ГОСТ 22283-88
Группа Д10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ШУМ АВИАЦИОННЫЙ
Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения
Aircraft noise. Admissible noise levels in the region
of dwelling-houses and methods of its measurement
ОКСТУ 7509
Срок действия с 01.01.90
до 01.01.2000*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 7-95 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации.
(ИУС N 11, 1995 год). - Примечание изготовителя базы данных.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством гражданской авиации СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
Б.Н.Мельников, канд. техн. наук (руководитель темы); А.3.Лукьянова; С.А.Абрамян, канд. техн. наук; А.В.Тарасенко; Т.И.Никулина; Ю.С.Файрушин
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 22.12.88 N 4457
3. Срок первой проверки - 1995 г., периодичность проверки - 5 лет
4. Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 131-79, ИСО 3891-78
5. ВЗАМЕН ГОСТ 22283-76
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
3.1 | |
Вводная часть | |
2.3, 3.5 | |
Вводная часть | |
2.3 | |
Вводная часть | |
ГОСТ 24647-81 | " " |
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 1989 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт устанавливает максимально допустимые уровни авиационного шума на вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих аэродромов и аэропортов, а также на территориях жилой застройки городов и поселков городского типа вокруг вновь проектируемых аэродромов и аэропортов при взлете, пролете и посадке самолетов и вертолетов, при опробовании двигателей на аэродромах при производстве полетов, а также устанавливает методы измерения авиационного шума.
Стандарт не распространяется на воздействие звуковых ударов, возникающих три пролете самолетов со сверхзвуковой скоростью.
1. КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ШУМА И ЕГО
ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
1.1. Нормируемыми параметрами авиационного шума на территории жилой застройки являются эквивалентный уровень звука и максимальный уровень звука , измеряемые в дБ ().
1.2. Эквивалентный уровень звука представляет собой значение длительного постоянного шума, который в пределах регламентируемого интервала времени имеет то же среднее квадратическое значение уровня, что и рассматриваемый авиационный шум, уровень звука которого () изменяется во времени. Регламентируемыми интервалами времени являются 16 ч дневного и 8 ч ночного времени суток (с 7.00 до 23.00 ч и с 23.00 до 7.00 ч) *.
_________________
* С учетом местных условий допускается изменять граничное время с 7.00 до 6.00 ч без изменения общей продолжительности дневного и ночного периодов.
Эквивалентный уровень звука в общем случае определяется по формуле
,
где - регламентируемый интервал времени (57600 с в дневное время и 28800 с в ночное время).
1.3. На вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих аэропортов и на существующих территориях жилой застройки вблизи вновь проектируемых аэропортов уровни авиационного шума не должны превышать значений, указанных в табл.1.
Таблица 1
Время суток | Эквивалентный уровень звука , дБ () | Максимальный уровень звука при единичном воздействии , дБ () |
День (с 7.00 до 23.00 ч) | 65 | 85 |
Ночь (с 23.00 до 7.00 ч) | 55 | 75 |
1.4. Допускается превышение в дневное время установленного уровня звука на значение не более 10 дБ () для аэродромов 1-го, 2-го классов и для заводских аэродромов, но не более 10 пролетов в один день.
При реконструкции аэропортов или изменении условий эксплуатации воздушных судов акустическая обстановка на территориях жилой застройки не должна ухудшаться.
1.5. При пролетах сверхзвуковых самолетов допускается превышать установленные уровни звука на 10 дБ () и на 5 дБ ()в течение не более двух суток одной недели.
2. МЕТОДЫ И УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА
2.1. Соответствие установленным в п.1.3 нормам определяется по результатам не менее чем трех непосредственных измерений в дневной и ночной периоды с последующим осреднением. При определении эквивалентных уровней звука допускается применять приближенные методы расчета, приведенные в приложении 1.
2.2. Измерения следует проводить в условиях нормальной деятельности аэропорта в периоды наиболее интенсивного движения и при полетах воздушных судов (ВС) наиболее шумных типов в точках, расположенных в характерных местах существующей или планируемой жилой застройки вблизи маршрутов движения ВС.
2.3. Измерения шума следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 23337 на открытых площадках (вне звуковой тени) или на расстоянии не менее 2 м от отражающих конструкций зданий.
Между точкой измерения и ВС не должно быть препятствий, искажающих звуковое поле. Места для измерения шума должны располагаться на ровной поверхности с соблюдением условий отсутствия чрезмерного избыточного затухания звука (высокая трава, кустарник или лесные участки).
Черт.1
Рабочий центр микрофона располагают на высоте 1,2-1,5 м над уровнем земной поверхности или поверхностью сооружений. Ось микрофона должна быть ориентирована в сторону ожидаемого излучения максимального шума. Допускается использовать ориентацию микрофона, регламентируемую ГОСТ 17229 при сертификационных испытаниях ВС по шуму.
Если скорость ветра превышает 1 м/с, то при измерениях используют ветрозащитный экран для микрофона.
2.4. Измерения не проводят во время осадков, при скорости ветра более 5 м/с, а также при неблагоприятных сочетаниях температуры и относительной влажности окружающего воздуха, когда затухание звука в воздухе для третьоктавной полосы с центральной частотой 8 кГц превышает 10 дБ на 100 м. Зона неблагоприятных условий сочетания температуры и относительной влажности воздуха представлена на черт.1 в виде заштрихованного участка.
2.5. Не следует проводить измерения в случаях, когда уровень шумового фона отличается от уровней шума самолетов менее чем на 10 дБ.
2.6. Результаты измерений оформляют протоколом, в котором указывают время и место проведения измерений, характер поверхности в точке измерения, тип ВС, используемую аппаратуру, результаты измерений максимальных и эквивалентных уровней звука и уровней шумового фона или расчета эквивалентных уровней звука, заключение о соответствии уровней шума требованиям, установленным настоящим стандартом.
Форма протокола дана в приложении 2.
2.7. Систематический контроль соответствия шума на территории жилой застройки может осуществляться при помощи стационарных и передвижных аэродромных систем контроля авиационного шума. Основные требования и рекомендации по осуществлению такого контроля изложены в приложении 3.
3. СОСТАВ И ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ АППАРАТУРЕ
3.1. Для акустических измерений следует применять шумомеры, комбинированные измерительные системы или автоматические устройства, предназначенные для определения максимальных и эквивалентных уровней звука и соответствующие классам точности 0; 1 или 2 ГОСТ 17187.
3.2. Аппаратура, используемая для непосредственных измерений максимальных и эквивалентных уровней звука в соответствии с п.1.2 настоящего стандарта, может включать:
цифровую измерительную систему с соответствующим программным обеспечением;
анализатор шума со встроенными микропроцессорами;
шумомер;
шумомер и регистратор уровня;
шумомер, регистратор уровня и статистический анализатор;
шумомер и магнитный регистратор.
3.3. До начала измерений, в процессе их проведения и после завершения следует проводить проверку общей чувствительности измерительной системы при помощи акустического калибратора, генерирующего известные уровни звукового давления на известных частотах, либо любым другим способом, оговоренным в инструкции по эксплуатации средства измерения.
3.4. Используемая измерительная аппаратура должна иметь действующее свидетельство о поверке, выданное компетентным органом.
3.5. Характеристики используемых в измерениях магнитных регистраторов должны удовлетворять требованиям ГОСТ 17229.
4. ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИЗМЕРЕНИЙ И РАСЧЕТА
4.1. Результаты выполненных измерений оформляют актом, утверждаемым руководителем организации, специалисты которой осуществляли указанные измерения. В акте четко указывают цель предпринятых исследований, приводят необходимую информацию о режиме работы аэропорта и типах эксплуатируемых ВС, сведения о наличии акустического паспорта аэропорта и возможности использования его рекомендаций по снижению шума применительно к конкретным условиям и поставленным целям.
4.2. При измерениях рекомендуется использовать протокол, форма которого приведена в приложении 2.
4.3. Важнейшая исходная информация, на основании которой выполняются необходимые расчеты эквивалентного уровня, включая расчетную интенсивность полетов в дневное и ночное время с указанием типов эксплуатируемых ВС, режим работы аэропорта и действующие в нем ограничения, представляется руководством аэропорта или согласовывается с ним.
4.4. Для согласования плана расположения новой жилой застройки вблизи аэропорта из условий создаваемого ВС шума следует использовать расчетные зоны воздействия шума с допустимыми значениями по п.1.3 настоящего стандарта. Исходная информация и основные требования для расчетного определения указанных зон воздействия шума для существующих и перспективных условий эксплуатации аэропорта приведены в приложении 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
ПРИБЛИЖЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЫЧИСЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ЗВУКА