Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков


ГОСТ Р EH 414-2002

Группа Т51

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБОРУДОВАНИЯ

     
Правила разработки и оформления стандартов по безопасности

     
Safety of machinery. Rules for the drafting and presentation of safety standards



МКС 13.110

ОКСТУ 0012

Дата введения 2003-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Основополагающие общетехнические стандарты. Оценка эффективности и управление рисками"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 мая 2002 г. N 211-ст

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст европейского стандарта ЕН 414-2000 "Безопасность оборудования. Правила разработки и оформления стандартов по безопасности"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение


Цель разработки настоящего стандарта, содержащего идентичный текст европейского стандарта ЕН 414-2000, - предоставить конструкторам, изготовителям оборудования и другим заинтересованным сторонам основные правила разработки и оформления стандартов по безопасности оборудования для достижения их гармонизации с европейским законодательством.

Настоящий стандарт - один из комплекса стандартов "Безопасность оборудования", разработанных во исполнение "Директивы по машиностроению" (98/37/ЕЭС).

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке и оформлению стандартов по безопасности оборудования с целью обеспечить гармонизацию национальных (российских) стандартов с региональными (европейскими) стандартами.

Настоящий стандарт содержит требования, дополняющие требования ГОСТ Р 1.0, ГОСТ Р 1.5 и правила PNE [1], при необходимости с учетом особых требований к стандартам по безопасности оборудования Руководства ИСО/МЭК 51 [2].

Настоящий стандарт, относящийся к стандартам типа А (3.1), используют в первую очередь для разработки стандартов типа С (3.3), он может быть также использован для разработки стандартов типа В (3.2), однако предусматриваемые отклонения в построении этих стандартов не допускают универсального применения настоящего стандарта. Если требования четко относятся к стандартам типа В, то это указывают.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ИСО/ТО 12100-1-2001 Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика

ГОСТ ИСО/ТО 12100-2-2002 Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические правила и технические требования

ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

ГОСТ Р 51344-99 Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска

ЕН 1070-98* Безопасность оборудования. Термины и определения

_________________

* Перевод - во ВНИИКИ.

     3 Определения


В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ ЕН 1070.

Дополнительно в настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 стандарты типа А (основополагающие стандарты по безопасности): Стандарты, содержащие основные концепции, принципы конструирования и общие аспекты, которые могут быть применены к оборудованию всех видов.

3.2 стандарты типа В (стандарты групповых вопросов безопасности): Стандарты, которые относятся к одному аспекту безопасности или к одному типу защитного устройства, которые могут быть применены к оборудованию широкого диапазона:

- стандарты типа В1 распространяются на определенные аспекты безопасности (например, безопасное расстояние, температура поверхности, шум);

- стандарты типа В2 распространяются на устройства, обеспечивающие безопасность (например, двуручное устройство управления, блокирующее устройство).

3.3 стандарты типа С (стандарты по безопасности машин): Стандарты, содержащие детальные требования по безопасности отдельных видов машин или группы однородных машин.

Примечание - Группа однородных машин - машины подобного предназначенного использования, могущие создавать подобные опасности, опасные ситуации и вызывать опасные события.

3.4 существенная опасность: Опасность, существующая в машине или связанная с машиной как результат одной стадии процесса, описанного в ГОСТ P 51344.

3.5 значительная опасность: Существенная опасность, которая требует определенного действия от конструктора или изготовителя для устранения риска или уменьшения его степени согласно оценке риска (см. рисунок 1).

________________

Опасности, указанные в приложении А ГОСТ P 51344.

Для машин, указанных в приложении IV [3], опасности, по крайней мере, перечислены (см. 4.3.2).


Рисунок 1 - Распределение опасностей для отдельной машины или группы однородных машин



3.6 дополнительная оценка: Более детальное описание или более детальные технические требования мер защиты по сравнению с установленными в действующих стандартах (например, описание конкретных мер защиты может включать в себя ссылки на соответствующие стандарты типов В и С). Дополнительная оценка содержит описание современного состояния основных требований безопасности, определенных в приложении А ГОСТ ИСО/ТО 12100-2.

Примечание - Требования при разработке стандарта должны отражать уровень развития техники на данное время для данного изделия. Дополнительную оценку получают в результате применения к изделию при конструировании требований разработанного стандарта, выполнением которых достигается согласие заинтересованных групп. Оценка повышается вместе с техническим прогрессом.

     4 Общие принципы

     

     4.1 Стандарты по безопасности в целом


Разработку нового стандарта по безопасности или пересмотр действующего стандарта проводят в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также требованиями ГОСТ ИСО/ТО 12100-1, ГОСТ ИСО/ТО 12100-2, ГОСТ P 51344 и правил PNE [1].

Требования стандартов по безопасности не должны противоречить основным понятиям, принципам конструирования и общим аспектам, изложенным в стандартах типа А. Основное назначение стандартов типа А - обеспечить конструкторов, изготовителей и другие заинтересованные стороны рекомендациями по разработке стандартов типов В и С, необходимыми для достижения соответствия национального (российского) законодательства европейскому законодательству. Необходимым элементом для достижения этой цели является понимание основной структуры требований, определенной в [3].

Стандарты по безопасности не должны повторять или перефразировать тексты из других ссылочных стандартов (см. 6.6.6.1 правил PNE [1]), но для лучшего понимания стандартов по безопасности допустимо повторение основных определений (понятий), области применения стандарта и/или основных требований, изложенных в ГОСТ ИСО/ТО 12100-1 и ГОСТ ИСО/ТО 12100-2.

     4.2 Стандарты типа В


Стандарты типа В:

а) рассматривают один аспект безопасности (стандарты типа В1) или одно устройство, обеспечивающее безопасность (стандарты типа В2);

б) устанавливают (стандарты типа В 1) основные принципы объекта безопасности и с помощью данных и/или методологии определяют, как они могут быть применены к стандартам типа С. Должны быть также использованы соответствующие средства проверки;

в) устанавливают (стандарты типа В2) технические требования к конструкции и конструированию устройств, а также к средствам проверки;

г) устанавливают, при необходимости и целесообразности, более одного вида требований, допуская при этом различные области применения и обеспечивая соблюдение руководства по эксплуатации.

Примечание - Основанием установления видов требований могут быть:

- тяжесть возможного вреда от рассматриваемой опасности;

- частота и продолжительность опасной ситуации;

- вероятность появления опасного события;

- возможность устранения или ограничения вреда.

     4.3 Стандарты типа С

4.3.1 Общая часть

Каждый стандарт типа С должен рассматривать все значительные опасности для одного вида машин или группы однородных машин посредством:

а) ссылки на соответствующие и применимые стандарты типа В и виды требований (см. 6.8.3).

Примечание - Любой стандарт типа В может быть использован как ссылочный стандарт, если он пригоден как окончательная редакция стандарта типа С при условии, что ссылка датирована. Если стандарты типа В предоставляют выбор между различными мерами защиты (например, см. таблицы 1 и 2 [4]), то стандарт типа С должен устанавливать конкретные меры защиты, которые должны быть использованы;

б) ссылки на другие стандарты (например, стандарт типа С), в которых рассмотрены адекватно такие значительные опасности (см. 4.4);

в) установления требований безопасности в стандарте типа С в случаях, когда ссылки на другие стандарты невозможны или недостаточны, а оценка риска и приоритеты показывают их необходимость (см. 5.4-5.6);

г) предпочтительного рассмотрения назначения машины, чем деталей конструкции с целью минимизировать ограничения в конструкции.

4.3.2 Стандарты, связанные с требованиями приложения IV Директивы по машиностроению ЕЭС [3]

Каждый стандарт типа С, соответствующий оборудованию, перечисленному в [3], должен рассматривать или, по крайней мере, перечислять все его значительные опасности, опасные ситуации и опасные события.

4.3.3 Обязательные условия

Основным принципом является то, что стандарты типа С должны содержать достаточные условия, чтобы позволить конструкторам и изготовителям выполнять необходимые требования Директивы по машиностроению ЕЭС [3], а также соответствующих рекомендаций ЕС/ЕАСТ*. Поэтому стандарты типа С должны четко устанавливать:

__________________

* Европейская комиссия/Европейская ассоциация свободной торговли.  


- область применения (см. 5.3 и 6.4);

- все значительные опасности (см. 6.7);

- условия в случае дополнительной оценки (см. 4.3.4, 5.7 и 6.8);

- средства проверки мер защиты (см. 5.8 и 6.9).

Это означает, что стандарт типа С должен рассматривать все значительные опасности, опасные ситуации и события, идентифицированные как возникающие при использовании машины. Исключение из этого всестороннего рассмотрения значительных опасностей, опасных ситуаций и событий оправдано, когда стандарт типа С рассматривает одну или более опасностей, которые являются достаточно значительными, чтобы требовать конкретного рассмотрения.

Если стандарт типа С рассматривает конкретную опасность, то это должно быть четко указано в его наименовании и в разделе "Область применения" (например, наименование стандарта "Безопасность машин. Измерение шума"). Стандарты типа С могут быть разработаны как законченные стандарты, состоящие из разделов, или как несколько отдельных стандартов, которые могут быть объединены при последующем пересмотре.

Если решено не рассматривать все значительные опасности, опасные ситуации и события (например, из-за недостатка знаний, что может вызвать неприемлемое замедление в разработке стандарта), то это должно быть указано в разделе "Область применения" стандарта (см. 6.4.2.2).

Тщательное обсуждение необходимо при разработке стандартов типа С, устанавливающих общие требования. Общие требования определяются условиями дополнительной оценки необходимых требований, которые могут быть использованы для минимизации или исключения риска, свойственного ряду определенных машин, и которые могут быть применены ко всем или большинству этих машин. Любые машины, не охваченные данным аспектом общих требований, должны быть идентифицированы как исключение. Слишком много исключений из любого общего требования должно указывать на то, что оно не является общим. Стандарт не должен содержать неконкретных общих принципов.

4.3.4 Условие дополнительной оценки