Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

ГОСТ 23023-85

     
Группа Д10

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


САМОЛЕТЫ ВИНТОВЫЕ ЛЕГКОЙ ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ

Допустимые уровни шума,  методы определения уровней шума,
создаваемого на местности

Light-wеight propeller aeroplanes. Acceptable noise
levels on ground and methods for its determination



МКС 13.140

          17.140.030*

          49.020

ОКП 75 0200

_______________

* В указателе "Национальные стандарты" 2006 г. ОКС 13.140, 17.140.30, 49.020 . -

Примечание "КОДЕКС".

Дата введения 1986-07-01

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 июня 1985 г. N 1830 дата введения установлена 01.07.86

ВЗАМЕН ГОСТ 23023-78

ПЕРЕИЗДАНИЕ


Настоящий стандарт распространяется на винтовые самолеты существующих типов и их модификации, оборудованные турбовинтовыми, турбовинтовентиляторными или поршневыми двигателями (далее - винтовые самолеты легкой весовой категории), с максимальной взлетной массой не более 5700 кг, для которых Госавиарегистром СССР была принята заявка на сертификат летной годности прототипа или выполнена другая аналогичная процедура после 1 января 1975 года или свидетельство летной годности для отдельного самолета было выдано после 1 января 1980 г. Установленный предел взлетной массы может быть до 6500 кг для модифицированных самолетов в том случае, если прототип имел зарегистрированную в удостоверении о годности к полетам максимальную взлетную массу менее 5700 кг.

Стандарт устанавливает максимально допустимые уровни шума, создаваемого винтовыми самолетами легкой весовой категории на местности, и методы определения уровней шума при сертификационных испытаниях самолета по шуму.

Стандарт не распространяется на винтовые самолеты, специально спроектированные для высшего пилотажа и тушения пожаров.

Устанавливаемые стандартом максимально допустимые уровни шума являются технической характеристикой самолета и не распространяются в качестве норм шума для ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов и аэродромов.

Стандарт соответствует требованиям стандарта ИКАО по шуму (Международные стандарты и рекомендуемая практика "Охрана окружающей среды", Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 1 "Авиационный шум", первое издание, Монреаль, 1981 г.).

В стандарте учтены требования МС ИСО 3891, Публикаций МЭК Р123, МЭК Р179 и МЭК Р561, стандарта СЭВ 541-77, в части выбора критериев оценки шума методов расчета и измерений и основных требований к измерительной аппаратуре.

1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА

1.1. Шум, создаваемый винтовыми самолетами легкой весовой категории, измеряется в уровнях звука (дБA).

Допускается определять уровни звука по результатам выполненных измерений уровней звукового давления в октавных или третьоктавных полосах частот.

По требованию органов, ответственных за сертификацию, наряду с оценкой шума в уровнях звука, необходимо представлять данные о шуме в единицах (ЕРNдБ) по ГОСТ 17229-85, причем при расчете поправки на продолжительность воздействия шума может использоваться интервал осреднения 1,0 (вместо 0,5 с).

1.2. Шум, создаваемый самолетом, измеряют в контрольной точке при горизонтальном полете самолета над указанной точкой на высоте 300 м, а также при наборе высоты в точке, расположенной на продолжении оси взлетно-посадочной полосы (ВПП) на удалении 2500 м от начала разбега самолета.

1.3. Максимально допустимый уровень шума при горизонтальном полете самолета над контрольной точкой на заданной высоте не должен превышать следующих значений, зависящих от взлетной массы самолета (в килограммах):

=68 дБА

при 600 кГ,

, дБА

при 600 кГ1500 кГ,

=80 дБА

при 1500 кГ5700 кГ.


Максимально допустимый уровень шума при наборе высоты в контрольной точке, расположенной на удалении 2500 м от начала разбега, не должен превышать следующих значений:

=73 дБА

при 600 кГ,

,  дБА

при 600 кг1500 кГ,

=85 дБА

при 1500 кг5700 кГ.


Графическое представление зависимостей максимально допустимых уровней шума от взлетной массы самолета для рассмотренных случаев приведено в приложении 1.

Места для измерения шума самолета должны быть расположены на относительно ровной поверхности земли, не имеющей участков повышенного поглощения звука (густая, слежавшаяся или высокая трава, кустарник или лесистые участки). В пределах конического пространства над местом измерения с осью, перпендикулярной к земле, и половинным углом раскрытия 80°, не должно быть каких-либо препятствий, оказывающих существенное влияние на звуковое поле, создаваемое самолетом.

1.4. Значения максимально допустимых уровней шума для горизонтального полета над контрольной точкой на заданной высоте для всех самолетов, выпуск которых продолжится после 1 января 1990 г., должны быть на 5 дБA ниже приведенных в п.1.3.

2. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШУМА

2.1. Подготовка к летным испытаниям

2.1.1. Летные испытания проводят на одном самолете и результаты распространяют на все самолеты данного типа.

Необходимость повторных сертификационных испытаний по шуму самолетов, в исходную конструкцию которых внесены изменения, которые могут повлиять на его акустические характеристики, определяется органом, ответственным за сертификацию.

2.1.2. Применяемая акустическая аппаратура - по ГОСТ 17229-85.

2.1.3. Шум измеряют при следующих атмосферных условиях:

- осадки отсутствуют;

- температура окружающего воздуха от 2 °С до 35 °С;

- относительная влажность воздуха от 20% до 95%;

- скорость ветра на высоте 1,2 м не более 5 м/с при боковой составляющей не более 2,5 м/с;

- отсутствует температурная инверсия или аномальные условия ветра, которые могли бы существенно повлиять на шум самолета при его регистрации в точке измерения.

Не допускается проводить испытания при неблагоприятных условиях сочетания температуры и относительной влажности, измеренных на высоте 10 м, которые на зависимости температуры и относительной влажности находятся ниже прямой линии, проведенной через точки с координатами 2 °С, 60% и 35 °С, 20%. Допустимый диапазон атмосферных условий показан на чертеже.


Допустимый диапазон атмосферных условий при испытаниях

2.1.4. При скорости ветра более 3 м/с следует применять ветрозащитные экраны. Направление полета с точностью ±15° должно совпадать с направлением ветра. Число полетов с попутным и встречным ветром должно быть одинаковым.

2.2. Проведение испытаний и обработка результатов

2.2.1. Максимальный уровень шума измеряется при горизонтальном полете самолета в крейсерской конфигурации на высоте 300 м над измерительной системой с полетной массой, соответствующей максимальной.

Пролет самолета выполняется на стабилизированной скорости при работе двигателей на режиме наибольшей эксплуатационной мощности.

2.2.2. При полете боковое отклонение самолета от вертикали, проведенной через контрольную точку, не должно превышать значений, соответствующих угловому положению самолета, ±10°.

2.2.3. Шум самолета с максимальной взлетной массой измеряют при взлете в точке, расположенной на удалении 2500 м от начала разбега, когда взлетная мощность двигателей используется с момента освобождения тормозов до достижения высоты 15 м над уровнем ВПП без изменения взлетной конфигурации (первый этап). Начало второго этапа полета соответствует концу первого. На втором этапе выдерживается конфигурация набора высоты с убранным шасси при отклонении закрылок, соответствующих нормальному набору высоты на всем протяжении этого этапа с выдерживанием оптимальной скорости набора . Максимальная мощность и обороты двигателя сохраняются на всем протяжении второго этапа, если органами, выдающими сертификат по шуму, не будет установлена более низкая мощность.

2.2.4. Число полетов для каждой из контрольных точек должно быть не менее четырех при выполнении требования п.2.2.14.

2.2.5. При каждом полете регистрируют скорость полета, режим работы двигателей, обороты винтов и температуру окружающего воздуха.

Высота полета и боковое положение самолета относительно микрофона, помимо штатной бортовой аппаратуры, определяется с помощью наземных систем, одобренных организацией, ответственной за сертификацию по шуму.

2.2.6. Фоновый уровень окружающего шума и уровень собственного шума измерительной системы должны быть ниже измеряемого максимального шума самолета не менее чем на 10 дБА.

2.2.7. Результаты измерений шума по п.2.2.1, выполненные на высотах, отличающихся от заданной высоты 300 м, приводят к этой высоте с помощью закона обратных квадратов.

2.2.8. Результаты измерений шума самолета должны быть приведены к следующим исходным атмосферным условиям:

- атмосферное давление на уровне моря - 1013,25 гПа;

- температура окружающего воздуха - 25 °С.

2.2.9. Если при испытаниях значения числа Маха () законцовки лопасти воздушного винта и отклонения мощности двигателя от исходных значений выходят за пределы ограничений, указанных в таблице, применяется корректировка, основанная на данных фактических летных испытаний самолета, проходящего сертификационные испытания по шуму, или другого образца самолета такого же типа.

Число законцовки лопасти

Пределы изменения от исходного значения

0,70

0,014

0,7 0,80

0,007

0,80

0,005

Мощность двигателя при любом значении числа

10%



Не следует вносить никаких поправок на изменение мощности винтовых самолетов с фиксированным шагом винта.

Для коррекции результатов испытаний используются методы по ГОСТ 17229-85.              

2.2.10. В скорректированный уровень шума по п.2.2.1, определенный как среднеарифметическое значение результатов всех измерений, вносится поправка , учитывающая совершенство летно-технических характеристик самолета, которая определяется для условий на уровне моря и температуры окружающего воздуха 15 °С.

Поправку , измеренную в дБА, суммируют алгебраически со скорректированным уровнем шума.

2.2.11. Поправку , учитывающую отклонение самолета от нормированной высоты 300 м на заданном удалении от начала разбега для максимальной взлетной мощности, вычисляют по формуле:


,