Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 51908-2002 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части условий хранения и транспортирования (Переиздание)

     5 Транспортирование



5.1 Условия транспортирования в части климатических ВВФ - по ГОСТ 15150. При этом для транспортирования самолетами нижнее значение атмосферного давления устанавливают 19,4 кПа (145 мм рт.ст.), если в стандартах и ТУ на изделия конкретных серий и типов не определено другое значение.

5.2 Условия агрессивности по ГОСТ Р 51801 при транспортировании выбирают с учетом указанных в таблице 1 в соответствии с условиями транспортирования по 5.1.

5.3 Условия транспортирования изделий в части механических ВВФ указаны в таблице 2.


Таблица 2

Наименование условий транспортирования и их обозначение

Характеристика условий транспортирования

Очень легкие ОЛ

Перевозки без перегрузок (1):


- железнодорожным транспортом;


- автомобильным транспортом - транспортными средствами с пневматическим демпфированием - по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытиями (дороги 1-й категории*) на расстояние до 1000 км.


Перевозки транспортом различного вида:


- воздушным или железнодорожным транспортом совместно с автомобильным, отнесенные к настоящим условиям, с общим числом перегрузок не более двух, если при перегрузках обеспечено выполнение требований, соответствующих манипуляционному знаку "Осторожно. Хрупкое!" по ГОСТ 14192

Легкие Л(2)

Перевозки без перегрузок или с общим числом перегрузок не более двух железнодорожным и автомобильным транспортом по дорогам:


- с асфальтовым и бетонным покрытиями (дороги 1-й категории) на расстояние до 200 км;


- булыжным (дороги 2-й и 3-й категорий*) и грунтовым на расстояние до 50 км со скоростью до 40 км/ч.


Перевозки транспортом различного вида:


- воздушным или железнодорожным транспортом совместно с автомобильным, отнесенные к настоящим условиям транспортирования Л с общим числом перегрузок от трех до четырех или к настоящим условиям транспортирования

Средние С(2)

Перевозки автомобильным транспортом с общим числом перегрузок не более четырех по дорогам:


- с асфальтовым и бетонным покрытиями (дороги 1-й категории) на расстояние от 200 до 1000 км;


- булыжным (дороги 2-й и 3-й категорий) и грунтовым на расстояние от 50 до 250 км со скоростью до 40 км/ч.


Перевозки транспортом различного вида:


- с общим числом перегрузок от трех до четырех воздушным, железнодорожным транспортом в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенные к условиям транспортирования Л или к настоящим условиям транспортирования;


- водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования Л с общим числом перегрузок не более четырех

Жесткие Ж

Перевозки автомобильным транспортом с любым числом перегрузок по дорогам:


- с асфальтовым и бетонным покрытиями (дороги 1-й категории) на расстояние свыше 1000 км;


- булыжным (дороги 2-й и 3-й категорий) и грунтовым на расстояние свыше 250 км со скоростью до 4 км/ч или на расстояние до 250 км с большей скоростью, которую допускает транспортное средство.


Перевозки транспортом различного вида:


- с общим числом перегрузок более четырех воздушным, железнодорожным транспортом и водным путем (кроме моря) в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенные к условиям транспортирования Л и С или к настоящим условиям транспортирования.


Перевозки водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования С с любым числом перегрузок.


Перевозки, включающие в себя транспортирование морем с ненормируемым числом перегрузок

Категории дорог - в соответствии с [1].

Примечания

1 Однократная погрузка у изготовителя и однократная выгрузка у получателя не входят в понятие "перегрузка".

2 К условиям Л и С могут быть отнесены перевозки гужевым транспортом, на аэросанях, санных прицепах к тракторам на расстояния, установленные для перевозок автомобильным транспортом.

5.4 Из приведенных в таблице 2 видов транспортных средств для разных условий транспортирования наибольшие механические нагрузки возникают при перевозке изделий автомобильным транспортом. При этом наибольшими воздействиями являются воздействия ударов, которые рекомендуется принимать в качестве расчетных и испытательных. Значения этих механических нагрузок указаны в таблицах 3 и 4.

       Воздействующие на изделие при транспортировании вибрационные нагрузки являются такими же, как для групп механического исполнения по ГОСТ 30631, приведенных в таблице 4 для условий транспортирования Л, С и Ж, и группы механического исполнения М23 для условий транспортирования ОЛ. Как правило, при расчетах и испытаниях упаковки и упакованных изделий на соответствие требованиям настоящего стандарта эти нагрузки не учитывают, так как учет воздействия ударных нагрузок по таблицам 3 и 4 обеспечивает соответствие упаковки и упакованных изделий необходимым требованиям.


Таблица 3 - Максимальные пиковые ударные ускорения, обусловленные воздействием на транспортируемые изделия со стороны транспортного средства

Масса упаковки с изделием, кг

Пиковое ударное ускорение, g

Длительность действия ударного ускорения, мс

Число ударов на 10 км пути для дорог категорий: 1/2, 3 для условий транспортирования

Л, С, Ж

ОЛ

Вертикальное направление

До 200

15

5-20

20/80

-

10

5-20

88-100/350-400

20/-

8

2-20

-

90/-

Св. 200 до 1000

8

2-20

110/440

20/-

5

2-20

-

90/-

Горизонтальные направления

До 200

12

5-20

20/80

-

8

2-20

-

2/-



Таблица 4 - Максимальные пиковые ударные ускорения в вертикальном направлении, возникающие при соударении незакрепленного транспортируемого изделия с транспортным средством

Масса упаковки с изделием, кг

Пиковое ударное ускорение, g

Длительность действия ударного ускорения, мс

Число ударов на 10 км пути для дорог категорий: 1/2, 3 для условий транспортирования

Соответствующая группа механического исполнения по ГОСТ 30631

Л, С, Ж

ОЛ

До 50

75

2-6

20/80

-

М34

От 50 до 75

50

20/80

-

М33

Св.75 до 200

20

20/80

-

М47

Св.200 до 1000

-

-

-

-

М23

5.5 Упаковка и упакованные изделия должны выдерживать воздействие ударов, возникающих при свободном падении, в соответствии с таблицей 5. Это требование не предъявляют к упакованным изделиям, для которых установлен соответствующий запрещающий манипуляционный знак.


Таблица 5 - Воздействие ударов, возникающих при свободном падении

Масса упаковки и упакованных изделий, кг

Высота свободного падения упаковки и упакованных изделий, м, для условий транспортирования в части воздействия механических ВВФ

ОЛ

Л, С

Ж

До 20

0,25

1,2

1,5

Св. 20 до 100

0,25

1,0

1,2

Св. 100

0,1

0,25

0,5



5.6 Условия транспортирования устанавливают в стандартах и (или) других НД и ТД на изделия отдельных типов или групп. Допускается устанавливать в технических заданиях или в ТУ на изделия требования к условиям транспортирования, не указанные в таблице 2.

Если условия транспортирования выбраны только по признаку числа перегрузок, то при установлении ограничительных требований к обращению с грузом допускается устанавливать более легкие условия транспортирования.

5.7 Сроки транспортирования входят в общий срок сохраняемости изделий.

Сроки транспортирования и промежуточного хранения при перегрузках не должны превышать 1 мес для условий транспортирования ОЛ и Л, 3 мес - для условий С и 6 мес - для условий Ж по таблице 2.

Допускается увеличивать срок транспортирования и промежуточного хранения изделий при перегрузках за счет сроков сохраняемости в стационарных условиях.

5.8 Изделия, относящиеся к опасным грузам, перевозят транспортом всех видов в соответствии с инструкциями и правилами, действующими на транспорте данного вида.