ГОСТ 3338-68*
(CT СЭВ 4536-84)
Группа Б19
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ
Метод определения сортности на богатой смеси
Aviation gasolines. Method for determination
of performance number by rich mixture
ОКСТУ 0209
Дата введения 1969-07-01
Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 10 октября 1968 г. N 35 срок введения установлен с 01.07.69
Постановлением от 27.05.85 N 1481 срок действия продлен до 01.01.88**
________________
** Ограничение срока действия снято по протоколу Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 2, 1993 год). - Примечание изготовителя базы данных.
ВЗАМЕН ГОСТ 3338-61
* ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1985 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в июле 1972 г., 01.12.81, Пост. N 5164 и 27.05.85. Пост. N 1481 (ИУС 8-72, 2-82, 8-85)
Настоящий стандарт устанавливает метод определения сортности авиационных бензинов и их компонентов (далее - топлив), характеризующей их детонационную стойкость на богатой смеси (обязательное приложение 1а).
Сущность метода заключается в сравнении мощности двигателя, ограниченной начальной детонацией, при работе на испытуемом и эталонных топливах в стандартных условиях испытания.
Метод применяют для авиационных бензинов и их компонентов с сортностью от 90 до 160 единиц.
Стандарт полностью соответствует CT СЭВ 4536-84.
1.1. Установки одноцилиндровые ИТ9-1 с рабочим объемом цилиндра 652 см или установки такого же типа с рабочим объемом цилиндра 612 см, обеспечивающие получение таких же результатов определения сортности.
Масло смазочное для двигателя МС-20 по ГОСТ 21743-76.
Посуда мерная лабораторная стеклянная по ГОСТ 1770-74: колбы 2-200-2, 2-250-2, 2-500-2, 2-1000-2;
цилиндры 1-100, 1-250, 1-1000.
Бюретки 6-2-1, 6-2-2, 6-2-5 по ГОСТ 20292-74*.
______________
* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ 29169-91, ГОСТ 29227-91-ГОСТ 29229-91, ГОСТ 29251-91-ГОСТ 29253-91. - Примечание изготовителя базы данных.
Весы технические любого типа, позволяющие определять массу с погрешностью не более 5 г.
2.1. Для определения сортности на богатой смеси применяют эталонные и контрольные топлива.
2.2. Эталонные топлива
2.2.1. В качестве эталонных топлив применяют:
при определении сортности от 100 и выше - эталонный изооктан по ГОСТ 12433-83 с добавлением тетраэтилсвинца (ТЭС) по ГОСТ 988-65* в виде этиловой жидкости в количествах, приведенных в табл.1а;
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 988-89. Здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
при определении сортности ниже 100 - смеси эталонного изооктана с -гептаном эталонным по ГОСТ 25828-83 в количествах, приведенных в табл.1б.
Средние индикаторные давления и сортность применяемых эталонных топлив приведены в табл.1в.
Таблица 1а
Номер образца эталонного топлива | Количество тетраэтилсвинца, см/кг |
I | 0 |
II | 0,19 |
III | 0,48 |
IV | 0,76 |
V | 1,15 |
VI | 1,53 |
VII | 2,30 |
Таблица 1б
Номер образца эталонного топлива | Состав эталонного топлива, % (по объему) | |
ЭИ | эталонный гептан | |
Iа | 90 | 10 |
Iб | 95 | 5 |
Таблица 1в
Номер образца эталонного топлива | Среднее индикаторное давление | Сортность |
Iа | 8,73 (8,90) | 90 |
Iб | 9,70 (9,90) | 95 |
I | 11,67 (11,90) | 100 |
II | 12,94 (13,20) | 116 |
III | 14,12 (14,40) | 130 |
IV | 15,10 (15,40) | 139 |
V | 16,08 (16,40) | 147 |
VI | 16,96 (17,30) | 153 |
VII | 17,75 (18,10) | 161 |
2.2.2. Массовую долю ТЭС в этиловой жидкости пересчитывают в объемную долю по формуле
,
где - массовая доля ТЭС в этиловой жидкости, %;
- плотность этиловой жидкости, кг/м;
- плотность ТЭС, кг/м.
2.2.1; 2.2.2. (Измененная редакция, Изм. N 3).
2.3. Контрольные топлива
2.3.1. Для контроля пригодности установки к испытаниям применяют контрольные топлива, указанные в табл.1.
Таблица 1
| Состав контрольного топлива, % (по объему) | ||||
Номер образца контрольного топлива | Толуол, ч.д.а. | ЭИ | Эталонный -гептан | Концентрация ТЭС, см/кг | Номинальная сортность |
1-А | 25 | 58 | 17 | 1,5 | 130 |
2-А | 25 | 55 | 20 | 1,5 | 115 |
3-А | 25 | 50 | 25 | 1,5 | 100 |
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.3.2; 2.3.3. (Исключены, Изм. N 3).
2.3.4. Смеси эталонных и контрольных топлив составляют при комнатной температуре в мерной посуде. Температура смешиваемых топлив должна быть не ниже 15 °С и не должна различаться более чем на 3 °С.
Контрольное топливо перед этилированием взвешивают с погрешностью не более ±5 г.
Этилирование контрольных топлив производят при помощи микробюретки с учетом фактического содержания ТЭС в этиловой жидкости.
2.3.5. Эталонные и контрольные топлива хранят в прохладном месте в герметичной упаковке, обеспечивающей стабильность свойств топлив при хранении.
2.3.4; 2.3.5. (Измененная редакция, Изм. N 3).
2.4. Вспомогательные топлива
Для проверки теплового состояния двигателя применяют бензол ч.д.а. по ГОСТ 5955-75 или нефтяной бензол для синтеза, высшей категории качества по ГОСТ 9572-77* и бензин прямой перегонки или бензин-растворитель по ГОСТ 3134-78.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9572-93. - Примечание изготовителя базы данных.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
3.1. Пригодность установки для испытания оценивают после переборки двигателя (по окончании его обкатки) и в случае сомнения в полученных результатах испытания.