Статус документа
Статус документа

ГОСТ 21015-88 Места крепления ремней безопасности легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Общие технические требования и методы испытаний

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Общие положения

2.1.1. Контроль соответствия автомобилей требованиям настоящего стандарта осуществляется при доводочных, предварительных, приемочных испытаниях и на образцах установочной серии.

Ежегодно должна проводиться проверка размеров, применяемых материалов и технологии изготовления мест крепления РБ на соответствие технической документации.

2.1.2. Количество объектов испытаний должно устанавливаться программой испытаний, но при приемочных испытаниях должно быть не менее двух образцов автомобиля (кузова, кабины).

2.1.3. Испытаниям должен подвергаться автомобиль или крашенный кузов (кабина) (с обивкой, дверями, замками дверей, сиденьями и ремнями безопасности), соответствующий ТУ изготовителя в части конструкции мест крепления РБ.

2.1.4. Вместе с автомобилем, передаваемым для проведения испытаний, представляются:

чертежи кузова автомобиля с указанием расположения мест крепления РБ и особенностей их конструкции, режима и технологии изготовления (сварки);

координаты точки всех посадочных мест для сидения;

техническое описание мест крепления РБ и примененного изготовителем способа защиты их от коррозии (если места крепления РБ располагаются на сиденье, то дополнительно представляются подробные чертежи сидений, их креплений к автомобилю и систем регулирования, перемещения и блокировки сидений);

руководство по эксплуатации и монтажу ремней безопасности;

руководство по эксплуатации автомобиля с указанием типов и моделей РБ, применение которых допускается на данном автомобиле (для каждого посадочного места сиденья - в соответствии с условными обозначениями, указанными в приложении 3);

сведения о порядке оснащения на изготовителе выпускаемых автомобилей ремнями безопасности (защитными системами), соответствующими ГОСТ 18837;

показатели массы автомобиля и кузова.

2.2. Контрольно-измерительная аппаратура и оборудование

2.2.1. Аппаратура и инструмент, применяемые при испытаниях мест крепления РБ, должны обеспечивать измерение:

силы в интервале 1000-25000 Н с потрешностью не более 1,5% измеряемой величины;

времени с погрешностью не более 0,005 с за период 0,1 с.

Все средства измерений должны быть исправны, удовлетворять предъявляемым к ним требованиям и иметь действующие сроки метрологической поверки.

2.2.2. Для проведения испытаний мест крепления РБ необходимо следующее оборудование и аппаратура:

мерительная площадка с размерами, достаточными для обмеров автомобиля (кузова) и размещения мерительного оборудования (негоризонтальность не более 2,5 мм на метр длины);

трехкоординатное измерительное устройство для измерения внутренних размеров автомобиля или комплект инструментов для линейных и угловых измерений (линейки 0-1000 мм, 0-500 мм, штангенрейсмас, отвес, угломер);

манекен посадочный по ГОСТ 20304;

стенд с нагружающими устройствами (число нагружающих устройств, достаточное для одновременного нагружения всех мест крепления РБ одного ряда сидений; усилие, развиваемое каждым устройством, 0-28000 Н; ход, достаточный для нагружения мест крепления РБ нормируемыми нагрузками и жестким устройством для закрепления объекта испытаний (рекомендуемые длина не менее 6000 мм, ширина не менее 3000 мм);

приспособление для определения "зоны возможного удара головой";

комплект контрольно-измерительной аппаратуры для измерения силы (число измерительных устройств по числу нагружающих элементов) и времени.

2.3. Испытания проводятся в помещении при температуре воздуха (20±15) °С, давлении (1013±40) гПа, относительной влажности (75±20)%.

2.4. Приемка объектов испытаний, техническая экспертиза для определения соответствия представленных образцов конструкторской и нормативно-технической документации, определение категории автомобиля в соответствии с принятой классификацией проводится на основе представленной документации, результатов обмеров и взвешивания автомобиля.