ГОСТ 12549-2003
Группа Д52
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Вагоны пассажирские магистральных железных дорог колеи 1520 мм
ОКРАСКА
Технические условия
Passenger cars of 1520 mm gauge main-line railways. Painting. Specifications
МКС 45. 060.20
87.40
ОКП 31 8350
23 1000
Дата введения 2004-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным Государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ФГУП ВНИИЖТ) Министерства путей сообщения России и Федеральным Государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт вагоностроения" (ФГУП ГосНИИВ)
2 ВНЕСЕН Госстандартом России
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 24 от 5 декабря 2003 г.)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Агентство "Азстандарт" |
Армения | AM | Армстандарт |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Российская Федерация | RU | Госстандарт России |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Туркменистан | TM | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Узбекистан | UZ | Агентство "Узстандарт" |
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 2 марта 2004 г. N 79-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12549-2003 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 12549-80
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает технические требования на получение лакокрасочных и защитных покрытий на вновь изготовляемых цельнометаллических пассажирских, почтовых, багажных вагонах, вагонах-ресторанах, вагонах-электростанциях локомотивной тяги и вагонах электропоездов и дизель-поездов (далее - вагоны), а также на их деталях и сборочных единицах, предназначенных для работы в районах с умеренным климатом У категорий размещения 1, 2, 3 по ГОСТ 15150 на магистральных железных дорогах колеи 1520 мм.
Стандарт не распространяется на специальные вагоны.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.4.013-85 Система стандартов безопасности труда. Очки защитные. Общие технические условия*
________________
* В Российской Федерации вместо указанного стандарта действует ГОСТ Р 12.4.013-97 "Система стандартов безопасности труда. Очки защитные. Общие технические условия".
ГОСТ 5470-75 Лаки марок ПФ-283 и ГФ-166. Технические условия
ГОСТ 5494-95 Пудра алюминиевая. Технические условия
ГОСТ 7313-75 Эмали ХВ-785 и лакХВ-784. Технические условия
ГОСТ 8420-74 Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости
ГОСТ 8904-81 Плиты древесно-волокнистые твердые с лакокрасочным покрытием. Технические условия
ГОСТ 9109-81 Грунтовка ФЛ-03К и ФЛ-03Ж. Технические условия
ГОСТ 9980.5-86 Материалы лакокрасочные. Транспортирование и хранение
ГОСТ 12707-77 Грунтовки фосфатирующие. Технические условия
ГОСТ 15907-70 Лаки ПФ-170 и ПФ-171. Технические условия
ГОСТ 19007-73 Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 23143-83 Эмали ЭП-773. Технические условия
ГОСТ 23343-78 Грунтовка ГФ-0119. Технические условия
ГОСТ 23494-79 Грунтовка ХС-059, эмали ХС-759, лак ХС-724. Технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Технические требования
3.1 Окраску вагонов следует проводить в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
Работы по получению лакокрасочных покрытий на вагонах, деталях и сборочных единицах следует проводить в помещениях при температуре не менее 10 °С и относительной влажности не более 70%.
3.2 Требования к подготовке поверхности перед окрашиванием
3.2.1 Металлические поверхности вагонов, деталей и сборочных единиц, подготовленные к окрашиванию, должны быть очищены от продуктов коррозии, отслаивающейся окалины, сварочных брызг, формовочной земли, жировых и других видов загрязнений по ГОСТ 9.402.
Для вновь изготовляемых литых деталей вагонов допускается применение грунтовок по ржавчине УНИКОР ДЖ и ВД-КЧ-1Ф. При этом толщина оставшегося слоя ржавчины не должна превышать 50 мкм.
3.2.2 Качество обезжиривания перед окрашиванием должно соответствовать второй степени, очистка от окислов: второй степени - по кузову, третьей степени - по подвагонному оборудованию по ГОСТ 9.402.
3.2.3 Внешний вид подготовленных металлических поверхностей вагонов - по ГОСТ 9.032.
3.2.4 Металлические поверхности вагонов, подготовленные к окрашиванию, должны быть сухими и обеспыленными.
3.2.5 Поверхности деревянных деталей, подготовленные к окрашиванию, должны быть чистыми и соответствовать требованиям ГОСТ 3191.
3.3 Требования к окрашиванию
3.3.1 Лакокрасочные материалы (грунтовки, шпатлевки, мастики, эмали и лаки) для окрашивания вагонов, деталей и сборочных единиц, количество слоев эмалей, лаков, толщины лакокрасочных покрытий шпатлевки и мастики, а также классы покрытий должны соответствовать требованиям, указанным в приложении А.
Допускается применение других лакокрасочных материалов, обеспечивающих защитные и декоративные показатели не ниже предусмотренных в приложении А и согласованных с заказчиком.
3.3.2 Требования к окрашиванию деталей и сборочных единиц, не предусмотренные настоящим стандартом, устанавливают по согласованию с заказчиком.
Допускается применение альтернативных лакокрасочных материалов по согласованию с заказчиком.
3.3.3 Цвет лакокрасочного покрытия должен соответствовать художественно-конструкторской документации на вагоны, согласованной с заказчиком, а также соответствовать международной цветовой картотеке RAL.
3.3.4 Все применяемые лакокрасочные материалы должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения.
3.4 Требования к сушке лакокрасочных покрытий
3.4.1 Лакокрасочные покрытия, нанесенные на поверхности вагонов, сборочных единиц и деталей, следует подвергать горячей или естественной сушке до степени 3 по ГОСТ 19007.
Допускается нанесение покрывных лакокрасочных материалов по недосушенной грунтовке и по недосушенному промежуточному слою покрывных материалов, для которых это предусматривается техническими документами, утвержденными в установленном порядке.
3.4.2 Качество сушки следует обеспечивать соблюдением режимов сушки, установленных предприятием-изготовителем.
3.5 Требования к долговечности лакокрасочных покрытий
3.5.1 Срок службы (долговечность) лакокрасочных покрытий на наружных металлических поверхностях кузовов при использовании материалов на полиуретановой основе-6-7 лет, алкидных и водно-дисперсионных материалов - 4 года; на внутренних металлических поверхностях кузовов - 16 лет, при соблюдении правил эксплуатации и ремонта.