Статус документа
Статус документа


РД 153-39.4-060-00


РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ


МЕТОДИКА
РАСЧЕТА УЩЕРБА ОТ КРИМИНАЛЬНЫХ ВРЕЗОК
В НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДЫ



Дата введения 2001-06-01


Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Научно-исследовательской лабораторией нефтегазовой гидродинамики Российского государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина (коллектив в составе: д.т.н., проф. М.В.Лурье (руководитель), к.т.н., с.н.с. В.В.Васильковский, к.ф.-м.н., с.н.с. Л.Н.Лебедева, к.т.н., с.н.с. Л.В.Полянская, к.т.н., м.н.с. А.С.Дидковская)

2.  ВНЕСЕН   Акционерной компанией трубопроводного транспорта нефтепродуктов ОАО "АК "Транснефтепродукт"

3. СОГЛАСОВАН со Следственным комитетом Российской Федерации (письмо от 13.10.99 N 17/3-7835, от 21.02.01 N 17/3-1520)

4.  ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства  энергетики Российской Федерации от 06.06.01 N 167.

5.  ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ     


1. Область применения


1.1. Настоящий руководящий документ (далее РД) предназначен для расчета экономического ущерба, наносимого физическими и юридическими лицами трубопроводному хозяйству или иным юридическим и физическим лицам при криминальных врезках в нефтепродуктопроводы предприятий топливно-энергетического комплекса с целью хищения содержащегося в них топлива независимо от формы собственности.

1.2. При разработке настоящего РД учтены методики определения ущерба окружающей среде при авариях на трубопроводном транспорте, использован практический опыт устранения последствий от криминального проникновения во внутреннюю полость трубопроводов с целью хищения нефтепродуктов, накопленный за последнее десятилетие, а также использованы теоретические и современные компьютерные методы расчета объемов жидкости, вытекающей из трубопровода при его разгерметизации, адаптированные к криминальным технологиям хищения топлива.

1.3. Настоящий РД применяется как в случаях, когда виновник криминального проникновения в нефтепродуктопровод установлен, так и в случаях, когда такой виновник не установлен или ведется следствие по его розыску.

2. Нормативные ссылки


В настоящем  РД использованы ссылки на следующие документы:

РД 153-39.2-076-01 "Инструкция по техническому расследованию причин аварий и повреждений магистральных нефтепродуктопроводов, учету аварий и повреждений и списанию безвозвратных потерь нефтепродуктов".

РД 153-112-014-97  "Инструкция по ликвидации аварий и повреждений на магистральных нефтепродуктопроводах".

РД 3112194-0366-97*  "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

_______________

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать РД Р3112194-0366-97 "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте". - Примечание изготовителя базы данных.

РД 39-0147103-365-86  "Инструкция по рекультивации земель, загрязненных нефтью".

РД 153-39-011-97 "Инструкция по учету нефтепродуктов на магистральных нефтепродуктопроводах".

РД 153-39.4-041-99  "Правила технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов".

ВППБ 01-03-96 "Правила пожарной безопасности для предприятий АК "Транснефтепродукт".

ППБ 05-86 "Правила пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ".

3. Определения и сокращения


В настоящем РД применяются следующие термины с соответствующими определениями и сокращения:

3.1. Криминальная врезка - действия (и их результат) криминального характера, связанные с незаконным проникновением во внутреннюю полость магистрального или технологических нефтепродуктопроводов с целью хищения содержащегося в них топлива.

3.2. Экономический ущерб - денежное выражение суммарных затрат на ликвидацию всех (см. раздел 5) последствий криминального проникновения в трубопровод.

3.3. Компания - Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов

3.4. МНПП - магистральный нефтепродуктопровод.

3.5. ОВД - отдел внутренних дел.

3.6. АВР - аварийно-восстановительные работы.

3.7. АВС - аварийно-восстановительная служба.

3.8. ЛПДС - линейно-производственная диспетчерская служба.

3.9. ОАО - открытое акционерное общество.

3.10. ПО ОАО - производственное отделение открытого акционерного общества.

3.11. АКН - агрегат с вакуумным насос-компрессором.

3.12. ГСМ - горюче-смазочные материалы.

4. Классификация криминальных врезок


4.1. Криминальная врезка представляет собой проделываемое в стенках трубопровода (или какого-либо его элемента) отверстие, предназначенное для хищения нефтепродуктов.  

По своему виду и конструкции криминальные врезки классифицируются на неквалифицированные и квалифицированные.

4.2. Неквалифицированная врезка представляет собой отверстие в теле трубопровода или его оборудования, не снабженное специальным приспособлением для кражи нефтепродукта.

4.3. Квалифицированная врезка представляет собой отверстие в теле трубопровода или его оборудования с присоединенным приспособлением для кражи нефтепродукта - патрубком, снабженным запорным устройством, а также со шлейфом или без него, или возможностью подключения шлейфа.

4.4. Шлейфом называется отвод (труба или шланг), присоединяемый к верхней части патрубка и используемый для кражи топлива из трубопровода в передвижную цистерну (бензовоз) или стационарную емкость.

4.5. Короткие шлейфы длиной до 25 м используются, как правило, для налива похищаемого топлива в автомобильные цистерны или другие емкости на механизированном ходу непосредственно вблизи места врезки.

4.6. Длинные шлейфы длиной свыше 25 м используются, как правило, для налива похищаемого топлива в автомобильные цистерны или другие емкости на механизированном ходу, а также в стационарные емкости, находящиеся на достаточном удалении от места врезки. Такие емкости могут располагаться на территории различных организаций, заводов, автотранспортных предприятий, в приспособленных складах, ангарах, зданиях, сооружениях и т.п., расположенных вдоль трассы МНПП.

4.7. Врезка считается замаскированной, если шурф, послуживший для присоединения врезки к трубопроводу, засыпан, а шлейф на большей части его протяженности замаскирован тем или иным способом. Замаскированные врезки сооружаются, как правило, для многоразовых хищений нефтепродуктов.

5. Структура и составляющие экономического ущерба

 

Экономический ущерб, наносимый трубопроводному хозяйству Компании за счет криминальных врезок, складывается из следующих основных составляющих:

5.1. Экономический ущерб, проистекающий от  потери топлива, находящегося в нефтепродуктопроводе (Унп).

5.2. Экономический ущерб, проистекающий от затрат на транспортировку топлива до места криминальной врезки в нефтепродуктопровод (Ут).

5.3. Экономический ущерб, причиняемый материальной части нефтепродуктопровода путем сверления его стенок и тем самым ослабления несущей способности трубы, являющейся, как известно, сосудом высокого давления (Уавр). Этот ущерб складывается из трех основных статей:

  - стоимости расходных материалов, затрачиваемых на восстановление работоспособности трубопровода;

  - оплаты работ инженерно-технического персонала по ликвидации криминальных врезок, начислений на заработную плату и накладных расходов;

  - скрытого ущерба от снижения несущей способности трубопровода за счет криминальных сверлений.

5.4. Экономический ущерб от исков природоохранных организаций за ущерб, причиненный окружающей природной среде и явившийся следствием криминального проникновения в трубопровод (Уопс).

5.5. Экономический ущерб от исков сторонних лиц и организаций за причиненный им ущерб, явившийся следствием криминального проникновения в трубопровод (Уисл, Уисо).

5.6. Экономический ущерб Компании "от упущенной выгоды", связанный с вынужденным прекращением перекачки для ликвидации врезки (Уув).

6. Акты технического расследования криминальных врезок


6.1. Исходным материалом для расчета экономического ущерба от криминальных врезок в нефтепродуктопровод служат акты технического расследования криминальных врезок, протокольные данные о мероприятиях, направленных на их устранение, иски природоохранных органов, сторонних лиц и организаций о причиненном ущербе (если таковые имеются), а также решения судов (арбитражных судов).

6.2. Поскольку криминальная врезка является умышленным повреждением нефтепродуктопровода и по последствиям может быть классифицирована как авария, то при ее обнаружении и техническом расследовании следует руководствоваться требованиями РД 153-39.2-076-01.

6.3. Поскольку хищение топлива из трубопровода является уголовно наказуемым деянием, то извещение об обнаружении криминальной врезки, оформленное в соответствии с требованиями раздела 5 РД 153-39.2-076-01, немедленно направляется также в местное ОВД.

6.4. Порядок технического расследования криминальной врезки в нефтепродуктопровод осуществляется в соответствии с разделом 6 РД 153-39.2-076-01.

6.5. По результатам технического расследования криминальной врезки в нефтепродуктопровод составляется Акт расследования по специальной форме - приложение К к РД 153-39.2-076-01.

В разделе "Последствия аварии (повреждения)"  п.п.59-73, касающиеся экономического ущерба от криминальной врезки,  заполняются после расчетов, выполненных по настоящему РД.


7. Виды аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий
криминальных врезок


7.1. Ликвидация последствий криминальных врезок в нефтепродуктопроводы относится к категории аварийно-восстановительных работ (АВР), порядок проведения которых определяется РД 153-112-014-97, и выполняется силами аварийно-восстановительных служб (АВС) при ЛПДС, перекачивающих, наливных станциях или ПО ОАО.

7.2. Организация и производство АВР, связанных с ликвидацией криминальных врезок в магистральные нефтепродуктопроводы, должны соответствовать  требованиям,  изложенным в РД  153-39.4-041-99, РД 153-112-014-97, ВППБ 01-03-96, ППБ 05-86, а  также  в  [28, 40].

7.3. Полный перечень аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий криминальных врезок и порядок их выполнения зависит от конкретных условий, характера, места повреждения и напряженности работы трубопровода. В зависимости от этих факторов выбирается соответствующий способ ремонта.

7.4. При размере повреждения, нанесенного криминальной врезкой, до 8-12 мм в образовавшееся отверстие забивается металлическая пробка-заглушка (чоп), поверх которой приваривается заплата или хомут. Размеры заплат и муфт должны быть такими, чтобы перекрывать место дефекта не менее чем на 40 мм от края. Заплата должна иметь эллипсовидную форму. Муфты необходимо использовать в случае, если поврежденный участок больше допустимых размеров заплат, определяемых диаметром трубы. Установка заглушек, заплат и хомутов ослабляет несущую способность трубопровода и применяется как временное средство, устраняемое при проведении капитального ремонта.

7.5. При размере повреждения, нанесенного криминальной врезкой, более 8-12 мм дефектный участок трубы вырезается и заменяется новым (катушкой). Длина устанавливаемой катушки должна составлять не менее 0,5 м. Правила установки катушки и все необходимые с этим работы по временной изоляции поврежденного участка от остальной части трубопровода (с возможными при этом перекачкой нефтепродукта за пробку или задвижку, а также с опорожнением участка) определяются РД 153-112-014-97.

7.6. При повреждении, нанесенном криминальной врезкой запорному устройству или соединительному элементу трубопровода (тройнику, переходнику и т.п.), восстановление производится путем замены дефектной детали на новую.

7.7. При наличии утечки нефтепродукта, произошедшей из-за криминальной врезки, принимаются меры по сокращению объема утечки: остановка перекачки на поврежденном перегоне и перекрытие линейных задвижек, отсекающих поврежденный участок (если этого требует профиль трубопровода). Затем осуществляются мероприятия по локализации и сбору нефтепродукта (в случае необходимости устраиваются земляные амбары, ловушки, запруды и т.п.). При попадании нефтепродукта в водоемы принимаются меры по их улавливанию и утилизации.    

7.8. Ликвидация аварий выполняется в соответствии с Планами ликвидации возможных аварий, определяющими численность, оснащенность и порядок действий соответствующего эксплуатационного персонала нефтепродуктопровода.

Бригада, выполняющая АВР по ликвидации последствий криминальных врезок, как правило, включает в свой состав 8 человек. Обычно в нее входят: руководитель бригады (инженер), водители автомашин, в случае необходимости - машинист-экскаваторщик, электросварщик и 2 рабочих. При необходимости (в случае крупного повреждения) в бригаду могут быть включены еще один электросварщик и 2 рабочих.  При наличии сильной утечки нефтепродукта для его сбора используются специальные машины типа АКН. При наличии такой утечки на место повреждения вызывается пожарная команда для предупреждения или ликвидации загорания.

7.9. После ликвидации криминальной врезки производится усиленная антикоррозийная изоляция отремонтированного участка трубопровода, включающая очистку участка трубы, нанесение битумной грунтовки, наматывание изоляционной ленты в 3-4 слоя и т.п.

7.10. Если криминальная врезка или процесс ее ликвидации сопровождался крупной утечкой нефтепродукта, производятся работы по очистке загрязненной территории (нанесение сорбента с последующим сбором, смыв водой под давлением). По окончании АВР при необходимости производится рекультивация земель.

8. Расчет интенсивности отбора нефтепродукта, похищаемого
через криминальные врезки

8.1. Расчет расхода нефтепродукта, вытекающего из трубопровода
через "неквалифицированную" врезку

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs