ПОСОБИЕ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ЗАБОРА ПОДЗЕМНЫХ ВОД
(к СНиП 2.04.02-84)
РАЗРАБОТАНО ВНИИ ВОДГЕО (доктора техн. наук В.С.Алексеев, Н.П.Куранов, А.Ж.Муфтахов, кандидаты техн. наук К.С.Боголюбов, Г.М.Коммунар, Н.Н.Лапшин, А.Е.Орадовская, В.Т.Гребенников, Э.М.Хохлатов); Союзводоканалпроектом (инженеры А.И.Арцев, А.Ф.Бриткин, А.С.Игнатович); ПНИИИС (канд. техн. наук Г.А.Разумов); ВНИИГС Минмонтажспецстроя СССР (канд. техн. наук В.В.Верстов)
РЕКОМЕНДОВАНО к изданию решением секции “Инженерная гидрогеология” Научно-технического совета ВНИИ ВОДГЕО Госстроя СССР
УТВЕРЖДЕНО приказом ВНИИ ВОДГЕО от 26 марта 1986 г. N 46
Приведены законодательные и нормативные акты по использованию подземных вод в народном хозяйстве. Даны методы расчета производительности водозабора. Рассмотрены типы, состав водозаборных сооружений и область их применения.
Для инженерно-технических работников проектных институтов, занимающихся проектированием водозаборов подземных вод.
Настоящее пособие разработано к СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
В Пособии приведены: основные положения по использованию подземных вод в народном хозяйстве, их охране от загрязнения и истощения; описание применяемых в современной практике водоснабжения типов водозаборов (скважин, шахтных колодцев, горизонтальных и лучевых водозаборов, каптажей источников), их конструктивных особенностей и гидрогеологических условий применения; состав исходных данных для проектирования водозаборов; требования к подготовленности эксплуатационных запасов подземных вод для разработки проектов и рекомендации по использованию материалов о наличии подземных вод для обоснования принятия их на предпроектных стадиях в качестве источника водоснабжения; методы проектирования водозаборных сооружений; условия выбора и технико-экономического обоснования типа водозаборов; методика расчета производительности водозаборов; данные по оборудованию водозаборов фильтрами, водоподъемниками и контрольно-измерительной аппаратурой; способы пополнения запасов подземных вод; необходимые резервы на водозаборах в подаче воды; указания об опробовании водозаборов, наблюдениях за режимом подземных вод на их участках; технические условия и способы восстановления производительности водозаборов.
В Пособии излагаются также основные положения по оценка качества воды и составлению проектов зон санитарной охраны водозаборов подземных вод.
Пособие отражает современный научно-технический и производственный уровни использования подземных вод для водоснабжения, опыт проектирования, строительства и эксплуатации водозаборов, а также последние научные достижения в области оценки эксплуатационных запасов подземных вод.
1.1. Подземные воды как природный объект в пределах территории СССР находятся в собственности государства и предоставляются хозяйственным, общественным организациям и отдельным гражданам только в пользование.
При использовании подземных вод в народном хозяйстве возникает круг водных отношений, подлежащих регулированию водным законодательством.
Таким единым для всей страны законодательным актом являются “Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик”.
Этим основным законодательным актом, имеющим юридическую силу, регулируются общие водные отношения в СССР по поводу природных запасов воды, их изучения, учета, использования, планирования, освоения, охраны от загрязнения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, устройства и эксплуатации водохозяйственных сооружений, прав и обязанностей водопользователей-предприятий, организаций, учреждений и граждан, контроля за использованием и охраной вод.
В отношении использования подземных вод статья 21 “Основ водного законодательства” гласит: “Использование подземных вод питьевого качества для нужд, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением, как правило, не допускается. В районах, где отсутствуют необходимые поверхностные водные источники и имеются достаточные запасы подземных вод питьевого качества, органы по регулированию использования и охране вод могут разрешить использование этих вод для целей, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением”.
В статье 24 указано: “Подземные воды (пресные, минеральные, термальные), не отнесенные к категории питьевых или лечебных вод, могут в установленном порядке использоваться для технического водоснабжения, извлечения содержащихся в них химических элементов, получения тепловой энергии и других производственных нужд с соблюдением требований рационального использования и охраны вод”, а в статье 14 сформулированы понятия о двух видах водопользования: общем - осуществляемом без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод, и специальном - осуществляемом с применением таких сооружений или устройств. К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть отнесено пользование водными объектами без применения сооружений и технических устройств, но оказывающее влияние на состояние вод. Отбор подземных вод водозаборами является специальным видом водопользования.
1.2. В полном соответствии с “Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик” в каждой союзной республике разработаны и утверждены в законодательном порядке и действуют в качестве республиканских законодательных актов “Водные кодексы”.
В отличие от Основ, регулирующих весь круг водных отношений и содержащих изложенные в общем виде принципиальные установки о правом режиме водных ресурсов, условиях и порядке их учета, использования и охраны применительно к Союзу ССР в целом, Водные кодексы, регулирующие также весь круг водных отношений, имеют силу закона лишь в пределах республик и содержат детальное изложение юридических норм, направленных на использование и охрану водных ресурсов.
Так, в Водном кодексе РСФСР, например в статье 45, имеются прямые указания об обязательном ведении наблюдений за режимом источников водоснабжения при их эксплуатации, а в статье 100 - об оборудовании водозаборов подземных вод “устройствами для систематического наблюдения за уровнем воды и водомерами для измерения дебита в процессе эксплуатации” и др.
Подзаконные нормативные акты, регулирующие отдельные стороны водных отношений
1.3. Наряду с указанными основными законодательными актами имеется и действует ряд подзаконных нормативных актов, изданных на основании и во исполнение закона и также регулирующих те или иные стороны водных отношений как в СССР в целом, так и в союзных республиках.
В п.1.4 и далее приводятся наименования подзаконных нормативных документов и изложение в них положений, подлежащих учету при проектировании водозаборов подземных вод.
1.4. Постановление Совета Министров СССР от 4 сентября 1959 г. “Об усилении государственного контроля за использованием подземных вод и о мероприятиях по их охране” с изменениями и дополнениями от 6 апреля 1982 г. и “Положение об охране подземных вод на территории СССР” (1984 г.).
Согласно Постановлению, бурение эксплуатационных скважин на воду, переоборудование разведочных скважин в эксплуатационные, строительство и переоборудование каптажных сооружений для использования подземных вод производятся только с разрешения министерства (управления) геологии союзных республик или производственных геологических объединений и по согласованию с местными органами государственного санитарного надзора и органами по регулированию использования и охране вод.
В Положении указано, что проектирование водозаборов подземных вод осуществляется организациями, имеющими право на проведение этих работ. Проект должен быть согласован с геологическими организациями, органами государственного санитарного надзора, органами по регулированию использования и охраны подземных вод, а также с землепользователем. Согласование проекта проводит генпроектировщик совместно с заказчиком, при необходимости привлекается проектная организация, разрабатывающая проект. В Положении указаны также необходимость оборудования скважин устройствами для наблюдений за уровнем воды в пласте, дебитом скважин и отбора из них проб воды на анализ; меры по охране подземных вод от загрязнения и истощения и меры контроля за их использованием.
1.5. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. “Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов”. В нем, в частности, указано, что ответственность за организацию рационального использования подземных вод в народном хозяйстве и за охрану их от загрязнения и истощения несет Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР и что это же министерство осуществляет государственный контроль за рациональным использованием вод и их охрану от загрязнения и истощения. Установлено, что функции органов по регулированию использования и охране вод, предусмотренные “Основами водного законодательства СССР и союзных республик”, выполняются Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР, одноименными министерствами и другими союзно-республиканскими органами мелиорации и водного хозяйства союзных республик, подчиненными им бассейновыми (территориальными) управлениями по регулированию использования и охране вод, а также другими органами системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР.
Этим же постановлением функции контроля за охраной подземных вод от истощения и загрязнения возложены на Министерство геологии СССР. Введен с 1 июля 1973 г. государственный учет вод и их использования по единой для Союза ССР системе. Возложен учет вод и ведение Государственного водного кадастра на Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды совместно с Министерством геологии СССР (по разделу подземных вод) и Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР (в части учета потребления и распределения воды).
1.6. Постановление Совета Министров СССР от 10 марта 1975 г. N 197, утвердившее “Положение о государственном учете вод и их использовании”, согласно которому государственный учет вод и их использование осуществляются по единой для Союза ССР системе Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды совместно с Министерством геологии СССР (по разделу подземных вод) и Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР (в части учета использования вод).
1.7. Постановление Совета Министров СССР от 2 июня 1976 г. "О порядке разработки и утверждения схем комплексного использования и охраны вод", в котором в соответствии с “Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик” указано, что в целях определения принципиальных направлений водного хозяйства страны и отдельных ее регионов должны разрабатываться генеральные схемы комплексного использования и охраны вод для страны в целом, бассейновые схемы для рек, территориальные схемы для экономических районов союзных республик и автономных республик, краев, областей.
В Постановлении выделяются схемы общесоюзного и республиканского значения и соответственно порядок их утверждения и утверждающие органы.
К схемам общесоюзного значения относятся:
генеральные схемы комплексного использования и охраны вод;
бассейновые схемы комплексного использования и охраны водных объектов, регулирование и пользование которыми отнесено к компетенции Союза ССР;
бассейновые схемы комплексного использования и охраны вод в случаях, когда бассейн расположен на территории двух или более союзных республик, а также в случаях, когда бассейн расположен на территории одной республики, но намечаемые в схеме мероприятия изменяют условия водообеспечения и состояние вод других союзных республик;
территориальные схемы комплексного использования и охраны вод в случаях, когда намечаемые в схеме мероприятия изменяют водообеспечение и состояние вод двух или нескольких союзных республик.
Остальные бассейновые и территориальные схемы комплексного использования и охраны вод относятся к схемам республиканского значения. Схемы комплексного использования и охраны вод общесоюзного значения утверждаются Госпланом СССР по согласованию с Госстроем СССР, а схемы республиканского значения - Советами Министров союзных республик или по их поручению госпланами союзных республик по представлению органов по регулированию использования и охране вод союзных республик.
1.8. Постановление Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. “О порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование” (с учетом изменений и дополнений от 11 февраля 1982 г.) и “Инструкция о порядке согласования и выдачи разрешений на спецводопользование” НВН 33-5.1.02-83, утвержденная Минводхозом СССР и согласованная с Госстроем СССР.
Разрешения на специальное водопользование выдаются:
Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР, если специальное водопользование осуществляется на водных объектах, регулирование пользования которыми отнесено к компетенции Союза ССР;
управлением “Каспводнадзор”, если специальное водопользование осуществляется в зоне его деятельности.
Министерствами мелиорации и водного хозяйства и другими союзно-республиканскими органами мелиорации и водного хозяйства союзных республик и их органами на местах при осуществлении специального водопользования на водных объектах, регулирование пользования которыми не отнесено к компетенции Союза ССР, если указанные водные объекты используются в качестве источников для централизованного водоснабжения, отнесены к категории судоходных или лесосплавных путей, либо используются для добычи подземных вод с принудительным понижением уровня воды или для сброса сточных вод.
В остальных случаях разрешение на специальное водопользование выдается исполкомами местных Советов депутатов трудящихся в порядке, определяемом Советами Министров союзных республик.
Специальное водопользование на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование предприятиям, организациям и учреждениям - первичным водопользователям, разрешается по согласованию с этими предприятиями, организациями, учреждениями. В случаях, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик, разрешения на специальное водопользование на указанных объектах выдаются первичными водопользователями по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод.
Разрешения на специальное водопользование для вновь строящихся, реконструируемых предприятий и других объектов представляет заказчик проектов при определении мест строительства объектов.
Разрешения на специальное водопользование выдаются после согласования водопользователем условий этого водопользования с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, - во всех случаях (кроме случаев выдачи разрешений на молевой сплав леса, а также на сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги в соответствии со статьей 26 “Основ водного законодательства Союза ССР и союзных республик”); с органами, осуществляющими охрану рыбных запасов - при выдаче разрешений на пользование рыбохозяйственными водоемами; с органами геологии - при выдаче разрешений на пользование подземными водами, а также на сброс сточных вод в подземные водоносные горизонты, если указанный сброс допускается действующим законодательством; с органами государственного горного надзора - при выдаче разрешений на пользование гидроминеральными ресурсами; с органами государственной ветеринарной службы - при выдаче разрешений на забор воды для нужд животноводства, рыбоводства и предприятий по переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения.
1.9. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. “Об административной ответственности за нарушение водного законодательства” и “Методические рекомендации о порядке привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушении водного законодательства в части охраны подземных вод от загрязнения и истощения”, утвержденные Министерством геологии СССР 8 октября 1981 г. В соответствии с Указом предусмотрены штрафы на должностных лиц от 50 до 100 руб. и на граждан от 30 до 50 руб.
1.10. Распоряжение Совета Министров СССР от 25 октября 1983 г. об инвентаризации самоизливающихся скважин и “Положение о порядке приемки выполненных работ по дооборудованию и ликвидации самоизливающихся артезианских скважин”, утвержденное Министерством геологии СССР 8 октября 1985 г. По указанному Положению на территории действия соответствующих ПГО создаются постоянно действующие комиссии, которые следят за работой самоизливающихся скважин и при необходимости принимают меры по их ликвидации.
1.11. Постановление Совета Министров СССР от 25 февраля 1983 г. N 177 “Об утверждении классификации эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод”, в котором, в частности, указано, что утверждение эксплуатационных запасов подземных вод не требуется при проектировании новых и расширении (реконструкции) действующих предприятий, добывающих и использующих подземные воды, если капитальные вложения на строительство водозаборных сооружений не превышают 500 тыс. руб., а по объектам железнодорожного транспорта - 1 млн. руб.*.
___________________
* В объем капитальных вложений входит строительная стоимость всех сооружений системы водопровода от сооружений на источнике до потребителя воды, а также стоимость сооружений энергоснабжения, связи, дорог.
1.12. Постановление Госстроя СССР от 23 сентября 1976 г. N 150, в соответствии с которым проекты водозаборов подземных вод подлежат согласованию с организациями Союзводоканалниипроекта (табл.1).
Таблица 1
Наименование проектных организаций Союзводоканалниипроекта | Наименование республик, краев и областей |
Бакинское отделение Союзводоканалпроекта | Азербайджанская ССР |
Восточно-Сибирское отделение Союзводоканалпроекта | Якутская АССР, Бурятская АССР, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Иркутская, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская, Читинская области РСФСР |
Душанбинское отделение Казводоканалпроекта | Таджикская ССР |
Казводоканалпроект | Казахская ССР, Узбекская ССР, Туркменская ССР, Киргизская ССР |
Ленинградский Водоканалпроект | Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР, Карельская АССР, Коми АССР, Ленинградская, Псковская, Новгородская, Вологодская, Архангельская, Мурманская, Калининградская области РСФСР |
Минское отделение Союзводоканалпроекта | Белорусская ССР |
Ростовский Водоканалпроект | Грузинская ССР, Армянская ССР, Дагестанская АССР, Чечено-Ингушская АССР, Кабардино-Балкарская АССР, Северо-Осетинская АССР, Калмыцкая АССР, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская, Астраханская, Саратовская, Куйбышевская, Волгоградская области РСФСР |
Сибирское отделение Союзводоканалпроекта | Тувинская АССР, Алтайский край, Томская, Новосибирская, Кемеровская области РСФСР |
Союзводоканалпроект | Удмуртская АССР, Татарская АССР, Чувашская АССР, Марийская АССР, Мордовская АССР, Башкирская АССР, Московская, Смоленская, Калужская, Калининская, Ярославская, Ивановская, Брянская, Орловская, Ульяновская, Владимирская, Горьковская, Кировская, Пензенская, Рязанская, Тульская, Тюменская области РСФСР |
Укрводоканалпроект | Молдавская ССР, Киевская, Кировоградская, Житомирская, Черкасская, Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская, Черновицкая, Львовская, Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Крымская, Ровенская, Одесская, Николаевская области Украинской ССР |
Уральский Водоканалпроект | Свердловская, Пермская, Курганская, Челябинская области РСФСР |
Харьковский Водоканалпроект | Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области РСФСР, Харьковская, Полтавская, Сумская, Запорожская, Днепропетровская, Донецкая области Украинской ССР |