РД 31.83.04-89
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ МИНМОРФЛОТА СССР
Дата введения 1991-03-01
РАЗРАБОТАНЫ Южным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота
Директор С.М.Нунупаров
Заведующий отделом стандартизации Б.И.Рапопорт
Заведующий отделом управления, организации, нормирования и охраны труда на СРЗ А.Ф.Дубовик
Заведующий сектором охраны труда, руководитель темы О.М.Ярошенко
Ответственные исполнители: Э.А.Бардецкий, В.В.Бороденков, Г.Н.Мазурова, В.М.Царенко
Одесским институтом инженеров морского флота
Ректор Ю.Л.Воробьев
Заведующий кафедрой Ф.И.Чернышев
Киевским филиалом ВНИИ технической эстетики (приложение 6)
Директор В.И.Стрельченко
Заведующий лабораторией В.М.Войненко
Филиалом НИИ гигиены водного транспорта (приложение 7)
Директор А.М.Войтенко
Заведующий лабораторией И.И.Ратовский
СОГЛАСОВАНЫ Секретариатом ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота
Постановление от 02.11.89 N 32
ВНЕСЕНЫ Отделом охраны труда и техники безопасности Министерства морского флота СССР
Заместитель начальника Главкадров, начальник отдела П.И.Ронжин
УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства морского флота СССР от 12.07.90 N 54
ВЗАМЕН РД 31.83.04-75 и РД 31.83.05-74
Настоящие Правила устанавливают требования безопасности труда на судоремонтных и других предприятиях (далее - предприятиях) Минморфлота СССР.
Правила обязательны для промышленных предприятий, баз технического обслуживания флота, плавмастерских, мастерских портов, опытно-экспериментальных заводов, а также для научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций при разработке проектов технологии ремонта судов, технологических процессов и технической документации на проектирование новых и реконструкцию действующих предприятий.
При производстве работ на предприятиях Минморфлота должны соблюдаться требования нормативных документов, перечень которых приведен в приложении 1.
РД разработан на основе государственных стандартов ССБТ и других нормативных документов (приложение 2).
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Организационные и правовые вопросы
1.1.1. Администрация, инженерно-технические работники предприятия обязаны обеспечить разработку и внедрение комплекса мероприятий, методов и средств, направленных на создание и постоянное обеспечение безопасных и здоровых условий труда работающих в соответствии с требованиями РД 31.80.12-84 "Система управления охраной труда на морском транспорте. Основные положения", предупреждение причин производственного травматизма на всех рабочих местах, а также на территории и акватории предприятия.
Состав и последовательность работ по внедрению Системы управления охраной труда (СУОТ) на предприятии должны соответствовать целевой программе Отдела охраны труда ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота "Внедрение Системы управления охраной труда на водном транспорте" и требованиям РД 31.80.12-84.
На предприятии на основе РД 31.80.12-84 должен быть разработан стандарт предприятия (СТП), предусматривающий управление охраной труда на всех уровнях.
1.1.2. Организация работы по охране труда на предприятии, определение обязанностей администрации, инженерно-технических работников по обеспечению безопасных и здоровых условий труда должны соответствовать требованиям СТП, разработанного на основе Типового положения об организации работы по охране труда на судоремонтных и других береговых предприятиях Министерства морского флота (приложение 3).
1.1.3. На предприятии должен быть обеспечен контроль за состоянием охраны труда в соответствии с требованиями СТП, разработанного на основе Типового положения о постоянном контроле за состоянием охраны труда.
1.1.4. На предприятии должны быть организованы профессиональный отбор работающих, проведение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников. Организация медицинских осмотров работников предприятия должна соответствовать требованиям приказа Министерства здравоохранения СССР от 29.09.89 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств".
1.1.5. Обучение и проверка знаний по безопасности труда работающих (в том числе студентов, курсантов и других лиц, направленных на предприятие для прохождения производственной практики, стажировки, на выездные занятия или на работы) должны осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-79 и РД 31.87.02-81 "Положение об организации обучения работающих безопасности труда".
1.1.6. Руководящие и инженерно-технические работники предприятия обязаны изучать, твердо знать и выполнять требования настоящих Правил применительно к выполняемым работам.
1.1.7. На предприятии в соответствии со ст.61 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде на основе настоящих Правил и типовых инструкций по охране труда должны быть разработаны с учетом местных условий инструкции по охране труда для конкретных профессий и видов работ.
Инструкции разрабатываются руководителями производств, цехов, участков и других объектов, согласовываются со службой охраны труда и техники безопасности и утверждаются руководством предприятия (руководителем или главным инженером) и профсоюзным комитетом предприятия.
1.1.8. На предприятии должно быть организовано изучение рабочими и служащими инструкций по охране труда в соответствии с их профессией и выполняемой работой.
1.1.9. На предприятии при разработке технологических процессов должны учитываться требования соответствующих ГОСТ ССБТ.
Если технология выполнения работы, по мнению ее организатора или исполнителя, сопряжена с проявлением опасных и вредных производственных факторов, то он обязан сообщить руководителю работ о необходимости принятия мер защиты и не начинать работу до осуществления мер защиты работающих.
1.1.10. При выполнении работ в замкнутых и труднодоступных помещениях на ремонтируемых судах должны соблюдаться требования настоящих Правил и рабочей инструкции, составленной предприятием на основе Типовой инструкции для наблюдающего за выполнением работ в замкнутых и труднодоступных помещениях на ремонтируемых судах (обязательное приложение 4).
1.1.11. У постоянных опасных зон, образующихся при проведении обычных производственных процессов в нормальных производственных условиях, до начала работ должны быть установлены ограждения и хорошо видимые и освещаемые в темное время суток знаки безопасности (на береговых объектах - по ГОСТ 12.4.026-76, а на ремонтируемых судах и в доках - по ОСТ 31.0013-88).
При возникновении опасных зон в процессе работы, а также в результате нарушения требований технологической карты, изменения нормальной производственной обстановки руководитель производственного подразделения должен запретить дальнейшее производство работ до принятия мер защиты работающих и других лиц в опасных зонах.
Такие опасные зоны должны быть ограждены с установкой хорошо видимых и освещенных в темное время суток знаков безопасности. В необходимых случаях следует выставить дежурных. Следует принять меры к ликвидации таких опасных зон.
1.1.12. На предприятии должно быть организовано обеспечение рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами и в порядке, установленном Инструкцией (обязательное приложение 5).
1.1.13. Администрация предприятия обязана:
обеспечить работающих и других лиц защитными касками;
организовать контроль выполнения указаний Минморфлота "О перечне профессий, должностей и видов работ, при выполнении которых требуется обязательное ношение касок" (письмо Минморфлота от 22.12.72 N 64).
1.1.14. При оборудовании новых рабочих мест и рационализации действующих по результатам их аттестации должны учитываться эргономические рекомендации по совершенствованию условий труда основных профессий рабочих-судоремонтников (рекомендуемое приложение 6).
1.1.15. На предприятии должен быть организован контроль параметров условий труда рабочих различных профессий. Номенклатура контролируемых параметров условий труда на судоремонтных заводах приведена в справочном приложении 7.
1.1.16. Расследование и учет несчастных случаев на предприятии должны осуществляться в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.
1.1.17. На предприятии должен быть создан кабинет охраны труда в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04-87 и РД 31.80.08-80 "Положение о кабинете охраны труда на предприятиях и в организациях ММФ".
В цехах, на участках и на территории предприятия должны быть созданы уголки охраны труда и вывешены плакаты по технике безопасности и производственной санитарии.
1.1.18. На предприятии во всех помещениях, на территории и акватории, на ремонтируемых или строящихся судах должны соблюдаться действующие Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах Минморфлота (РД 31.52.18-87).
1.1.19. Работа с использованием асбеста на промышленных предприятиях Минморфлота запрещается.
1.1.20. Деятельность администрации предприятия по обеспечению безопасности труда должна осуществляться с учетом обязанностей и прав, установленных Законом СССР о государственном предприятии (объединении).
1.2. Территория и акватория
1.2.1. Территория предприятия и расположение зданий на ней должны соответствовать технологическому процессу производства и требованиям действующих санитарных, пожарных и строительных норм и правил.
1.2.2. Территория предприятия должна быть ограждена, содержаться в чистоте и по возможности озеленена. Места выполнения работ, движения людей и транспорта необходимо систематически очищать от мусора и отходов производства, а в зимнее время также от снега и льда и посыпать песком. В жаркую погоду проезжую часть дорог и тротуары следует поливать водой.
Для отвода атмосферных осадков на территории предприятия следует иметь канализацию и надлежащие водостоки, устройство которых не должно препятствовать свободному и безопасному движению людей и транспорта.
1.2.3. Люки, колодцы, котлованы, траншеи и другие отверстия и углубления должны иметь исправное, прочное и плотно прилегающее закрытие или быть надежно ограждены и освещены в темное время суток. Прочность и надежность закрытий необходимо систематически проверять.
1.2.4. В местах пересечения проезжей части дорог с канавами и траншеями, в том числе временными, должны быть оборудованы переезды с надежным сплошным настилом, обеспечивающие беспрепятственный проезд транспортных средств и безопасное движение пешеходов.
В местах проходов людей через канавы, траншеи, бревнотаски, трубопроводы и водостоки необходимо устанавливать переходные мостики, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 12.2.012-75.
В темное время суток переходные мостики должны быть освещены.
1.2.5. Транспортные дороги, проезды и подъезды должны отвечать условиям и требованиям СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования".
Ширина проезжей части автомобильных дорог должна быть:
магистральных, обеспечивающих проезд всех видов транспортных средств и объединяющих внутризаводские дороги в общую систему, - 7 м;
производственных, обеспечивающих производственные связи цехов, складов и других объектов предприятия между собой и с магистральными дорогами, - 6 м;
проездов и подъездов, обеспечивающих только перевозку вспомогательных и хозяйственных грузов, проезд пожарных машин, а также подъезд автомобилей к гаражам и топливозаправочным пунктам, - 4,5-6 м.
Ширина обочин (тротуаров) вдоль дорог, а также между зданиями должна быть не менее 1,5 м.
Поверхность тротуаров должна иметь твердое, ровное покрытие и быть поднятой не менее чем на 15 см над уровнем проезжей части дороги или прилегающей территории.
1.2.6. Ко всем зданиям и сооружениям, расположенным на территории, должен быть обеспечен свободный доступ.
Запрещается загромождать проезжую часть дорог и тротуары различными грузами, конструкциями, деталями и другими предметами, мешающими свободному проезду транспортных средств и проходу людей.
Готовая продукция, грузы, полуфабрикаты, тара, оборудование должны складироваться на специально отведенных и оборудованных для этого участках (открытых или закрытых складских площадках).
1.2.7. При складировании грузов вдоль железнодорожного или подкранового пути должны соблюдаться следующие требования: грузы при высоте штабеля до 1,2 м должны находиться от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или подкранового пути на расстоянии не менее 2 м, а при большей высоте - не менее 2,5 м (ГОСТ 12.3.009-76).
1.2.8. Между рельсами узкоколейных путей должно быть исправное ровное покрытие, а по бокам - свободный проход шириной не менее 1 м.
Железнодорожные и узкоколейные пути должны содержаться в соответствии с правилами МПС.
1.2.9. Проезжая часть дорог и тротуары должны содержаться в исправном состоянии. На их поверхности не должно быть выбоин, выступов и мест скопления воды. Поврежденные участки дорог, тротуаров должны немедленно устраняться, а места проведения дорожных работ должны быть ограждены и обозначены дорожными знаками (по ГОСТ 10807-78 и ГОСТ 23457-86), а в темное время суток и при недостаточной видимости - сигнальным освещением.
1.2.10. В темное время суток места движения людей и транспорта, а также места выполнения работ на территории предприятия должны быть обеспечены искусственным освещением в соответствии с требованиями СНиП II-4-79.
1.2.11. Не допускается пересечение проезжей части дорог, железнодорожных и других рельсовых путей с воздушными и газовыми трубами, электрическими кабелями и проводами.