РД 31.31.27-81
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
Руководство по проектированию морских причальных сооружений
Дата введения 1982-07-01
РАЗРАБОТАНО Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроект)
Заместитель главного инженера Т.И.Чодришвили
Руководители разработки, ответственные исполнители В.В.Акимов, И.М.Зимович
УТВЕРЖДЕНО Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроект)
Главный инженер Ю.А.Ильницкий
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением главного инженера Союзморниипроекта от 22 января 1981 г. N 59
ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ
Руководство составлено в развитие главы СНиП II-51-74 по разделам, относящимся к морским причальным сооружениям, и Инструкции по проектированию морских причальных сооружений .
Приведенные в Руководстве тексты главы СНиП II-51-74 и Инструкции отмечены на полях сбоку вертикальной чертой. К отдельным пунктам главы СНиП и Инструкции даны соответствующие пояснения по их применению.
Руководство содержит комплексные примеры расчета, охватывающие наиболее типичные случаи в практике проектирования конструкций причальных сооружений и иллюстрирующие порядок применения указаний, приведенных в СНиП и Инструкции.
Нумерация пунктов, формул, таблиц и рисунков в Руководстве, где необходимо, двойная: первый номер - порядковый, второй, в скобках, соответствует номеру, данному в главе СНиП II-51-74 или в Инструкции .
Цифровые обозначения в круглых скобках с индексом "с" [например, 2.1(2.1с)] приняты по СНиП II-51-74, без буквенных индексов в круглых скобках относятся к [например, 14.11(9.9)].
1(1). ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1(1.1с). Требования настоящего Руководства должны соблюдаться при проектировании вновь возводимых и реконструируемых морских причальных сооружений портов и судоремонтных заводов. (1.1). Руководство содержит общие требования по проектированию стационарных причальных сооружений и специальные требования по проектированию гравитационных сооружений уголкового профиля и из массивовой кладки, причалов типа "больверк" с анкеровкой на одном уровне и эстакад. Примечания: 1. При проектировании морских причальных сооружений надлежит с учетом указаний Руководства соблюдать требования, предусмотренные главой СНиП и стандартом СЭВ "Основные положения по проектированию и по расчету строительных конструкций и оснований", требования других соответствующих нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР, а также утвержденных Союзморниипроектом или Минморфлотом (см. прил.1 к настоящему Руководству). 2. Проектирование причальных сооружений, возводимых в сейсмических районах, в зонах распространения вечномерзлых, просадочных, набухающих, торфяных грунтов, на подрабатываемых и подверженных оползням и карстам территориях и в других особых условиях, должно производиться с учетом дополнительных требований соответствующих нормативных документов, а при отсутствии таковых - на основе специально проводимых исследований. |
1.2. Порядок выдачи заданий на проектирование, стадийность, объем, содержание и оформление проектной документации должны соответствовать указаниям СН 202-81 "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений", СН 219-70 "Инструкция по разработке проектов и смет для строительства за границей при техническом содействии СССР".
1.3(1.3). При разработке проекта причального сооружения необходимо иметь исходные данные, устанавливаемые в соответствии с генеральным планом и технологической частью проекта, естественными условиями участка строительства, а также с условиями производства работ [согласно пп.1.4(1.4)-1.6(1.6) настоящего Руководства]. 1.4(1.4). Плановое положение причалов определяется генеральным планом проектируемого объекта (порта, судоремонтного завода и т.д.). Плановое положение линии кордона причалов в зависимости от естественных условий следует уточнять при разработке гидротехнической части проекта. Технологическая часть проекта определяет следующие исходные данные проекта причального сооружения: длину причалов; отметку дна у причала; отметку кордона; категорию эксплуатационных нагрузок; типы расчетных судов; специальные требования к причалу. 1.5(1.5). В качестве исходных используются следующие данные о естественных условиях и застройке участка строительства: а) топографические (план участка строительства с горизонталями и привязкой существующих зданий и сооружений); б) гидрографические (план промеров глубин акватории с построением изобат, сведения о морских свалках грунта); в) гидрологические и метеорологические (режимные характеристики ветра, волнения и уровней моря, сведения о ледовом режиме, заносимости или размыве в месте расположения проектируемого сооружения, степень агрессивности среды, климатические данные); г) биологические, характеризующие отсутствие или наличие древоточцев различных видов, степень интенсивности их деятельности, сохранность и гниение древесины на различных уровнях, наличие биологических объектов, подлежащих охране; д) геологические и гидрогеологические (геологические профили, физико-механические характеристики грунтов основания и засыпки, сведения о грунтовых водах и их агрессивности); е) данные о сейсмичности (с учетом микрорайонирования), а также карстовых, оползневых и просадочных явлениях на участке строительства. 1.6(1.6). Данные об условиях производства работ должны включать следующие сведения: а) производственные возможности строительной организации (производственные базы, их расположение и характеристика, краны и иное строительное оборудование); б) размещение предприятий, изготовляющих сборные железобетонные элементы, их производственная мощность, степень загрузки, технологические возможности; в) транспортные связи района строительства с базами, заводами-поставщиками, пунктами заготовки местных строительных материалов; г) местные строительные материалы (номенклатура, количественная и качественная характеристики, условия разработки и транспортировки). 2(2с). КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ 2.1(2.1с). Морские причальные сооружения подразделяются на постоянные и временные. Постоянные сооружения предназначены для длительной эксплуатации. К временным относятся сооружения, используемые в период строительства или ремонта постоянных сооружений. |
2.2. Причальные сооружения подразделяются в зависимости от:
а) расположения по отношению к берегу - на набережные, пирсы (узкие и широкие), рейдовые (островные и плавучие) и выдвинутые в акваторию и связанные съездами или подвесными дорогами с территорией;
б) возможности перемещения - на стационарные и передвижные;
в) конструктивных особенностей и принципа работы - на гравитационные, тонкие стенки типа "больверк", эстакады, мостового типа, смешанного типа, плавучие причалы;
г) применяемых строительных материалов - на бетонные, железобетонные, металлические, деревянные и смешанные;
д) восприятия бокового давления грунта - на распорные и безраспорные;
е) назначения (специализации) - на причалы:
грузовые (для генеральных тарно-штучных, лесных, навалочных и насыпных грузов, для контейнеров, лихтеров и наливных грузов);
пассажирские;
паромных переправ;
судоремонтные;
портофлота и др.
2.3(1.7). Классификация портовых сооружений по капитальности производится в соответствии с требованиями главы СНиП II-51-74 "Гидротехнические сооружения морские. Основные положения проектирования" и других нормативных документов, утвержденных и согласованных в установленном порядке. Классификация причальных сооружений по капитальности производится в зависимости от их народнохозяйственной значимости. (2.3с). Классы капитальности причальных сооружений в зависимости от их высоты должны быть не ниже указанных в табл.1(1с). | |||
Таблица 1(1с) | |||
Наименование морских гидротехнических сооружений | Показатель, определяющий | Класс сооружения | |
Причальные | Высота сооружения* | ||
более 25 м | I | ||
20-25 м | II | ||
менее 20 м | III | ||
* Высота причального сооружения принимается равной сумме абсолютных значений отметок кордона и дна у причала. Примечания: 1. Временные сооружения причалов должны относиться к IV классу капитальности. 2. Причальные сооружения, совмещенные с оградительными, относятся ко II классу при высоте сооружения менее 20 м. |
2.4. При назначении класса капитальности, кроме требований п.2.3, должны учитываться дополнительные показатели:
мощность комплексного объекта (морской порт как единый транспортный узел), в составе которого осуществляется строительство данного причала;
перспективная пропускная способность причального фронта;
концентрация грузов и технологического оборудования по расчетному грузообороту, определяющая категорию нагрузок на причале;
фактор моральной амортизации причала;
безопасность людского персонала и др.
2.5. В зависимости от класса причального сооружения устанавливаются:
эксплуатационные требования, обеспечивающие нормальную (без ограничения) работу сооружения в течение всего срока его службы;
требования соответствия срока службы сооружения его моральному износу (необходимой долговечности конструкции), обеспечиваемые применением соответствующих строительных материалов и защитой их в конструкциях от внешних воздействий окружающей среды.
2.6. По совокупности приведенных в пп.2.3 и 2.4 признаков причальные сооружения каждого вида делятся на четыре класса, причем к I классу относятся сооружения, к которым предъявляются повышенные требования, а к IV классу относятся сооружения, к которым предъявляются минимальные требования.
2.7. Класс причальных сооружений или основной группы их в комплексных объектах строительства назначается с учетом требований пп.2.3, 2.4 и 2.6 организацией, выдающей задание на проектирование.
2.8. В составе комплексного объекта строительства могут устанавливаться разные классы для отдельных сооружений в зависимости от их значения в общем комплексе. При этом к повышенному классу следует относить сооружения, прекращение работы которых в случае ремонта или аварии существенно нарушает работу комплексного объекта или связанного с ним территориального промышленного предприятия.
2.9. Класс объекта (причального сооружения) должен указываться в проекте (на заглавном листе).
3(2). ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ ПРИЧАЛЬНОГО СООРУЖЕНИЯ 3.1(2.1). Конструкцию сооружения следует выбирать исходя из технико-экономической целесообразности ее применения в конкретных условиях строительства на основе сопоставления вариантов. 3.2(2.2). Экономическую целесообразность сравниваемых вариантов следует определять на основе сопоставления стоимостей возведения сооружения, а в случаях, когда сроки строительства по вариантам резко различны, учитывать экономический эффект, получаемый в результате более раннего ввода в эксплуатацию проектируемого объекта. 3.3(2.3). При выборе варианта конструкции следует учитывать: а) расход основных строительных материалов (металла, цемента, лесоматериалов) в соответствии с требованиями ТП 101-76 "Технические правила по экономному расходованию основных строительных материалов"; б) наличие местных строительных материалов; в) трудоемкость производства работ; г) степень сложности строительства; д) наличие оборудования и механизмов, необходимых для строительства; е) требования к долговечности сооружения; ж) эксплуатационные показатели. |
3.4. При определении набора вариантов конструкций, подлежащих рассмотрению в техническом проекте, следует исходить из условий, указанных в пп.1.3(1.3)-1.6(1.6) при выполнении требований пп.3.1(2.1)-3.3(2.3) настоящего Руководства.
Рекомендуется также учитывать следующие условия:
а) при проектировании конструкций из железобетона прежде всего следует рассмотреть в качестве варианта конструкцию из сборного железобетона, за исключением сооружений, для которых нецелесообразность этого решения доказана предшествующим проектированием;
б) вариант набережной стенки из обыкновенной массивовой кладки следует включать в проект при рассмотрении гравитационных конструкций, возводимых на плотных малосжимаемых основаниях и при наличии в районе строительства карьеров камня.
При этом надо учитывать, что суммарный вес сборных элементов, входящих в состав набережной стенки из массивовой кладки, обычно относительно высок, что соответственно увеличивает стоимость перевозки массивов от пункта изготовления к месту строительства и приводит к необходимости использования, как правило, построечных полигонов, а не заводов изготовления массивов;
в) вариант причального сооружения из пустотелых бетонных массивов необходимо включать в проект при рассмотрении гравитационных конструкций.
Следует учитывать весьма высокие технико-экономические показатели по стоимостным показателям и строительным материалам (цемент, камень, щебень, бетон и др.) по сравнению с курсовой кладкой из обыкновенных бетонных массивов, а также возможность возведения кладки из пустотелых бетонных массивов на грунтах средней плотности с выдерживанием необходимых коэффициентов безопасности сооружения;
г) вариант конструкции из массивов-гигантов следует включать в проект глубоководных причалов при наличии объема строительства, экономически оправдывающего устройство специальной базы. При этом необходимо рассматривать возможность транспортирования массивов-гигантов на плаву на значительные расстояния при условии экономической целесообразности сооружения этих конструкций на централизованной базе для нескольких отдельных объектов строительства. В проекте рекомендуется, кроме изготовления массива-гиганта целиком на берегу, рассматривать также (с учетом местных гидрологических и метеорологических условий) возможность сооружения на берегу лишь нижней части конструкции с последующей достройкой ее на плаву до проектной высоты;
д) вариант конструкции причального сооружения из железобетонных тонкостенных цилиндрических оболочек большого диаметра надлежит включать в проект при строительстве глубоководных сооружений с глубиной 11,5 м, когда технико-экономические показатели по другим сравниваемым вариантам гравитационных причальных сооружений (уголковых, массивовых и др.) существенно ниже показателей рассматриваемого варианта;
е) при проектировании больверков следует рассматривать вариант с лицевой стенкой из стального шпунта;
ж) вариант стальных опор, а также верхних строений рекомендуется рассматривать в проекте глубоководных эстакад и конструкций мостового типа, если он способствует созданию благоприятных условий производства работ, уменьшению сроков строительства и экономии средств.
Этот вариант следует включать в проект также в случаях, когда естественные условия особо агрессивны по отношению к бетону.
Использование металлических труб в качестве свайного фундамента эстакадных причальных сооружений становится экономически оправданным при значительных глубинах (13,0 м) и больших судовых нагрузках, когда железобетонные свайные фундаменты не обеспечивают трещиностойкость конструкций;
з) вариант конструкций причальных сооружений из дерева (в том числе ряжевые конструкции) рекомендуется включать в проекты для объектов, расположенных в районах, богатых лесом, а также в которых отсутствуют древоточцы. При рассмотрении вариантов причальных сооружений из дерева следует учитывать также сведения о сохранности древесины от гниения в местных климатических и гидрологических условиях.
3.5(2.4, 1.10). При проектировании морских причальных сооружений необходимо: при наличии угрозы размыва дна перед причалом в проекте предусматривать укрепление дна или учитывать понижение его уровня в результате размывов. Выбор между указанными вариантами должен решаться на основе сравнения их технико-экономических показателей; при выборе варианта конструкции причального сооружения и определении мер защиты учитывать все виды важнейших естественных и эксплуатационных неблагоприятных воздействий: а) многократное попеременное замораживание и оттаивание, а также увлажнение и высыхание, вызывающие интенсивное разрушение бетона в зоне переменного уровня воды; б) химическое действие морской воды и других агрессивных минерализованных или пресных вод, атмосферы, насыщенных влагой химических грузов и блуждающих токов, вызывающих коррозию бетона и стали; в) истирание и механические повреждения конструкций в результате воздействий швартующихся судов, волн, движущихся наносов, льда и иных плавающих предметов; г) разрушение лесоматериалов в результате гниения или действия древоточцев. 4(3с). ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ 4.1(3.1с). Выбор конструкций морских причальных сооружений должен производиться на основании технико-экономического сравнения вариантов, разрабатываемых с учетом: удовлетворения требований эксплуатации и перспективы развития объекта; увязки срока физического и морального износа; природных условий района и места возведения сооружений (инженерно-геологических, гидрологических, климатических, биологических и других факторов окружающей среды); условий и методов производства работ; требований технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов; оптимальной продолжительности строительства; максимального применения типовых конструкций, деталей и узлов при наиболее высокой степени механизации работ. |
Примечание. Для удовлетворения требований нормальной эксплуатации и развития объекта необходимо соблюдать указания по научной компоновке морских портов и судоремонтных заводов.
4.2(3.2с). Морские причальные сооружения должны обладать стойкостью против воздействия на них воды, знакопеременных температур, увлажнения и высыхания, волн, льда, биологической среды и агрессии складируемых грузов. |
Для защиты конструкций от агрессии складируемых грузов необходимо соблюдать требования специальных нормативных документов.
4.3(3.3с). Выполнение требований п.4.2(3.2c) настоящего раздела должно обеспечиваться применением: элементов конструкций из материалов, устойчивых против воздействия агрессивной среды, знакопеременных температур и механического истирания; защитных покрытий и соответствующей пропитки и окраски поверхностей элементов и узлов сооружений; конструктивных решений, обеспечивающих уменьшение воздействия указанных агрессивных факторов на элементы сооружений; активных защитных мероприятий (катодная защита и т.п.). Примечание. Помимо применения катодной защиты, разрешается применять другие виды электрохимической защиты (протекторная и др.). |
5(5с). ОТСЧЕТНЫЕ УРОВНИ И ГЛУБИНЫ ПОРТОВЫХ И ЗАВОДСКИХ АКВАТОРИЙ И ПОДХОДНЫХ КАНАЛОВ 5.1(5.1с). Отсчетные уровни портовых и заводских акваторий и подходных каналов необходимо назначать относительно нуля глубин, принятого на гидрографической карте данного бассейна, по многолетнему графику обеспеченности ежедневных уровней воды за навигационный период (включая время навигации с ледоколом). |