивость и после испытаний КТЗ выдерживают в нормальных климатических условиях не менее 3 ч.

Признаки механического повреждения не допускаются.

8.11 Испытание на герметичность корпуса, мест соединений и уплотнений КТЗ (5.2.3.2) проводят в открытом положении запорных органов пневматическим условным давлением PN по ГОСТ 356 в течение не менее 5 мин. Скорость нарастания давления от нуля до максимального - не более 0,1 МПа/с.

Утечка воздуха через корпус, монтажные, прокладочные и другие виды соединения и уплотнения не допускается.

8.12 Испытание комбинированных КТЗ на приведение в действие дополнительного запорного органа от напряжения питания (5.2.3.11) осуществляют путем изменения напряжения питания в пределах от плюс 10% до минус 15% от номинального значения. При крайних значениях напряжения питания срабатывание КТЗ проверяют при рабочих гидравлических параметрах, приведенных в 5.2.1.1. Количество испытаний при каждом значении напряжения - не менее трех.

Критерием положительной оценки является срабатывание испытуемого устройства.

8.13 Электрическое сопротивление изоляции токоведущих цепей комбинированных КТЗ (5.2.3.12) определяют мегаомметром номинальным напряжением 500 В. Сопротивление измеряют между каждой клеммой электрического проводника и наружной оболочкой проводника, а также между каждой клеммой электрического проводника и корпусом данного электромеханического оборудования или клеммой заземления.

Электрическое сопротивление изоляции токоведущих цепей должно быть не менее 20 МОм.

8.14 Испытание комбинированных КТЗ на усилие приведения в действие вручную дополнительного запорного органа (5.2.3.9) осуществляют при отсутствии давления и давлении на входе PN на всех предназначенных для этих целей органах управления. Динамометр крепят на рукоятке или маховике органа управления в центре места приложения усилия руки. Ось приложения усилия должна быть перпендикулярна рукоятке. Рукоятку или маховик поворачивают из одного крайнего положения в другое и обратно. Количество циклов испытаний на каждом значении давления - не менее трех.

За результат принимают максимальное значение усилия приведения в действие органа управления (усилие трогания органа управления во внимание не принимают), которое должно быть не более указанного в ГОСТ 21752 или ГОСТ 21753.

8.15 Испытания, которые должны быть проведены по номенклатуре технических параметров дополнительного привода комбинированных КТЗ, не указанных в настоящем стандарте (5.2.3.14), осуществляют по методам, изложенным в ТД на изделие конкретного типа.

8.16 Температуру срабатывания (5.1.2.3) проверяют путем нагрева КТЗ, погруженного в ванну с жидкостью, от температуры (20±5) °С до температуры на (20±2) °С ниже номинальной температуры срабатывания со скоростью не более 20 °С/мин. КТЗ при этой температуре выдерживают не менее 10 мин, а затем температуру повышают с постоянной скоростью не более 1 °С/мин до тех пор, пока тепловой замок не разрушится.

Температуру измеряют у корпуса КТЗ около теплового замка. Соотношение размеров ванны, заполненной жидкостью ("длинаширинавысота") - 1±20%:1±20%:1±20% (или "диаметрвысота" - 1±20%:1±20%). В качестве рабочей следует использовать жидкость, имеющую температуру кипения, большую номинальной температуры срабатывания теплового замка КТЗ (например, вода, глицерин, минеральные или синтетические масла). Объем жидкости должен не менее чем в пять раз превышать объем жидкости, вытесняемой КТЗ.

Температура срабатывания не должна превышать указанной в таблице 1.