ГОСТ 19105-79
Группа Д42
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СУДА ПРОГУЛОЧНЫЕ ГРЕБНЫЕ И МОТОРНЫЕ
Типы, основные параметры и общие технические требования
Pleasure crafts-row boats and motor boats.
Types, basic parameters and technical requirements
ОКП 74 4000
Дата введения 1983-01-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.11.79 N 4579
ВЗАМЕН ГОСТ 19105-73
ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в июле 1985 г., июне 1987 г., августе 1995 г. (ИУС 10-85, 10-87, 11-95)
Все прогулочные суда независимо от статуса изготовителя подлежат обязательной сертификации по показателям безопасности.
Настоящий стандарт распространяется на прогулочные суда (далее - суда): гребные и моторные лодки и катера пассажировместимостью не более 12 человек.
Стандарт не распространяется на надувные лодки, байдарки и каноэ, парусные и парусно-моторные суда, суда-амфибии, плавучие дачи и плоты, плавсредства водных аттракционов, спортивные суда, суда на воздушной подушке и подводных крыльях, а также на суда, поднадзорные Регистру и Речному Регистру.
Требования настоящего стандарта к ним могут применяться выборочно.
Стандарт отвечает требованиям международного документа "Руководство ИСО/МЭК 7. Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделий".
Настоящий стандарт при сертификации судов должен использоваться совместно с ГОСТ 23200-78.
Термины - по ГОСТ 1062-80 и приложению 1.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.1. Установлены следующие типы судов:
I - гребные лодки;
II - моторные лодки;
III - катера.
1.2. В качестве основного параметра судов установлена наибольшая длина судна. Применяемость судов в зависимости от наибольшей длины судна приведена в таблице.
Тип судов | Длина судна наибольшая, м | ||
| менее | в пределах | более |
| 3,0 | 3,0-5,5 | 5,5 |
I Гребные лодки | |||
II Моторные лодки | |||
III Катера |
- рекомендуемая применяемость;
- применяемость, допускаемая в обоснованных случаях.
1.3. Тип судна устанавливают при разработке, в зависимости от вида двигателя - движителя (весла, подвесной мотор, стационарный двигатель), с которым преимущественно должно эксплуатироваться судно, и указывают в конструкторской документации (далее - КД).
1.4. Параметры, размеры и эксплуатационно-технические характеристики судов определяют по методикам судовых расчетов, нормам и правилам проектирования, изложенным в нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке (далее - НТД).
2.1. Суда должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
2.2. Суда должны отвечать требованиям технической эстетики, эргономики и охраны природы, изложенным в НТД.
2.3. Суда изготовляют климатических исполнений У, УХЛ (ХЛ), М по ГОСТ 15150-69.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.4. Суда должны сохранять основные параметры, размеры и эксплуатационно-технические характеристики, устанавливаемые настоящим стандартом и техническими условиями, в процессе и после воздействия климатических факторов внешней среды, предусмотренных ГОСТ 15150-69, при транспортировании, хранении и эксплуатации в течение срока службы судов.
2.5. Технические требования к полуфабрикатам (заготовкам), деталям, сборочным единицам и комплектующим изделиям (в том числе покупным), а также к лакокрасочным, металлическим и неметаллическим неорганическим защитным и защитно-декоративным покрытиям судов - в соответствии с ГОСТ 23200-78.
2.6. На катерах должны быть предусмотрены следующие меры пожарной безопасности:
- размещение топливных баков (цистерн) от двигателя и газовыхлопа на расстоянии не менее 800 мм (при отсутствии разделяющих переборок);
- размещение узлов топливной системы стационарного двигателя на стороне, противоположной газовыхлопу;
- компоновка и конструкция, исключающие попадание топлива в помещения (отсеки), предназначенные для размещения людей, или слив топлива за борт;
- естественная или принудительная вентиляция двигательных отсеков и выгородок для размещения топливных баков (цистерн);
- огнезащитное или из негорючих (самозатухающих) материалов исполнение двигательных выгородок (отсеков) или съемных кожухов (щитов);
- исполнение двигательных выгородок (отсеков), обеспечивающее свободный доступ к стационарному двигателю, удаление топлива из поддона.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.7. Показатели надежности прогулочных судов по типам должны соответствовать значениям, приведенным в приложении 5.
(Измененная редакция, Изм. N 2).