Статус документа
Статус документа

РД 31.31.27-81 Руководство по проектированию морских причальных сооружений

12(7). ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРИЧАЛЬНЫМ СООРУЖЕНИЯМ ЭСТАКАДНОГО ТИПА

12.1(7.1). Конструктивные элементы причальных сооружений эстакадного типа следует преимущественно выполнять из железобетона, при этом для опор в виде свай или свай-оболочек применять предварительно напряженный железобетон, а для верхнего строения - железобетон предварительно напряженный и без предварительного напряжения.

Конструктивные элементы тылового сопряжения следует выполнять из бетона и железобетона.

Примечания: 1. Применение стальных элементов для несущих конструкций должно быть специально обосновано в проекте.

2. При проектировании глубоководных пирсовых систем для гибких (упругих) палов, воспринимающих судовые нагрузки, должны, как правило, применяться металлические трубы из высокопрочной стали с переменной толщиной стенок с повышенными геометрическими характеристиками [ м, где - упругий момент сопротивления сечения трубчатых стальных свай].

3. При погружении свай-оболочек в грунт основания должны выполняться требования РД 31.31.17-74 (см. прил.1).

12.2(7.8с). Ширина ростверка набережной эстакадного типа, крутизна подпричального откоса и его конструкция должны определяться на основе технико-экономических расчетов, исходя из условий обеспечения общей устойчивости сооружения и гашения волны. Подпричальный откос должен удовлетворять требованиям местной устойчивости.

12.3(7.2). Ширина верхнего строения ростверка определяется с учетом:

а) размещения железнодорожных путей, кранового и другого оборудования;

б) конструкции крепления подпричального откоса и его устойчивости;

в) конструкции тылового сопряжения с берегом или существующим сооружением.

Примечание. Увеличение ширины верхнего строения для обеспечения устойчивости подпричального откоса допускается при неблагоприятных грунтовых условиях и требует обоснования целесообразности по сравнению с другими способами (замена или закрепление грунтов основания, уменьшение шага опор, применение анкерующих устройств и т.д.).


Влияние устойчивости откоса отражается на правильном определении минимальной ширины сооружения при полученном расчетном уклоне откоса.

Под неблагоприятными грунтовыми условиями подразумеваются илы, слабые сильно водонасыщенные глины и суглинки с коэффициентом водонасыщения 0,85, показателем консистенции 0,75, модулем деформации 50 кгс/см при коэффициенте консолидации см/год.

12.4(7.3). Схему свайного основания причального сооружения следует составлять исходя из следующих соображений:

а) опоры в поперечном направлении размещаются с учетом расположения эксплуатационного оборудования (подкрановых путей портальных кранов, железнодорожных путей и т.п.), наиболее выгодной передачи временных нагрузок на опоры, а также ширины сооружения, определяемой в соответствии с указаниями п.12.3(7.2);

б) при назначении продольного шага опор (пролета) следует добиваться такого соотношения конструктивных решений по верхнему строению и опорам, при котором стоимость 1 пог. м сооружения минимальна. При этом должны быть обеспечены оптимальное использование несущей способности опор и устойчивость подпричального откоса. Высота несущих элементов конструкций верхнего строения должна удовлетворять требованиям прочности, в отдельных случаях выносливости, трещиностойкости, а также гарантировать допускаемые величины прогибов, не превышающие 1/500 в пределах пролета и 1/250 - в пределах консоли ( и - длина соответственно пролета и консоли). Возвышение низа пролетного строения над расчетным уровнем воды должно назначаться с учетом волновых воздействий на ростверк. Оно должно обеспечивать возможность осмотра и ремонта ростверка снизу и быть не менее 0,8 м над расчетным строительным уровнем воды [см. примечание к п.9.7(5.19, 6.8)].

Примечания: 1. Кроме того, для ростверков с подкрановыми и железнодорожными путями величины допускаемых деформаций верхнего строения от эксплуатационных нагрузок устанавливаются при проектировании с таким расчетом, чтобы отклонения в относительном положении рельсов при эксплуатации (отклонения на укладку плюс деформацию) не превосходили величин, указанных в РТМ 31.3009-76 "Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий" (см. прил.1) или в паспортах поставляемого оборудования.

2. Возвышение нижней поверхности ростверка сквозных сооружений пирсов над расчетным статическим уровнем следует определять в соответствии с СН 288-64 "Указания по проектированию гидротехнических сооружений, подверженных волновым воздействиям";

в) расстояние между осями вертикальных опор, воспринимающих горизонтальные нагрузки, следует принимать равным не менее 6 (где - большая сторона прямоугольного сечения сваи или наружный диаметр сваи-оболочки).

Расстояние между осями вертикальных и наклонных висячих свай в плоскости их нижних концов должно быть не менее 3, а свай-стоек - не менее 2,5.

Примечание. В отдельных случаях, при условии специального обоснования в проекте, допускается в поперечном направлении расстояние между опорами, работающими на горизонтальные нагрузки, принимать равным менее 6, но не менее 3.


12.5(7.4). При проектировании свайного основания целесообразность применения наклонных или козловых свай вместо вертикальных должна определяться в зависимости от следующих факторов:

а) величины горизонтальной нагрузки на сваю;

б) количества дополнительных свай, необходимых для восприятия горизонтальных нагрузок;

в) наличия сваебойного оборудования для погружения наклонных или козловых опор.

В зависимости от направления приложенной горизонтальной нагрузки козловые и наклонные опоры в сооружении могут быть расположены как в плоскости, параллельной линии кордона, так и в плоскости, перпендикулярной ей.

12.6(7.5). Расстояние между температурно-деформационными швами железобетонных ростверков эстакад следует принимать по результатам статического расчета работы опор на дополнительный изгиб, возникающий от температурных деформаций ростверка, а также с учетом указаний п.8.3(3.4).


В соответствии с действующими СНиП для сборно-монолитных конструкций сооружений, аналогичных по конструкции эстакадным, расстояние между температурно-деформационными швами допускается принимать без расчета до 40 м.

Такая же величина принимается для рамных железобетонных мостов. Учитывая, что величины температурных градиентов для причальных сооружений снижаются регулирующим влиянием воды, слоем покрытия и др., длина секции может быть увеличена при соответствующем обосновании и проверке конструкции расчетом. При этом должно быть учтено, что максимальная разность температур может не соответствовать максимальным эксплуатационным нагрузкам на сооружение.

Следует отметить, что целесообразность увеличения длины секции при относительно частом расположении свай вдоль причала может быть вызвана принятой схемой расстановки швартовных тумб в зависимости от длины расчетного судна. Так, например, в типовых проектах железобетонных свайных набережных (Черноморпроект, 1957 г.) длина секции принята равной 50 м и в более поздних типовых проектах - до 60 м.