ГОСТ Р 52031-2003
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобили легковые
СИСТЕМЫ ОЧИСТКИ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА ОТ ОБЛЕДЕНЕНИЯ И ЗАПОТЕВАНИЯ
Технические требования. Методы испытаний
Passenger cars. Defrosting and demisting systems for glazed surfaces.
Technical requirements. Test methods
ОКС 43.040.60
ОКП 45 7300
Дата введения 2005-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
Внесен Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. N 99-ст
3 Настоящий стандарт устанавливает требования в полном соответствии с Директивой ЕС 78/317 "Размораживание и предохранение от запотевания поверхностей стекол механических транспортных средств"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства категории М* с углом переднего обзора водителя в пределах 180°.
________________
* Определение категории приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).
Стандарт устанавливает требования к системам очистки ветрового стекла транспортных средств категории М от обледенения и запотевания, направленные на обеспечение удовлетворительной обзорности при различных погодных условиях.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 тип транспортного средства в отношении очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания: Механические транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении следующих характеристик:
2.1.1 наружные и внутренние формы и особенности зоны, описанной в разделе 1, способные повлиять на обзорность,
2.1.2 форма и размеры ветрового стекла и особенности его установки в том случае, если они могут повлиять на зону видимости, описанную в приложении Г,
2.1.3 характеристики систем очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания,
2.1.4 число сидений.
2.2 трехмерная система координат: Система отсчета, определяемая тремя ортогональными плоскостями: вертикальной продольной плоскостью X-Z, горизонтальной плоскостью X-Y и вертикальной поперечной плоскостью Y-Z (см. рисунок В.2 приложения В). Система координат используется для определения размерных соотношений конструктивных точек на рабочих чертежах с их положением на реальном транспортном средстве. Процедура позиционирования транспортного средства по отношению к трехмерной системе координат описана в приложении В; все координаты, отсчитываемые от нулевой горизонтальной плоскости, относятся к транспортному средству в снаряженном состоянии, включая массы водителя и пассажира на переднем сиденье 2·75 кг ±1%.
2.2.1 Транспортные средства, оснащенные подвеской с регулируемым дорожным просветом, должны испытываться в состоянии эксплуатации в нормальных условиях, определенных предприятием-изготовителем.
2.3 первичные базы отсчета: Отверстия, плоскости, знаки и идентификационные символы на кузове транспортного средства. Тип используемой первичной базы отсчета и положение каждой базы по отношению к осям X, Y, Z и нулевой горизонтальной плоскости задается изготовителем транспортного средства. В качестве этих баз могут служить контрольные точки, используемые при сварке (сборке) кузова.
2.4 фактический угол наклона туловища: Угол между вертикальной линией, проходящей через точку Н, и линией туловища в положении, соответствующем фактическому положению спинки сиденья. Фактический угол наклона туловища определен в ГОСТ Р 51266.
2.5 конструктивный угол наклона туловища: Угол между вертикальной линией, проходящей через точку R, и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанному предприятием - изготовителем транспортного средства.
2.6 точки V: Точки, положение которых внутри салона автомобиля определяется вертикальными продольными плоскостями, проходящими через центры наиболее удаленных от середины конструктивно заданных мест для сидения, расположенных спереди, по отношению к точке R и конструктивному углу наклона спинки сиденья; данные точки используются при проверке соотношений в поле видимости (приложение Г).
2.7 точка R или контрольная точка сиденья: Условная точка, заданная предприятием-изготовителем для каждого места для сидения и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.
2.8 точка Н: Центр вращения туловища и бедра объемного механизма, установленного на сиденье транспортного средства. Определение точки Н - в соответствии с ГОСТ Р 51266.
2.9 исходные точки ветрового стекла: Точки, образующиеся при пересечении с ветровым стеклом линий, исходящих в переднем направлении из точек V к наружной поверхности ветрового стекла.
2.10 прозрачная зона ветрового стекла: Зона ветрового стекла транспортного средства или другой стекловой поверхности, светопропускание которой, измеренное под прямым углом к поверхности, соответствует ГОСТ Р 41.43.
2.11 диапазон горизонтального регулирования сиденья: Размерный диапазон нормальных положений водителя, заданных предприятием-изготовителем транспортного средства с помощью точки R для регулирования водительского сиденья в направлении оси Х (2.3).
2.12 полный диапазон регулирования: Диапазон, заданный изготовителем транспортного средства для регулирования сиденья в направлении оси Х (2.3), выходящий за пределы диапазона нормального регулирования сиденья, описанного в 2.11, и используемый для раскладки сидений в спальное положение или для облегчения доступа в транспортное средство.
2.13 обледенение: Слой инея и (или) льда на наружной поверхности стекла.
2.14 система очистки ветрового стекла от обледенения: Система, предназначенная для растапливания инея или льда на наружной поверхности ветрового стекла и восстановления видимости.
2.15 очистка ветрового стекла от обледенения: Удаление инея или льда, покрывающих поверхности стекол, в результате работы системы очистки ветрового стекла от обледенения или стеклоочистителя.
2.16 зона, очищенная от обледенения: Зона наружной поверхности ветрового стекла, имеющая сухую поверхность или поверхность, покрытую растаявшим или частично растаявшим (мокрым) инеем, который может быть удален с наружной поверхности стеклоочистителем ветрового стекла. Эта зона не включает поверхность ветрового стекла, покрытую сухим инеем.
2.17 система очистки ветрового стекла от запотевания: Система, предназначенная для удаления конденсата с внутренней поверхности ветрового стекла и восстановления видимости.
2.18 запотевание: Конденсат на внутренней поверхности стекла.
2.19 устранение запотевания: Удаление конденсата с внутренней поверхности стекла в результате работы системы очистки ветрового стекла от запотевания.
3.1 Заявку на получение сертификата соответствия типа транспортного средства в отношении систем очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания представляет предприятие-изготовитель транспортного средства или его уполномоченный представитель.
3.2 К заявке должны быть приложены следующие документы в трех экземплярах:
3.2.1 достаточно подробные и выполненные в соответствующем масштабе чертежи системы очистки. На чертежах должно быть указано место нанесения знака соответствия;
3.2.2 техническое описание системы очистки.
3.3 Кроме того, к заявке должен быть приложен комплект системы очистки. Испытательная лаборатория может, в случае необходимости, потребовать дополнительный образец.
3.4 Лаборатории, уполномоченной проводить испытания для сертификации, должно быть поставлено транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащий сертификации.
3.5 Орган по сертификации проверяет наличие удовлетворительных мер по обеспечению эффективного контроля за соответствием производства до выдачи сертификата соответствия данного типа.
4.1 Если тип транспортного средства, представленного для получения сертификата соответствия типа в соответствии с настоящим стандартом, удовлетворяет требованиям разделов 5 и 6, то данный тип транспортного средства считают сертифицированным.
4.2 На каждый сертифицированный тип транспортного средства выдают сертификат соответствия типа, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и его статус, учитывающий последние изменения.
4.3 Сертификат соответствия типа должен (в качестве приложения) включать в себя информацию по образцам, приведенным в приложении А, и чертежи по 3.2.1 (представляемые предприятием, сделавшим заявку на сертификацию) максимальным форматом А4 (210х297 мм) или кратным ему форматом в масштабе 1:1.
5.1 Система очистки ветрового стекла от обледенения
5.1.1 Каждое транспортное средство должно быть оснащено системой очистки ветрового стекла от обледенения. Система удаления льда и инея с поверхности ветрового стекла должна быть эффективной, чтобы обеспечить достаточную видимость через ветровое стекло в холодную погоду.
5.1.2 Эффективность системы следует проверять периодическим определением зоны ветрового стекла, очищенной от обледенения, проводимым после запуска двигателя на транспортном средстве, находящемся в холодильной камере в течение определенного периода времени.
5.1.3 Требования, изложенные в 5.1.1 и 5.1.2, проверяют согласно 6.1.
5.1.4 Должны быть выполнены следующие требования:
5.1.4.1 через 20 мин после начала испытаний зона А, определенная в Г.2.2 приложения Г, должна быть очищена на 80%;
5.1.4.2 через 25 мин после начала испытаний очищенная поверхность ветрового стекла на стороне пассажира должна быть сравнима с аналогичной поверхностью на стороне водителя;
5.1.4.3 через 40 мин после начала испытаний зона В, определенная в Г.2.3 приложения Г, должна быть очищена на 95%.
5.2 Система очистки ветрового стекла от запотевания
5.2.1 Каждое транспортное средство должно быть оснащено системой для удаления конденсата с внутренней поверхности стекла.
5.2.2 Система очистки ветрового стекла от запотевания должна быть достаточно эффективна для восстановления видимости через ветровое стекло в сырую погоду. Эффективность системы проверяют с использованием метода, изложенного в 6.2.
5.2.3 Должны быть выполнены следующие требования:
5.2.3.1 зона А, определенная в Г.2.2 приложения Г, должна быть очищена от запотевания на 90% в течение 10 мин после начала испытаний;
5.2.3.2 зона В, определенная в Г.2.3 приложения Г, должна быть очищена от запотевания на 80% в течение 10 мин после начала испытаний.
5.3 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу, сертифицированному на соответствие настоящему стандарту, должна быть нанесена на видном и легкодоступном месте, указанном в сертификате соответствия и в приложении к последнему, маркировка, состоящая из знака соответствия по ГОСТ Р 50460 и обозначения настоящего стандарта.
5.3.1 Все составные части маркировки должны быть четкими и нестираемыми.
5.3.2 Пример маркировки приведен в приложении Б.
6.1 Очистка ветрового стекла от обледенения
6.1.1 Испытания должны проводиться при одной из указанных ниже температур, устанавливаемых предприятием-изготовителем: минус (8±2) °С или минус (18±3) °С.
6.1.2 Испытания должны проводиться в холодильной камере, достаточно большой для размещения транспортного средства и оборудованной для поддержания одной из температур, указанных в 6.1.1, на протяжении всего испытания, а также для циркуляции холодного воздуха. Камера должна выдерживаться при указанных в 6.1.1 или более низких температурах не менее 24 ч до момента, когда транспортное средство начинает подвергаться охлаждению перед испытаниями.
6.1.3 Перед началом испытаний внутренняя и внешняя поверхности ветрового стекла должны быть полностью обезжирены протиранием этиловым спиртом или эквивалентным средством. После высыхания стекла необходимо протереть его поверхность раствором аммиака концентрацией не менее 3% и не более 10%. После повторного высыхания поверхности ее необходимо протереть сухой хлопчатобумажной безворсовой тканью.