Информационные данные о соответствии МЭК 60721-3-1:1997,
МЭК 60721-3-2:1997 и настоящего стандарта
Д.1 Условия транспортирования в части механических ВВФ указаны в стандартах МЭК в виде классов, различие между которыми в первую очередь обусловлено качеством дороги и видом транспортного средства. Жесткость механических ВВФ для каждого класса определяется только чрезвычайно редко встречающимися максимальными значениями этих ВВФ (чем хуже дорога, тем больше значения нагрузок). Не приведено никаких данных ни о частоте повторения значений максимальных нагрузок, связанных с расстоянием транспортирования, ни о наиболее часто встречающихся значениях параметров механических ВВФ.
Указанные данные пригодны, как правило, только для качественной характеристики условий транспортирования.
При предшествующих разработке настоящего стандарта исследованиях, проводимых путем перевозки с разными скоростями грузов различной массы, было установлено, что значения механических ВВФ, которые можно отнести к группе максимальных, как правило, не различаются при транспортировании по дорогам разных категорий. Различие состоит только в числе повторений этих значений, приходящихся на километр пути. То же относится к значениям механических ВВФ как наиболее часто встречающихся. Исключение составляют только значения механических ВВФ для условий транспортирования, отнесенных в настоящем стандарте к условиям ОЛ, и воздействия ударов, связанных со свободным падением.
Поэтому в настоящем стандарте за основу классификации условий транспортирования по механическим ВВФ были приняты реальные градации расстояний, на которые перевозят грузы, и обычно используемые для этих расстояний сочетания транспортных средств. Учтено также число перегрузок, каждая из которых сопровождается механическими воздействиями на транспортируемые изделия.
В таблице Д.1 сопоставлены условия транспортирования в части механических ВВФ (за исключением приведенного в таблице Д.2) для настоящего стандарта и стандартов МЭК.
В таблице Д.2 сопоставлены условия транспортирования для настоящего стандарта и стандартов МЭК в части воздействия ударов, возникающих при свободном падении.
Таблица Д.1
Обозначение класса по МЭК 60721-3-2 | Обозначение условий транспортирования в части механических ВВФ по настоящему стандарту |
2М1 | ОЛ |
2М2 | ОЛ |
2М3 | Л |
2М3 | С |
2М3 | Ж |
Более жесткие требования по ударным нагрузкам. | |
Менее жесткий уровень предельной ударной нагрузки, что соответствует реальным условиям транспортирования. | |
Примечание - Соответствие между стандартом МЭК и настоящим стандартом относится только к предельным уровням ВВФ, так как стандарты МЭК серии 60721-3 устанавливают только предельные уровни воздействующих факторов и не устанавливают (ни непосредственно, ни косвенно) никаких данных, связанных с продолжительностью действия различных значений факторов. | |
Основополагающие межгосударственные стандарты по ВВФ устанавливают не только предельные уровни ВВФ, но и несколько уровней одного и того же ВВФ, отражающие временной спектр воздействия фактора и (или) вероятность появления тех или иных значений ВВФ. Тем самым они содержат данные, увязывающие требования ВВФ по долговечности, сохраняемости и безотказности изделий. В настоящем стандарте жесткости основных условий транспортирования Л, С, Ж в части механических ВВФ различаются только дальностью перевозок и числом перегрузок. | |
В то же время для указанных условий предельные и средние рабочие уровни ударных воздействий (заданные косвенно режимами испытаний) являются одинаковыми и определяются уровнями воздействий при перевозке автомобильным транспортом. | |
В стандарте МЭК отсутствуют указания о дальности перевозок и числе перегрузок, а жесткости механических воздействий различаются увеличивающимися уровнями предельных ударных нагрузок. Для классов 2М2 и 2М3 это противоречит данным реальных условий, так как при разработке настоящего стандарта экспериментально было установлено, что при перевозках по различным дорогам (с учетом допустимой скорости движения) уровни предельных ударных нагрузок практически не различаются. Различие состоит только в числе таких нагрузок, приходящихся на единицу расстояния. |
Таблица Д.2
Обозначение класса по МЭК 60721-3-2 | Обозначение условий транспортирования в части механических ВВФ по настоящему стандарту |
2М1 | ОЛ |
2М2 | Л, С |
2М3 | Ж |
Д.2 Сопоставление условий хранения в части механических ВВФ согласно настоящему стандарту и стандарту МЭК - по таблице Д.3.
Таблица Д.3
Обозначение класса по МЭК 60721-3-1 | Группа механического исполнения по ГОСТ 30631, принятая в настоящем стандарте |
1М1 | - |
1М2 | М4 |
1М3 | - |
1М4 | М47 |
Д.3 Классификация условий хранения и транспортирования в части климатических ВВФ и выбор ряда значений климатических ВВФ в стандартах МЭК излишне детализированы для регионов со сравнительно теплым климатом запада и юга Европы и соответствующих регионов Северной Америки. Классификация условий хранения и транспортирования для районов с более холодными или тропическими климатами неудачна, к тому же содержит ряд противоречий, например:
а) для класса 1К8, устанавливающего значения климатических ВВФ для хранения изделий в регионах с умеренно холодным и более теплым климатами в местах, не защищенных от климатических воздействий на открытом воздухе, значения указанных факторов оказываются менее жесткими, чем для класса 1К5, устанавливающего значения климатических ВВФ для хранения в тех же районах, но при частичной защите от климатических воздействий на открытом воздухе;
б) для классов условий транспортирования, полностью идентичных соответствующим классам условий хранения, верхние значения температуры воздуха, как правило, приняты неоправданно более высокими.
Подобная классификация условий хранения и транспортирования препятствует унификации и способствует удорожанию средств защиты изделий для соответствующих условий хранения и транспортирования. Например, при выборе средств защиты изделий, предназначенных для хранения и транспортирования на всей территории Российской Федерации на открытом воздухе, приходится учитывать не только воздействие низких температур, но и ненужное для этих условий воздействие тропической влажности, так как в стандартах МЭК для этих условий нельзя подобрать другого класса, кроме как 1К9.
В стандартах МЭК не приведены значения климатических ВВФ, которые могут служить основой для выбора длительной защиты изделий в соответствующих условиях хранения и транспортирования.
Подобные недостатки отсутствуют в классификации условий хранения по ГОСТ 15150, применяемой в настоящем стандарте.
В таблице Д.4 сопоставлены условия хранения и транспортирования в части воздействия климатических ВВФ по ГОСТ 15150, принятые в настоящем стандарте и стандартах МЭК.
Таблица Д.4