2.1. Рельсы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
2.2. Рельсы должны быть изготовлены из спокойной мартеновской стали, раскисленной в ковше комплексными раскислителями без применения алюминия или других раскислителей, образующих в стали вредные строчечные неметаллические включения.
2.3. Химический состав стали должен соответствовать указанному в таблице.
Обозначение марки стали | Содержание элементов, % | |||||||
Углерод | Марганец | Кремний | Ванадий | Титан | Цирконий | Фосфор | Сера | |
Не более | ||||||||
М73В | 0,67-0,78 | 0,75-1,05 | 0,18-0,45 | 0,03-0,06 | - | - | 0,035 | 0,040 |
М73Т | 0,67-0,78 | 0,75-1,05 | 0,18-0,45 | - | 0,007- 0,015 | - | 0,035 | 0,040 |
М73Ц | 0,67-0,78 | 0,75-1,05 | 0,18-0,45 | - | - | 0,001-0,05 | 0,035 | 0,040 |
Примечания:
1. Буква М указывает на способ выплавки стали (мартеновский), цифры - на среднее содержание углерода в сотых долях процента.
2. Содержание циркония от 0,001 до 0,01% в стали определяется из расчета не менее 80 г на тонну стали по вводу.
2.4. Рельсы, изготовленные из стали с содержанием углерода выше среднего, относятся к твердым, рельсы из стали, содержание углерода в которых равно среднему и менее, - к нормальным.
2.5. Рельсы должны иметь следующие механические свойства:
временное сопротивление разрыву - не менее 900 МПа (90 кгс/мм);
относительное удлинение - не менее 5%.
2.6. Пробный отрезок рельса должен выдержать при температуре от 0 до 40 °С испытание на удар под копром без излома, трещин и выколов подошвы (как в пролете, так и на опорах).
2.7. Технология изготовления рельсов должна гарантировать отсутствие в них флокенов, а также местных неметаллических включений (глинозема, карбидов и нитридов титана или глинозема, сцементированного силикатами), вытянутых вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек длиной более 2 мм.
2.8. За местное скопление неметаллических включений в виде строчек-дорожек (п.2.7) принимают видимую на полированной поверхности шлифа при просмотре всей его поверхности под металлографическим микроскопом (увел. 90-110) или бинокулярным микроскопом группы точечных или сплошных включений, вытянутых вдоль направления прокатки.
При оценке длины строчек-дорожек разорванную строчку определяют как сплошную, если:
суммарное расстояние между отдельными группами включений, расположенных на одной линии, не превышает суммарной длины этих групп;
параллельно расположенные группы включений смещены относительно друг друга на расстоянии не более 0,5 мм;
в включениях глинозема, сцементированного силикатами, оценивают только длину строчечного включения глинозема без учета длины того силикатного включения, в котором глинозем находится.
2.9. Обжатый слиток (блюмс) и прокатанная из него рельсовая полоса должны быть отрезаны до полного удаления усадочной раковины, подусадочной рыхлости, загрязнений, вредной ликвации и утяжки. В рельсах не должно содержаться также и других вредных неоднородностей макроструктуры (пятнистой ликвации, подкорковых пузырей, заворотов корки, белых и темных пятен, черновин, свищей, расслоений, однородных металлических и шлаковых включений и т.п.).
2.10. Рельсы после полного остывания могут быть подвергнуты холодной правке на роликоправильных машинах и штемпельных прессах.
Перед холодной правкой допускается равномерная общая по всей длине кривизна рельсов в вертикальной плоскости со стрелой прогиба не более длины рельса.
2.11. После холодной правки допускаются:
равномерная кривизна рельса в вертикальной плоскости по всей длине его со стрелой прогиба, не превышающей длины рельса;
одиночные местные деформации (прогибы) не более 0,5 мм, определяемые между линейкой длиной 1 м и поверхностью рельса;