Статус документа
Статус документа


ГОСТ 23200-78*

Группа Д42

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СУДА ПРОГУЛОЧНЫЕ ГРЕБНЫЕ И МОТОРНЫЕ

Общие требования при поставке на экспорт

Pleasure row boats and motor boats.
General requirements when delivering for export



Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 30 июня 1978 года N 1761 срок действия установлен с 01.01.1980 до 01.01.1985**

________________

** Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 4, 1994 год). - Примечание изготовителя базы данных.


* ПЕРЕИЗДАНИЕ сентябрь 1982 года с Изменением N 1, утвержденным в июне 1981 года (ИУС N 8-1981 год).


Настоящий стандарт распространяется на прогулочные суда: гребные и моторные лодки и прогулочные катера (в дальнейшем суда), поставляемые на экспорт.

Стандарт не распространяется на надувные лодки, прогулочные байдарки и каноэ, парусные и парусно-моторные суда, плавучие дачи, прогулочные плоты, суда-амфибии, водные аттракционы, спортивные суда, суда на воздушной подушке и на подводных крыльях.

Термины и их определения приведены в справочном приложении 1.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Суда, предназначенные для экспорта, должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 19105-73*, заказ-наряда заказчика по технической документации, утвержденной в установленном поpядкe. Содержание заказ-нарядов приведено в справочном приложении 3.

________________

* Действует ГОСТ 19105-79, здесь и далее.  - Примечание изготовителя базы данных.

1.2. Суда должны изготовляться в климатических исполнениях У, УХЛ, Т и М по ГОСТ 15150-69.

В обоснованных случаях по согласованию с предприятием-разработчиком и заказчиком допускается установка на судах отдельных изделий насыщения (комплектующих изделий) климатического исполнения с более жесткими требованиями, чем требования указанного в заказ-наряде климатического исполнения судна.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3. Материалы и полуфабрикаты для судов должны отвечать требованиям стандартов, указанных в обязательном приложении 2.

1.4. Лакокрасочные, а также металлические и неметаллические неорганические защитные и защитно-декоративные покрытия судов должны отвечать требованиям стандартов, указанных в обязательном приложении 2.

Примечание. Для судов климатического исполнения УХЛ при выборе материалов, полуфабрикатов и лакокрасочных покрытий рекомендуется руководствоваться требованиями ГОСТ 14892-69 и ГОСТ 9.404-81.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.5. Покупные комплектующие изделия должны иметь товаросопроводительные и (или) эксплуатационные документы, подтверждающие их климатическое исполнение по ГОСТ 15150-69.

1.6. Изделия насыщения одинакового назначения, применяемые на серийно изготовляемых судах одного или близких типов по ГОСТ 19105-73, должны быть унифицированы, а одного типоразмера - и взаимозаменяемы.

1.7. Материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия должны быть высшего или первого сорта и (или) аттестованы на категорию качества не ниже первой.

1.8. Межоперационную защиту заготовок, полуфабрикатов и деталей проводят по ГОСТ 9.028-74.

1.9. Корпуса судов должны быть водонепроницаемы.

Требования к водонепроницаемости корпусных конструкций, дельных вещей и оборудования должны быть указаны в технических условиях.

1.10. Суда должны сохранять основные параметры и размеры, а также эксплуатационно-технические характеристики, установленные ГОСТ 19105-73 и техническими условиями, в процессе и после воздействия климатических факторов внешней среды, предусмотренных ГОСТ 15150-69, при транспортировании, хранении и эксплуатации.

1.11. Климатическое исполнение, категория размещения и группы условий эксплуатации судов, объем климатических испытаний должны быть указаны в технических условиях.

Примечание. По согласованию с заказчиком допускается изготовление и поставка судов климатического исполнения, отличного от предусмотренного в заказ-наряде при условии обеспечения установленных эксплуатационно-технических характеристик и сохраняемости судов. В этом случае по технической документации предприятия-разработчика должны быть приняты необходимые меры защиты, такие как защитные покрытия, смазка, консервация, замена отдельных деталей и т.п.

1.12. Для судов должны быть установлены и указаны в технических условиях требования к надежности:

долговечности (сроку службы);

безотказности (наработке на отказ) только для механизмов и приборов за исключением подвесных моторов;

сохраняемости (среднему сроку сохраняемости);

ремонтопригодности (среднему времени восстановления).

1.13. Требования к надежности судов устанавливают по нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке (в дальнейшем НТД). НТД по надежности судов разрабатывают с учетом требований стандартов, указанных в обязательном приложении 2.

1.14. Суда (комплектующие изделия) должны быть проверены на патентную чистоту в соответствии с установленным порядком.

1.15. Оценку технического уровня и качества судов проводят и оформляют в соответствии с ГОСТ 15467-79, ГОСТ 2.116-71* и НТД.

 ________________

* Действует ГОСТ 2.116-84.  - Примечание изготовителя базы данных.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.16. Суда (комплектующие изделия), которым присвоена высшая категория качества, государственным Знаком качества не обозначают.

1.17. Технологическое оснащение производственных процессов изготовления и процессов технического контроля изготовления и испытаний судов (комплектующих изделий) осуществляют в соответствии с требованиями стандартов, указанных в обязательном приложении 2.

1.18. Контроль точности и стабильности режимов и операций технологических процессов изготовления судов (комплектующих изделий) проводят по НТД, разработанной с учетом требований стандартов, указанных в обязательном приложении 2. Предпочтение должно отдаваться применению статистических методов контроля и регулирования технологических процессов.

1.19. На всех стадиях разработки и постановки на производство новых образцов судов (комплектующих изделий) должна быть отработана и обеспечена технологичность деталей, сборочных единиц в соответствии с требованиями стандартов, указанных в обязательном приложении 2.

1.20. Исправление брака, а также использование восстановленных деталей, сборочных единиц, если при этом нарушается или ухудшается один из показателей эксплуатационно-технических характеристик и (или) качества исполнения и (или) товарный вид судов (комплектующих изделий), не допускается.

1.21. Нанесение клейм, маркировки, приклеивание ярлыков операционного контроля, ухудшающих товарный вид судов, не допускается.

1.22. На маршрутной технологической документации и документации технического контроля должен быть проставлен штамп "Экспорт" красного цвета.

1.23. В процессе изготовления партии судов по исполняемому заказ-наряду заказчика вносить изменения в техническую документацию без согласования с заказчиком не допускается, если эти изменения меняют их основные параметры и (или) эксплуатационно-технические характеристики, и (или) товарный вид.

1.24. Отступления от технической документации без согласования с заказчиком не допускаются.

1.25. Поставку заказчику судов, изготовляемых для внутреннего рынка, производят по техническим условиям, к которым в установленном порядке разработаны и утверждены экспортные дополнения.

1.26. Изготовление и поставку судов на международные, национальные и специализированные торгово-промышленные ярмарки и выставки, организуемые за границей и в СССР, производят в соответствии с требованиями ГОСТ 20519-75Э и заказ-наряда заказчика.

2. КОМПЛЕКТНОСТЬ

2.1. В комплект поставки судна в соответствии с ГОСТ 19105-73 и техническими условиями в общем случае должны входить:

судно;

предметы снабжения;

запасные части на гарантийный срок;

инструмент и приспособления, необходимые для эксплуатации судна;

транспортная упаковка.

К комплекту прилагают товаросопроводительную и эксплуатационную документацию.

2.2. В комплект поставки моторных лодок подвесные моторы и системы дистанционного управления реверсом и газом подвесных моторов не включают, если отсутствуют иные требования заказчика.

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Суда должны быть подвергнуты приемосдаточным и периодическим испытаниям.

Комплектующие изделия подвергают приемосдаточным испытаниям.

3.2. При серийном (более 10 шт.) изготовлении судов (комплектующих изделий) для оценки стабильности качества должно быть отобрано из серии одно судно (комплектующее изделие) и принято в качестве образца (эталона), соответствующего требованиям настоящего стандарта.

3.3. Образец (эталон) должен быть принят комиссией под председательством руководителя или главного инженера предприятия-изготовителя (предприятия-смежника), назначенной приказом по предприятию, с участием представителей:

заказчика;

предприятия-изготовителя (предприятия-смежника);

предприятия-разработчика.

3.4. Акт приемки образца (эталона) должен быть оформлен в соответствии с требованиями, изложенными в НТД.

3.5. При внесении изменений в техническую документацию или в заказ-наряд в случае, если эти изменения меняют основные параметры и (или) эксплуатационно-технические характеристики, и (или) товарный вид судна, образец (эталон) должен быть заново отобран и принят комиссией.

3.6. Образец (эталон) судна (комплектующего изделия) может быть включен в последнюю или в промежуточную, если срок действия образца (эталона) истек, отгружаемую партию судов (комплектующих изделий).

3.7. Для оценки стабильности качества при контроле технологических операций изготовления деталей и сборочных единиц судов (комплектующих изделий) предприятиям-изготовителям (предприятиям-смежникам) необходимо отбирать из серии в качестве контрольных образцов образцы деталей и сборочных единиц.

3.8. Приемосдаточные испытания судов (комплектующих изделий) проводят по согласованным с заказчиком (предприятием-изготовителем) программам или перечням приемок, разрабатываемым предприятием-изготовителем (предприятием-смежником).

3.9. Если в процессе приемосдаточных испытаний будет обнаружено несоответствие судов (комплектующих изделий) требованиям настоящего стандарта, ГОСТ 19105-73 и технической документации, то они должны быть возвращены для устранения недостатков. После устранения недостатков суда (комплектующие изделия) должны быть повторно подвергнуты приемосдаточным испытаниям. Повторные испытания считают окончательными.

3.10. В зависимости от уровня качества, серийности выпуска, оснащенности производства допускается приемка заказчиком судов выборочным статистическим методом по НТД, разработанной с учетом требований стандартов, указанных в обязательном приложении 2.

3.11. Периодическим испытаниям должны быть подвергнуты выборочные суда. Размеры выборки судов, подлежащих периодическим испытаниям, должны быть указаны в технических условиях.

Периодические испытания судов могут быть проверены по обоснованному требованию заказчика.

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Методы испытаний судов - по ГОСТ 19356-74*.

________________

* Действует ГОСТ 19356-79.  - Примечание изготовителя базы данных.

4.2. Суда в сборе с изделиями насыщения климатическим испытаниям не подвергают. При наличии соответствующих требований в технических условиях или требований экспертной комиссии климатическим испытаниям подвергают отдельные детали, сборочные единицы судна.

Допускается по согласованию с заказчиком проводить климатические испытания моделей судов, изготовленных по технической документации предприятия-разработчика при условии обеспечения полного конструктивного и технологического подобия модели и судна.

Примечание. Экспертная комиссия осуществляет научно-техническую экспертизу НТД по ГОСТ 1.22-76.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs