Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 10326-1-99 Вибрация. Оценка вибрации сидений транспортных средств по результатам лабораторных испытаний. Часть 1. Общие требования

     6 Условия испытаний     

6.1 Испытуемое сиденье

6.1.1 Общие положения

В качестве испытуемого следует выбирать представительный образец данной модели сиденья с точки зрения его конструкции, механических и геометрических характеристик и любых других факторов, способных влиять на результаты испытаний.

Примечание - Указанные характеристики могут быть различными для разных сидений одного и того же типа. Поэтому рекомендуется проводить испытания на нескольких (не менее трех) образцах сидений.

6.1.2 Период приработки для подвески

Подвеска сиденья должна быть подвергнута предварительному воздействию вибрации, чтобы все части подвески могли осуществлять свободные колебания. Период приработки должен быть достаточно продолжительным, чтобы все характеристики сиденья стабилизировались.

Подача пневматической, гидравлической или электрической энергии к сиденью и ее расход (скорость подачи воздуха или жидкости, электрическое напряжение) должны осуществляться в соответствии с рекомендациями изготовителя сидений. Испытуемое сиденье должно быть нагружено инерционной массой (75±0,75) кг, помещенной на подушку сиденья, и отрегулировано в соответствии с инструкциями изготовителя для номинального значения массы испытателя 100 кг.

Примечание - В качестве инерционной массы используют плоские мешочки со свинцовой дробью массой примерно 7,5 кг каждый.


В период приработки испытуемое сиденье возбуждают на частоте, близкой к собственной частоте подвески. Амплитуда синусоидальных колебаний должна составлять 75% амплитуды полного хода подвески сиденья.

В процессе приработки может произойти перегрев амортизатора, поэтому необходимо предусмотреть систему автоматической остановки вибростенда с контролем температуры амортизатора.

При проведении дополнительных испытаний сидений в горизонтальном направлении указанная приработка должна проводиться отдельно.

Примечание - В стандартах на конкретные виды транспортных средств могут быть предусмотрены другие условия приработки подвески сиденья.          

      

6.2 Испытатели


В стандартах на конкретные виды транспортных средств должны быть указаны массы двух испытателей, равные квантилям порядка 0,05 и 0,95 масс общей популяции людей, пользующихся данными сиденьями. Для испытателя с меньшей массой допуск составляет %, для испытателя с большей массой - %.

Примечание - Чтобы удовлетворить требованиям по массе испытателей, допускается использовать дополнительные грузы. Использование дополнительных грузов и другие дополнительные возможности (например, проведение испытаний только с одним испытателем) должны быть указаны в стандартах на конкретные виды транспортных средств.


В стандартах на конкретные виды транспортных средств должна быть установлена также соответствующая поза испытателя с указанием соотношения высоты сиденья и расстояния от сиденья до ступней ног, а также сведения о наличии или отсутствии рулевого колеса и его положении. Кроме этого, должны содержаться указания о методе контроля правильности занятой позы (например, посредством измерения углов сгиба в суставах).

До начала испытаний испытатели должны пройти определенную тренировку, чтобы привыкнуть сохранять в течение длительного времени установленное положение тела.

6.3 Другие условия испытаний


Участие в испытаниях человека вносит в результаты испытаний субъективный фактор, поэтому в стандартах на конкретные виды транспортных средств могут быть предложены другие условия испытаний, позволяющие уменьшить влияние субъективного фактора.