3.1. При сдаче и приемке для проверки соответствия изготовленных рельсов требованиям настоящего стандарта должен производиться контроль:
состояния поверхности прямолинейности и размеров рельсов (пп.2.10-2.15);
химического состава стали (пп.2.3, 2.15);
механических свойств стали (пп.2.5, 2.15);
копровой прочности рельсов (п.2.6);
макроструктуры рельсов (п.2.9);
загрязненности рельсов строчечными неметаллическими включениями (пп.2.7, 2.8, 2.15);
отсутствия флокенов в рельсах (п.2.7).
3.2. Приемо-сдаточные испытания рельсов проводят поплавочно. Если сталь выплавляют в печах большой емкости и разливают в два ковша, каждый ковш считают самостоятельной плавкой. Рельсы из слитков одной и той же плавки, прокатанные с разрывом во времени более 8 ч, подвергают приемо-сдаточным испытаниям как рельсы разных плавок.
3.3. Контролю состояния поверхности, прямолинейности, размеров рельсов должен подвергаться каждый рельс.
3.4. По требованию инспекции МПС производят контрольный химический анализ отобранного ей рельса.
При несоответствии химического состава стали хотя бы по одному элементу требованиям пп.2.3 и 2.15, все рельсы такой плавки считают несоответствующими требованиям настоящего стандарта.
3.5. При удовлетворительных результатах первичного или повторного испытания на растяжение (пп.2.5 и 2.15) все рельсы контролируемой плавки считают соответствующими требованиям настоящего стандарта.
При несоответствии результата повторного испытания на растяжение хотя бы у одного образца требованиям пп.2.5 и 2.15, все рельсы контролируемой плавки считают несоответствующими требованиям настоящего стандарта.
3.6. При удовлетворительных результатах первичного или повторного испытания (п.2.6) на удар под копром все рельсы данной плавки считают соответствующими требованиям настоящего стандарта. При получении неудовлетворительного результата повторного испытания на удар под копром в отношении хотя бы одного пробного отрезка, все первые головные рельсы (с клеймом "1") такой плавки считают несоответствующими требованиям настоящего стандарта.
При удовлетворительных результатах третьего испытания на удар под копром (п.4.5) все рельсы такой плавки, кроме всех первых головных рельсов (с клеймом "1"), считают соответствующими требованиям настоящего стандарта.
При неудовлетворительном результате третьего испытания (п.4.5) на удар под копром в отношении хотя бы одного пробного отрезка, все рельсы данной плавки считают несоответствующими требованиям настоящего стандарта.
3.7. Поплавочному макроконтролю подвергают 2 пробы - одну от одного донного (с клеймом "X") и одну от одного головного (с клеймом "1") рельса каждой пятой плавки.
3.8. В случае обнаружения при поплавочном макроконтроле (пп.4.6-4.10) в головных рельсах (с клеймом "1") или в донных рельсах (с клеймом "X") дефектов макроструктуры (п.2.9) соответственно все головные или все донные рельсы контролируемой плавки считают несоответствующими требованиям настоящего стандарта.
Допускается подвергать головные или донные рельсы поштучному макроконтролю и рассортировке.
При обнаружении пятнистой ликвации и в других (не головных с клеймом "1") рельсах все рельсы контролируемой плавки должны быть признаны несоответствующими требованиям настоящего стандарта.
3.9. Головные (с клеймом "1") и донные (с клеймом "X") рельсы, у которых при поштучном контроле обнаружится макроструктура, не отвечающая требованиям п.2.9, считают несоответствующими требованиям настоящего стандарта.
3.10. Контролю на отсутствие в рельсах местных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль направления прокатки в виде строчек-дорожек (п.2.8), должны подвергаться отобранные инспектором МПС 6 проб от головных и донных рельсов любой плавки из каждых тридцати прокатанных плавок.
3.11. Рельсы тех плавок, у которых хотя бы на одном из шлифов были обнаружены местные скопления неметаллических включений в виде строчек-дорожек длиной более 2 мм, но не более 8 мм, относят к рельсам второго сорта.
3.12. Рельсы, не прошедшие замедленного охлаждения или изотермической обработки для предотвращения образования флокенов, а также прошедшие такую обработку с нарушением режимов, обеспечивающих отсутствие флокенов, считают несоответствующими требованиям настоящего стандарта. В случае обнаружения флокенов в рельсах, прошедших замедленное охлаждение или изотермическую обработку, все рельсы данной плавки считают несоответствующими требованиям настоящего стандарта.