2.1. Порядок оценки
2.1.1. Оценка прочности дорожных одежд - важнейшее звено в общем порядке обследования дорожных конструкций (рис.2.1), определяемом Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог (ВСН 24-88 Минавтодора РСФСР). Все работы проводят в три основных этапа обследования: предварительное, подготовка к детальному и собственно детальное.
2.1.2. При проведении предварительного обследования вид и количество дефектов проезжей части определяют для уточнения фактической степени деформирования покрытия (см. п.1.6) и назначения границ характерных участков. Фактическую степень деформирования покрытия определяют по полосам наката и оценивают длиной участка с прочностными дефектами в долях от общей протяженности характерного участка.
Рис.2.1. Порядок обследования дорожных конструкций с нежесткими покрытиями для оценки и улучшения их состояния:
Е - модуль упругости грунта, МПа; - угол внутреннего трения; С - сцепление в грунте, МПа
2.1.3. В процессе подготовки к детальным обследованиям изучают техническую документацию, данные о фактическом состоянии покрытия и назначают границы характерных участков.
2.1.4. При детальном обследовании выполняют полевые испытания дорожных конструкций на характерных участках для оценки прочности конструкций и назначения мер по улучшению их состояния.
2.2. Предварительное обследование дорожных покрытий
2.2.1. Предварительное обследование начинают не ранее, чем за год до проведения полевых испытаний дорожных конструкций.
2.2.2. Вид и количество дефектов на дорожном покрытии устанавливают на основе визуальной оценки. Все дефекты, обнаруженные на покрытии, подразделяют на виды в соответствии с характерными особенностями (табл.2.1). Устанавливают границы их распространения и полученные результаты представляют в следующей форме.
|
|
| |
| начало (км+м) | конец (км+м) | |
|
|
| |
2.2.3. В отдельных случаях, когда на обследуемых участках покрытия произвольно чередуются несколько сменяющих друг друга дефектов с небольшими зонами распространения, встречаются трудности с описанием состояния участков по виду дефектов.
В таких случаях необходимо давать комплексное описание состояния покрытия с выделением того вида дефекта, который наиболее характерен для рассматриваемого участка.
Пример комплексного описания состояния дорожного покрытия по видам дефектов
1. На участке покрытия замечены трещины: редкие, частые, сетка. Наиболее распространены частые. Редкие трещины и сетка их занимают небольшие зоны, однако первые встречаются чаще. В этом случае формулировка комплексного описания трещин - частые, местами редкие, сетка трещин.
2. На участке покрытия замечены отдельные и редкие трещины, выбоины. На участке преобладают отдельные трещины. Выбоины занимают небольшие, редко встречающиеся зоны. В этом случае формулировка комплексного описания - отдельные и редкие трещины, местами выбоины.
Таблица 2.1
|
|
Трещины: | Трещины произвольного очертания и направления относительно оси дороги. Обычно расположены друг от друга на значительном удалении, без соблюдения какой-либо закономерности |
отдельные | Поперечные трещины, расположенные примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Расстояние между соседними трещинами - не менее 10 м |
редкие | Поперечные и косые трещины (нередко с ответвлениями), не связанные между собой. Среднее расстояние между соседними трещинами - 4-10 м |
частые | Поперечные и косые трещины с ответвлениями, иногда связанные между собой, но, как правило, не образующие замкнутых фигур. Среднее расстояние между соседними трещинами - 1-4 м |
сетка | Трещины образуют четырехугольники с расстоянием между противоположными сторонами менее 1 м |
Колейность | Плавное искажение поперечного профиля покрытия, локализованное вдоль полос наката. На покрытиях, устроенных с применением вяжущих, нередко сопровождается продольными трещинами и сеткой трещин |
Просадки | Резкое искажение профиля покрытия, имеющее вид впадины с округлыми краями. На покрытиях, устроенных с применением вяжущих, просадки сопровождаются сеткой трещин, нередко охватывающей также и зоны покрытия, непосредственно к ним прилегающие |
Проломы | Полное разрушение дорожной одежды на всю ее толщину с резким искажением профиля покрытия. На покрытиях, устроенных с применением вяжущих, сопровождаются сеткой трещин в зонах покрытия, к ним прилегающих |
Выкрашивание и шелушение | Поверхностные разрушения покрытия за счет потери отдельных зерен минерального материала и отслаивания вяжущего |
Выбоины | Местные разрушения дорожного покрытия, имеющие вид углублений с резко выраженными краями |
Волны | Закономерное чередование (через 0,5-2,0 м) на покрытии впадин и гребней в поперечном направлении по отношению к продольной оси дороги |
Сдвиги | Смещение покрытия, наблюдающееся обычно на крутых спусках, в местах остановок и торможения автомобилей. Иногда в местах сдвига наблюдаются разрывы покрытия |
Открытые пучины и пучиноопасные места | Сетка трещин на покрытии с выдавливанием грунта на поверхность, взбугривание покрытия с сеткой трещин, зыбь покрытия под колесом автомобиля |
2.3. Подготовка к детальному обследованию
2.3.1. Подготовку к детальному обследованию проводят одновременно с предварительным обследованием дорожных покрытий или непосредственно после проведения визуального обследования.