Шум - один из наиболее распространенных вредных факторов городской среды. Опыт эксплуатации метрополитенов показал, что они являются источником интенсивного шума на поверхности земли в окружающей жилой застройке, на производственной территории и внутри самих сооружений в тех случаях, когда не приняты соответствующие меры по его снижению. Внедрение новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности механического оборудования, механизация привели к тому, что в процессе строительства и эксплуатации объектов метрополитенов население подвергается воздействию шума высоких уровней. Проблема борьбы с шумом является неотъемлемой частью охраны труда и защиты окружающей среды.
Инженерные объекты метрополитенов являются одними из основных источников шума в крупных городах. Много шума создают строительные площадки и электродепо, так как при их эксплуатации работают различные машины, механизмы и установки, которые являются интенсивными источниками как шума, так и вибрации. Высокая степень концентрации этих источников на сравнительно небольшой территории приводит к тому, что в окружающую среду проникает шум высокой интенсивности. Из всего многообразия машин и механизмов, работающих на объектах метрополитенов, в качестве источников шума, оказывающих наиболее неблагоприятное воздействие на окружающую среду, следует в первую очередь выделить мощное вентиляционное оборудование, особенно крышные вентиляторы и компрессоры. Связано это с тем, что помимо того, что шум от этих источников, особенно устанавливаемых открыто, является достаточно интенсивным, нормы на его допустимые значения - более жесткие.
Другими источниками неблагоприятного акустического воздействия являются работающий на объектах транспорт (обслуживающие стройплощадки большегрузные автомобили и поезда электродепо) и строительные механизмы (экскаваторы, бульдозеры, подъемные краны и т.п.). Особенностью этих источников является то, что они работают на открытом пространстве, что сильно затрудняет снижение их шума строительно-акустическими методами. К группе механизмов повышенного акустического риска следует отнести также оборудование производственных мастерских, грузовые подъемники и эстакады. Кроме того, что вышеуказанные источники создают в окружающей застройке повышенные уровни шума, часть их (например, поезда метро) работает в круглосуточном режиме, что в большинстве случаев приводит к нарушению шумового комфорта в ночное время. Этот шум вызывает справедливые жалобы населения. Положение усугубляется тем, что в проектах строительства и производства работ не уделяется должное внимание вопросам снижения шума.
В настоящем Своде правил приведены сведения об источниках шума, расположенных преимущественно на селитебной территории, примыкающей к линиям наземного и подземного метрополитена. Здесь изложены также методы расчета и оценки уровней шума и способы разработки шумозащитных мероприятий от объектов метрополитена.
В Своде правил рассмотрены вопросы акустического проектирования станций метрополитенов, в том числе проблемы обеспечения акустического комфорта в подземных вестибюлях и на платформах. В связи с этим он включает общий план и последовательность акустических расчетов, методы оптимизации акустических параметров, методику электроакустических расчетов, а также рекомендации по оптимальным способам применения и типам акустических материалов и конструкций.
В Своде правил рассмотрены также вопросы контроля шума, создаваемого в помещениях жилых и общественных зданий при движении поездов в метрополитенах, осуществляемого при приемке в эксплуатацию новых линий. В отличие от действующих нормативных документов по измерению и оценке шума (ГОСТ 23337, ГОСТ 20444) в настоящем Своде правил учтена специфика метрополитенов, состоящая в том, что шум, генерируемый при движении поездов, носит непостоянный прерывистый характер и повторяется с периодом, определяемым графиком движения поездов. Методы, установленные Сводом правил, позволяют по измерениям, выполненным в течение одного фиксированного режима движения поездов, определить уровни шума, характеризующие другие режимы. Это дает возможность оценить шумовое воздействие не только за 30 мин реализации режима наиболее интенсивного движения поездов, но также за установленное СН 2.2.4/2.1.8.562 [1] суммарное время оценки шумового воздействия в течение дня (16 ч) и ночи (8 ч).
Свод правил разработан на основе соответствующих руководств, подготовленных Виброакустической лабораторией МОО "Тоннельная ассоциация" и прошедших апробацию на линиях Московского метрополитена.
Он предназначен для архитекторов, инженеров и технических работников, занимающихся проектированием, строительством и приемкой новых и реконструкцией действующих объектов метрополитена, а также их эксплуатацией.
Свод правил входит в комплекс нормативных документов, подготовленных в связи с разработкой СНиП 32-02 "Метрополитены". Он может использоваться также при периодическом контроле действующих линий метрополитенов.
В разработке данного Свода правил принимали участие:
руководитель разработки - зав. виброакустической лабораторией ТАР, канд. техн. наук С.А.Костарев, научный консультант - д-р физ.-мат. наук, профессор С.А.Рыбак;
ответственные исполнители - главный научный сотрудник, д-р техн. наук, член-кор. Метрологической академии (разделы 1; 2; 3.1-3.3.6; 3.5, приложения Ж, З) И.Е.Цукерников, ведущий научный сотрудник, канд. физ.-мат. наук В.Н.Алексеев, ведущий научный сотрудник, канд. техн. наук (разделы 1, 2, 4, приложения Г-Е, З) Х.А.Щиржецкий.