ГОСТ 1062-80
Группа Д00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
РАЗМЕРЕНИЯ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ ГЛАВНЫЕ
Термины, определения и буквенные обозначения
Principal ship dimensions. Terms, definitions and symbols
Дата введения 1981-07-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 мая 1980 г. N 2435 срок введения установлен с 01.07.1981 г.
ВЗАМЕН ГОСТ 1062-68
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины, определения и буквенные обозначения главных размерений надводных кораблей и судов.
Термины, установленные стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.
Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.
В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
В стандарте имеется справочное приложение, содержащее чертежи, поясняющие определения главных размерений.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым.
Термин | Буквенное | Определение | |
| |||
1. Главные размерения судна Главные размерения | - | Совокупность конструктивных, расчетных, наибольших и габаритных линейных размеров судна. Примечания: 1. Для многокорпусных судов определения главных размерений, кроме габаритных, относятся к каждому корпусу в отдельности. 2. Для судов неводоизмещающего типа: глиссирующих, на воздушной подушке и на подводных крыльях определения главных размерений относятся к случаю плавания в водоизмещающем режиме | |
2. Конструктивные размерения судна Конструктивные размерения | - | Размеры судна, характеризующие конструктивную ватерлинию и ее положения по высоте | |
3. Расчетные размерения судна Расчетные размерения | - | Размеры судна, характеризующие расчетную ватерлинию и ее положение по высоте | |
4. Наибольшие размерения судна Наибольшие размерения | Наибольшие размеры корпуса судна, определяемые по его теоретической поверхности | ||
5. Габаритные размерения судна Габаритные размерения | - | Габаритные размеры судна с учетом постоянно выступающих частей | |
| |||
6. Теоретическая поверхность корпуса судна Теоретическая поверхность корпуса | - | Поверхность судна, проходящая по наружным кромкам днищевого, бортового и палубного набора основного корпуса, надстроек, фальшборта и козырька. Примечание. Для судов с неметаллической наружной обшивкой теоретическая поверхность корпуса - наружная поверхность обшивка* без учета местных утолщений. Для металлических судов, не имеющих набора, теоретическая поверхность корпуса - внутренняя поверхность наружной обшивки без учета местных утолщений | |
________________ * Текст соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС". | |||
7. Плоскости для установления главных размерений судна | - | Взаимно перпендикулярные плоскости: диаметральная плоскость, основная плоскость и плоскость мидель-шпангоута судна. Примечание. Положение плоскостей для установления главных размерений принимается при посадке судна без крена и дифферента | |
8. Линии для установления главных размерений судна | - | Линии пересечения теоретической поверхности корпуса судна с плоскостью мидель-шпангоута и плоскостями, параллельными основной плоскости; линия пересечения диаметральной плоскости с основной плоскостью судна, а также бортовая линия верхней палубы, носовой и кормовой перпендикуляры судна. Примечание. Положение линий для установки главных размерений принимается при посадке судна без крена и дифферента | |
9. Диаметральная плоскость судна ДП | - | Вертикальная продольная плоскость симметрии теоретической поверхности корпуса судна | |
10. Плоскость мидель-шпангоута судна Плоскость мидель-шпангоута | - | Вертикальная поперечная плоскость, проходящая по середине длины судна, на базе которой построен теоретический чертеж | |
11. Основная плоскость судна ОП | - | Горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса судна в плоскости мидель-шпангоута | |
12. Мидель-шпангоут судна Мидель-шпангоут | - | Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна с плоскостью мидель-шпангоута | |
13. Основная линия судна ОЛ | - | Линия пересечения основной и диаметральной плоскостей судна | |
14. Ватерлиния судна ВЛ | - | Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью | |
15. Конструктивная ватерлиния судна КВЛ | - | Ватерлиния, принятая за основу построения теоретического чертежа и соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судна и нормальному водоизмещению корабля | |
16. Расчетная ватерлиния судна Расчетная ВЛ | - | Ватерлиния, соответствующая осадке судна, для которой определяются его расчетные характеристики. Примечание. При определении расчетных характеристик в качестве расчетной ватерлинии принимают: для кораблей - ватерлинию, соответствующую нормальному водоизмещению; для судов - ватерлинию, соответствующую осадке по центру круга грузовой марки | |
17. Бортовая линия верхней палубы судна Бортовая линия ВП | - | Линия пересечения теоретических поверхностей борта и верхней палубы судна или их продолжений при закругленном соединении палубы с бортом | |
18. Носовой перпендикуляр судна НП | Линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии судна | ||
19. Кормовой перпендикуляр судна КП | Линия пересечения диаметральной плоскости судна с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси баллера с плоскостью конструктивной ватерлинии. Примечание. При отсутствии баллера кормовой перпендикуляр судна - линия пересечения диаметральной плоскости судна с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей на расстоянии 97% длины по конструктивной ватерлинии от носового перпендикуляра судна. Для кораблей кормовой перпендикуляр - линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю кормовую точку конструктивной ватерлинии корабля. Для судов и кораблей, имеющих погруженную транцевую корму, в качестве кормового перпендикуляра допускается принимать вертикаль, проходящую через нижнюю точку боковой проекции среза транца | ||
| |||
20. Длина судна по конструктивной ватерлинии Длина по КВЛ | Расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна (черт.1, 3 и 5 справочного приложения) | ||
21. Длина судна по расчетной ватерлинии Длина по расчетной ВЛ | Расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей расчетной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна. Примечание. Для одновальных водометных судов и одновинтовых судов с тоннельной кормой кормовая точка конструктивной или расчетной ватерлинии принимается в диаметральной плоскости на линии пересечения плоскости выходного отверстия водометной трубы или тоннеля с плоскостью конструктивной или расчетной ватерлинии | ||
22. Длина судна между перпендикулярами Длина между перпендикулярами | Расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами судна (черт.1 и 3 справочного приложения). Примечание. Для кораблей, у которых кормовой перпендикуляр проходит через точку пересечения конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью, термин "Длина судна между перпендикулярами" не применяется | ||
23. Наибольшая длина судна Наибольшая длина | Расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна в носовой и кормовой оконечностях (черт.1 и 3 справочного приложения) | ||
24. Габаритная длина судна Габаритная длина | Расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей (см. черт.2 справочного приложения) | ||
25. Ширина судна по конструктивной ватерлинии Ширина по КВЛ | Наибольшая ширина конструктивной ватерлинии судна (черт.4 справочного приложения) | ||
26. Ширина судна по расчетной ватерлинии Ширина по расчетной ВЛ | Наибольшая ширина расчетной ватерлинии судна | ||
27. Ширина судна на мидель-шпангоуте Ширина на мидель-шпангоуте | Ширина конструктивной ватерлинии на мидель-шпангоуте | ||
28. Наибольшая ширина судна Наибольшая ширина | Наибольшее расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна (черт.4 справочного приложения) | ||
29. Габаритная ширина судна Габаритная ширина | Наибольшее расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между крайними точками корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей | ||
30. Высота борта судна Высота борта | Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы судна (черт.1, 3 и 4 справочного приложения) | ||
31. Осадка судна по конструктивную ватерлинию Осадка по КВЛ | Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости конструктивной ватерлинии судна (черт.1, 3 и 4 справочного приложения) | ||
32. Осадка судна по расчетную ватерлинию Осадка по расчетную ВЛ | Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости расчетной ватерлинии судна |
________________
* Не допускается использовать термины и индексы буквенных обозначений, принятые в стандарте, для размерений судов, не относящихся к главным.
Если в документе или его разделе используется только один вид размерений, включая и главные, то соответствующие буквенные обозначения, принятые в стандарте, могут применяться без индексов.
Ватерлиния судна | 14 |
Ватерлиния судна конструктивная | 15 |
Ватерлиния судна расчетная | 16 |
ВЛ | 14 |
ВЛ расчетная | 16 |
Высота борта | 30 |
Высота борта судна | 30 |
Длина габаритная | 24 |
Длина между перпендикулярами | 22 |
Длина наибольшая | 23 |
Длина по КВЛ | 20 |
Длина по расчетной ВЛ | 21 |
Длина судна габаритная | 24 |
Длина судна между перпендикулярами | 22 |
Длина судна наибольшая | 23 |
Длина судна по конструктивной ватерлинии | 20 |
Длина судна по расчетной ватерлинии | 21 |
ДП | 9 |
КВЛ | 15 |
КП | 19 |
Линии для установления главных размерений судна | 8 |
Линия верхней палубы судна бортовая | 17 |
Линия ВП бортовая | 17 |
Линия судна основная | 13 |
Мидель-шпангоут | 12 |
Мидель-шпангоут судна | 12 |
НП | 18 |
ОЛ | 13 |
ОП | 11 |
Осадка по КВЛ | 31 |
Осадка по расчетную ВЛ | 32 |
Осадка судна по конструктивную ватерлинию | 31 |
Осадка судна по расчетную ватерлинию | 32 |
Перпендикуляр судна кормовой | 19 |
Перпендикуляр судна носовой | 18 |
Плоскости для установления главных размерений судна | 7 |
Плоскость мидель-шпангоута | 10 |
Плоскость мидель-шпангоута судна | 10 |
Плоскость судна диаметральная | 9 |
Плоскость судна основная | 11 |
Поверхность корпуса судна теоретическая | 6 |
Поверхность корпуса теоретическая | 6 |
Размерения габаритные | 5 |
Размерения главные | 1 |
Размерения конструктивные | 2 |
Размерения наибольшие | 4 |
Размерения расчетные | 3 |
Размерения судна габаритные | 5 |
Размерения судна главные | 1 |
Размерения судна конструктивные | 2 |
Размерения судна наибольшие | 4 |
Размерения судна расчетные | 3 |
Ширина габаритная | 29 |
Ширина наибольшая | 28 |
Ширина на мидель-шпангоуте | 27 |
Ширина по КВЛ | 25 |
Ширина по расчетной ВЛ | 26 |
Ширина судна габаритная | 29 |
Ширина судна наибольшая | 28 |
Ширина судна на мидель-шпангоуте | 27 |
Ширина судна по конструктивной ватерлинии | 25 |
Ширина судна по расчетной ватерлинии | 26 |