Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 52108-2003

Группы Т00, Т58, Т51

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Основные положения

Resources saving. Waste treatment. Basic principles



ОКС 13.020.01

         13.030.01

ОКСТУ 0004

             0017

Дата введения 2004-07-01


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 "Вторичные материальные ресурсы"; Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ СМВ) Госстандарта России; Российским межотраслевым Научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов; Московским Государственным институтом стали и сплавов; Российской экономической академией им.Г.В.Плеханова; ЗАО "Вологодский подшипниковый завод"

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 3 июля 2003 г. N 236-ст

3 В настоящем стандарте реализованы нормы следующих законов:

- Закона Российской Федерации "О техническом регулировании";

- Закона Российской Федерации "Об экологической экспертизе";

- Закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления";

- Закона Российской Федерации "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет".


(Измененная редакция, Изм. N 1).

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2005 г.


ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.11.2010 N 754-ст c 01.01.2012

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 1, 2012

Введение

Одним из приоритетных направлений обращения с отходами, согласно Федеральному закону "Об отходах производства и потребления", наряду с мерами по безопасному их обращению, является повторное вовлечение отходов в промышленное производство. Положения закона определяют также необходимость разработки и принятия стандартов, регулирующих порядок обращения с отходами. Проблемы утилизации входят также в число приоритетных проблем Федерального закона "О техническом регулировании", который был принят в декабре 2002 г.

Следует отметить, что нормативные акты, учитывающие экологические, санитарно-гигиенические и другие виды опасности (пожароопасность, коррозионная активность и другие) при обращении с отходами, уже существуют или интенсивно разрабатываются, тогда как нормативное обеспечение, направленное на вовлечение отходов в промышленное производство или оценку их сырьевых и ресурсных качеств, в настоящее время практически отсутствует. Первые основополагающие стандарты в этой сфере стали появляться в 2001 г.

В последнее десятилетие в промышленно развитых странах происходил переход от концепции безопасного обращения с отходами, условно называемой "контроль на трубе", к концепции "промышленного метаболизма", которая базируется на оценке экономической эффективности мер, применяемых для защиты окружающей среды не на отдельных стадиях производства и потребления продукции (что в отношении отходов и означает так называемый "контроль на трубе"), а в комплексе, начиная от добычи полезных ископаемых, необходимых для производства определенного вида продукции, и заканчивая ее ликвидацией после истечения срока эксплуатации.

В рамках этой концепции было показано, что наиболее экономически эффективным способом обращения с отходами является именно повторное вовлечение их в промышленное производство. Таким образом, из концепции "промышленного метаболизма" следует, что если даже в силу рыночных условий переработка конкретных отходов в товарную продукцию представляется экономически неэффективной, то учет всех затрат общества на оздоровление экологической обстановки, начиная от добычи полезных ископаемых, в подавляющем числе случаев меняет эту ситуацию на противоположную. Другими словами, необходимо государственное вмешательство для коррекции законодательной и нормативной базы, чтобы направление повторного использования отходов явилось приоритетным и выгодным. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что собственно рыночные отношения не способны сами по себе эффективно регулировать процессы обращения с отходами, и, в первую очередь, процессы ресурсосбережения. Уже сейчас большинство стран ЕЭС решают вопросы ресурсосбережения и обращения с отходами именно в сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования работ с ними. Государственный механизм регулирования работ с отходами опирается не только на законодательные документы, но и на основополагающие и профильные стандарты в этой сфере. Настоящий стандарт направлен на унификацию и регламентацию работ с отходами с учетом безопасности при проведении политики ресурсосбережения, с целью их более полного вовлечения в народнохозяйственный оборот.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие правила обращения с отходами и состав технической, экономической, отчетной и другой документации, направленной на определение основных опасных и ресурсных (инертных) характеристик отходов с целью снижения их реальной или потенциальной опасности для людей и окружающей среды и повторного вовлечения в промышленное производство (утилизации).

Стандарт распространяется на любые отходы производства и потребления, образующиеся, складируемые и потребляемые на территории Российской Федерации, включая отходы, являющиеся результатами трансграничных перевозок.

Настоящий стандарт не распространяется на ядерные, биологические и военные отходы. На них распространяются специальные нормативно-методические документы, разрабатываемые соответствующими ведомствами.

Настоящий стандарт предназначен для предприятий, организаций и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (далее - предприятий) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в части деятельности, касающейся вовлечения отходов в промышленное производство, оценки их опасных или ресурсных характеристик, при принятии решений компетентными органами в сфере ресурсосбережения, возможности или невозможности трансграничного перемещения отходов с территории России за рубеж или на территорию России из-за рубежа или транзитного перемещения по территории России, решения других вопросов, относящихся к проблемам технологии и управления в области обращения с отходами.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

     2 Нормативные ссылки      

               

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы

ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь

ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования

ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения

ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения

ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения

ГОСТ Р 53691-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования

ГОСТ Р 53692-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов

ГОСТ Р 53791-2010 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения

ГОСТ Р 54098-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения

ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные факторы. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 14.322-83 Нормирование расхода материалов. Основные положения

ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей ресурсосбережения в документации на продукцию

ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

     3 Термины, определения и сокращения

     

3.1 В настоящем стандарте используют термины по ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 53691, ГОСТ Р 53692, ГОСТ Р 54098, ГОСТ 30772, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 загрязнение окружающей среды: Поступление в окружающую среду веществ и/или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Примечание - Загрязнение окружающей среды происходит вследствие поступления в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, информационных, биологических объектов, или превышения в определенный период времени среднего многолетнего уровня (в пределах его крайних колебаний) концентраций перечисленных агентов.

3.1.2 лицензирование: Мероприятия, связанные с предоставлением лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлением и возобновлением действия лицензии, аннулированием лицензии и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий.

Примечания

1 Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, установлен в нормативно-правовых документах.

2 Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности для окружающей среды, в том числе отходов, образующихся в процессе производственной деятельности соискателя лицензии.

3 Деятельность по обращению с отходами V класса опасности для окружающей среды подлежит лицензированию в случае, если указанные отходы обладают следующими опасными свойствами - токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью, или содержат возбудителей инфекционных болезней.

4 Работы по сбору и хранению собственных отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непроизводственной сферы, которые разработали и утвердили в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной схеме, не считают подпадающими под лицензирование вида деятельности по обращению с отходами I-IV класса опасности.

3.1.3 обращение с отходами: Виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.

[ГОСТ 30772-2001, статья 5.15]


Примечания

1 Обращение с отходами связано с процессами вита- и экобезопасной ликвидации отходов на этапах их технологического цикла.

2 Витабезопасная ликвидация отходов обеспечивает сохранение здоровья и жизни людей.

3.1.4 захоронение опасных отходов: Изоляция опасных отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, размещением в назначенном месте для специального хранения в течение неограниченного срока с исключением (предотвращением) опасного воздействия захороненных отходов на окружающую, природную среды и незащищенных людей, находящихся на допускаемом нормативами расстоянии от места захоронения.

[ГОСТ 30772-2001, статья 6.33]


Примечание - Способ удаления опасных отходов при избавлении от них, заключающийся в помещении их в недра земли в специально созданные полости, не используемые геологические выработки или в глубочайшие впадины морского дна без возможности их обратного извлечения в обозримый период времени.


Раздел 3 (Измененная редакция, Изм. N 1).

     4 Общие правила обращения с отходами

4.1 Обращение с отходами включает следующие общие элементы деятельности:

- предупреждение образования отходов на СЖЦИ по ГОСТ Р 53791;

- минимизацию и контроль образования, накопления отходов на СЖЦИ;

- документирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления на ЭТЦО;