ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
МОСКОМАРХИТЕКТУРА
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН
ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ГРУПП ПРЕДПРИЯТИЙ
ПОДГОТОВЛЕНО авторским коллективом:
Под редакцией: Горбанева Р.В.
Ильина И.Н., к.э.н. (руководитель), Ильинский С.В., к.м.н. (НИиПИ Генплана г.Москвы);
Гильденскиольд Р.С., д.м.н. (Московский институт гигиены им.Ф.Ф.Эрисмана);
Буренин Н.С., к.г.н. Кончан Я.С. (НИИ Атмосферы, Санкт-Петербург);
Чекмарев О.М., к.м.н. (Центр Госсанэпиднадзора Медцентра УД Президента РФ);
Пальцев Ю.П., д.м.н. (НИИ Медицины труда Минздрава России);
Малыгин Б.В. (МГСУ им. В.В.Куйбышева);
Гутников В.А. (Москомприроды);
Алексашина В.В., к.арх. (Мосгосэкспертиза);
Веретина И.А., Елисеева Г.И., Ицков В.Я., Калашникова Н.Б., Небиев О.В., Фокин С.Г. (МосГЦ ГСЭН)
При участии:
Баевский О.А., Шуленина О.А., Могосова Т.Д., Львовская Е.И., Королев С.В., Харитонов К.С. (НИиПИ Генплана г.Москвы)
УТВЕРЖДЕНО Приказом Москомархитектуры от 18.08.1998 г. N 104
СОГЛАСОВАНО МГЦ Госсанэпиднадзора России от 26.08.98 г. N 23-12/1294
РЕКОМЕНДОВАНО к изданию Минздравом России
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие "Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий" (далее - Рекомендации) разработаны:
в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и г.Москвы;
во исполнение ст.34 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", ст.17 п.2 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Правительства Москвы от 27 сентября 1994 г. N 860;
на основании комплекса правовых, нормативных, методических и иных документов в сфере регулирования природопользования, охраны окружающей среды и здоровья населения в части регламентации установления и соблюдения санитарных разрывов между промышленными и иными видами застройки;
с учетом специфики планировочной структуры, функционального использования территории, сложившихся санитарно-гигиенических и экологических условий и высокого уровня фонового загрязнения в г.Москве.
Рекомендации предназначены для использования проектными организациями при определении границ и разработке проектов организации санитарно-защитных зон, административно-управленческими органами - для установления ставок платежей за использование земельных ресурсов, платы за загрязнение окружающей природной среды; разработке программ по совершенствованию использования земель; планирования мероприятий по минимизации неблагоприятных воздействий промобъектов на состояние окружающей среды и здоровье населения.
Положения "Рекомендаций" распространяются на проектирование санитарно-защитных зон предприятий, находящихся в черте города, при размере санитарно-защитных зон (СЗЗ) не превышающем 2000 м. Они предусматривают решение вопросов защиты от загрязнения атмосферного воздуха, шума, вибрации, электромагнитных волн, радиации и ионизирующего излучения планировочными средствами.
В Рекомендациях рассмотрены общие требования, предъявляемые к составу работ, порядку проведения расчетов и натурных исследований, оформлению графических материалов при разработке проектов СЗЗ действующих предприятий (групп предприятий), строящихся и проектируемых предприятий (объектов), а также при реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятий.
В Рекомендациях впервые дается комплексный подход к оценке всего многообразия факторов, влияющих на состояние окружающей среды и здоровье населения при определении величины санитарно-защитных зон (ЭМИ, вибрация, ионизирующее излучение и т.д.).
В Рекомендациях под промышленными предприятиями (группами предприятий) подразумеваются также объекты транспорта, связи, коммунального хозяйства, строительства и других отраслей, НИИ, КБ и опытные производства.
Рекомендации могут применяться всеми предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от их организационно-правовых форм, а также физическими лицами, осуществляющими деятельность в области градостроительного проектирования на территории г.Москвы и лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП).
Рекомендации не распространяются на: определение границ СЗЗ от транспортных магистралей (автомобильных, железнодорожных); определение границ (зон) аварийной опасности производственных объектов при чрезвычайных ситуациях.
1.1. Разработка проектов и организация СЗЗ выполняются с целью предотвращения или ослабления негативного воздействия производственных объектов на комфортность проживания и здоровье населения, определения возможности сохранения предприятия, применяемой технологии и объемов производства продукции в условиях города, а также принятия экономически и технически обоснованных, социально и экологически целесообразных проектных и строительных решений.
1.2. Разработка проектов СЗЗ должна выполняться в соответствии с законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, требованиями ГОСТов, СанПиНов, СНиПов и других нормативных актов Минздрава России, Минстроя России и Госкомэкологии России, а также законодательными и нормативными актами Москвы.
Вопросы разработки нормативной, юридической и организационной базы, установление дополнительных требований к разработке проектов СЗЗ, а также согласование проектов организации СЗЗ находятся в компетенции территориальных органов Минздрава России (в Москве - Московского городского центра государственного санэпиднадзора - МГЦ ГСЭН).
1.3. Разработка проектов СЗЗ осуществляется с учетом требований действующих территориальных строительных норм (ТСН) для г.Москвы как субъекта Российской Федерации.
1.4. Комплекс работ по установлению границ СЗЗ промпредприятий (групп предприятий) может выполняться только предприятиями и организациями, которые в установленном порядке оформили соответствующие лицензии на их производство в органах государственной системы лицензирования экологической и градостроительной деятельности.
1.5. Установление границ СЗЗ производится по совокупности всех видов техногенных воздействий объекта на окружающую среду и здоровье населения.
1.6. Разработка проекта СЗЗ предприятия (групп предприятий) выполняется на основании оформленного в установленном порядке договора (контракта) на создание проекта, представляющего собой перечень организационных, экономических и правовых положений, устанавливающих функционально-технологическое и юридическое закрепление обязательств, прав и ответственности сторон на период действия договора (контракта).
1.7. Договор (контракт) заключается проектной организацией с заказчиком проекта, которым могут быть непосредственно инвестор (прямой договор подряда или субконтракт) или другие юридические лица (договор субподряда или контракт), имеющие необходимые финансовые средства.
1.8. Заказчик с участием организации, выполняющей разработку проекта СЗЗ, должен осуществить его согласование с органами государственного надзора с оплатой соответствующих затрат.
Согласования должны быть оформлены в виде текстовых и графических документов (акты, протоколы, справки, письма, заключения, штампы и надписи на планах и т.д.)
В Москве проект СЗЗ согласовывается: МосГЦ ГСЭН и территориальными подразделениями Москомархитектуры.
1.9. Заказчик несет ответственность за полноту, достоверность и обоснованность исходных данных, послуживших основой для разработки проекта, а также за своевременное представление проектной организации изменений (дополнений) к исходным данным (техническому заданию).
Выполненные проектные работы и исследования до поступления от заказчика изменений к исходным данным и техническому заданию (ТЗ), подлежат оплате заказчиком, что должно быть оговорено в договоре (контракте).
1.10. Исходные данные на разработку проекта СЗЗ должны содержать сведения в объеме, достаточном для установления границ СЗЗ, разработки комплексного проекта и оформления технического отчета. Перечень исходных данных приведен в Приложении 1.
1.11. По экологически опасным производственным объектам (при необходимости и по другим объектам), дополнительно предусматриваются требования по установлению воздействия на окружающую среду и население и за пределами СЗЗ (зоны ограничения застройки, охранные зоны, зоны наблюдения).
1.12. Проектная организация (подрядчик) в процессе разработки проекта может вносить в ТЗ и программу работ необходимые изменения и дополнения, обусловленные спецификой разработки проекта и требованиями МГЦ ГСЭН.
При выявлении в процессе разработки проекта изменений в объеме работ, вызванных обнаружением дополнительных видов техногенных нагрузок или увеличением их объемов, исследование которых не было предусмотрено ТЗ, следует поставить заказчика в известность о необходимости внесения изменений и дополнений в договорную (контрактную) документацию.
Внесение изменений и дополнений в договорную (контрактную) документацию, вызывающих увеличение стоимости и продолжительности проектных работ, подлежит согласованию с заказчиком и при необходимости оформляется дополнительным соглашением.
2.1. Санитарно-защитная зона - это особая функциональная зона, отделяющая предприятие от селитебной зоны либо от иных зон функционального использования территории с нормативно закрепленными повышенными требованиями к качеству окружающей среды.
2.2. СЗЗ устанавливается в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значений на границе с селитебными территориями за счет обеспечения санитарных разрывов и озеленения территории.
2.3. В СЗЗ действует режим ограниченной хозяйственной деятельности.
2.4. Основные правила установления регламентированных границ СЗЗ сформулированы в СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий. Планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (разделы 3, 4, 5) [4].
2.5. Регламентированный размер СЗЗ определяется в первую очередь классом предприятия или производства по приведенной в [4] (раздел 5) классификации. Этот класс зависит от характера производства, определяющего состав вредных воздействий, диапазон удельных выбросов и др. В ряде случаев размеры СЗЗ дифференцированы от мощности производства.
В соответствии с этой классификацией большинство производств, предприятий и объектов могут быть отнесены к одному из 5-ти классов. Для объектов (предприятий, производств), отнесенных к какому-либо из этих классов, в [4] установлены следующие размеры СЗЗ:
для объектов I-го класса - 2000 м;
для объектов II-го класса - 1000 м;
для объектов III-го класса - 500 м;
для объектов IV-го класса - 300 м;
для объектов V-го класса - 100 м.
Для отдельных производств, предприятий и объектов, не охарактеризованных в классификации [4], размеры их СЗЗ могут устанавливаться региональными или ведомственными нормативными документами, согласованными в установленном порядке МГЦ ГСЭН, а для предприятий I и II классов - Минздравом России. В дальнейшем будем называть СЗЗ, определенные в соответствии с [4] (или другим нормативным документом), - нормативными.
Если действующие на предприятии производственные процессы не сопровождаются выделением вредностей (загрязняющих веществ, шума, излучения, статического электричества и т.д.), не являются пожаро- и взрывоопасными и не требуют устройства железнодорожных подъездных путей, по решению МГЦ ГСЭН СЗЗ для него устанавливается минимальный размер СЗЗ. При размещении такого предприятия в пределах селитебной территории расстояние от границ занимаемого им участка до жилых домов следует, согласно [4], принимать не менее 50 м.
Для отдельных объектов коммунального назначения в г.Москве временно установлены размеры СЗЗ 25 м с учетом подтверждения расчетами и натурными замерами (Приложение 8).
Размер СЗЗ устанавливается с учетом возможностей перспективного развития предприятия.
2.6. Размеры СЗЗ предприятия (группы предприятий) определяются в направлении жилой застройки и других зон с нормативно определенными повышенными требованиями к качеству окружающей среды, расположенных вокруг предприятия.
При этом набор таких зон, в направлении которых устанавливаются СЗЗ для конкретного предприятия (группы предприятий), так же как и критерии их выбора (в частности, расстояния от предприятия) определяются по согласованию с территориальными органами Минздрава России в зависимости от класса предприятия.
Вопрос о необходимости установления СЗЗ в других направлениях решается по согласованию с МГЦ ГСЭН с учетом возможности строительства на соответствующих территориях жилья или возникновения других зон с нормативно определенными повышенными требованиями к качеству окружающей среды.
2.7. Если в соответствии с предусмотренными техническими решениями и расчетами загрязнения атмосферы, уровней шума и др. размеры СЗЗ для предприятия получаются больше, чем размеры, установленные [4], то необходимо пересмотреть проектные решения и обеспечить выполнение требований [4] за счет уменьшения количества выбросов вредных веществ в атмосферу, минимизации шума и других видов воздействий. Если и после дополнительной проработки не выявлены технические возможности обеспечения размеров СЗЗ, требуемых санитарными нормами, то размер СЗЗ принимается в соответствии с результатами расчета загрязнения атмосферы, уровней шума и др. и подтверждении расчетных данных натурными замерами по согласованию с МГЦ ГСЭН.
2.8. Допускается корректировка размеров СЗЗ с учетом розы ветров (при существенных румбовых отклонениях преобладающих направлений ветров) в сторону увеличения по сравнению с установленными нормативными значениями. Увеличение размеров СЗЗ за счет поправки на розу ветров рекомендуется использовать только для ограничения нового жилого строительства на территории между нормативной и откорректированной в сторону увеличения (расширения) с учетом розы ветров СЗЗ.
2.9. В соответствии с [4] уменьшение размеров СЗЗ допускается в исключительных случаях.
Размеры СЗЗ могут быть уменьшены при:
объективном доказательстве стабильного достижения уровней техногенного воздействия на окружающую среду и население ниже (либо в пределах) нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием воздушной среды и благоприятных характеристиках ПЗА;
подтверждении замерами снижения уровней шума и уровней воздействия других физических факторов в пределах селитебной территории ниже гигиенических нормативов;
перепрофилировании (реконструкции, модернизации и т.п.) предприятия с соответствующим уменьшением категории санитарной опасности объекта.
2.10. Необходимость увеличения размеров СЗЗ по сравнению с нормативными определяется:
наличием морально устаревшего технологического оборудования на действующем предприятии или его отдельных цехах, не обеспечивающего качество атмосферного воздуха селитебной территории в соответствии с нормативами;