ГОСТ 25478-91
Группа Д08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ
СОСТОЯНИЮ ПО УСЛОВИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Методы проверки
Motor vehicles. Requirements for technical condition
regarding to road safety. Methods of inspection
ОКП 45000
Дата введения 1993-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН ТК 278 "Безопасность дорожного движения"
РАЗРАБОТЧИКИ:
В.И.Суковицин (руководитель темы); С.В.Вахменцев; А.М.Сторожев; В.А.Топалиди (руководитель темы); А.А.Костянов; С.И.Гурьянов; Ф.Ю.Ходжабеков; А.М.Харазов (руководитель темы); В.С.Гернер; Э.К.Карапетян; К.М.Левитин (руководитель темы); Л.Г.Новаковский; А.М.Резник
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 02.12.91 N 1851
3. Срок проверки стандарта - 1996 г., периодичность проверки 5 лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ 25478-82
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, приложения |
ГОСТ 17.2.2.03-87 | 1.7.1, 2.6.1 |
ГОСТ 3544-75 | Приложение 1 |
ГОСТ 5727-88 | 1.8.3 |
ГОСТ 8769-75 | 1.4.1 |
ГОСТ 9921-81 | 2.5.2 |
ГОСТ 18837-89 | 1.8.13 |
ГОСТ 21015-88 | 1.8.13 |
1.7.2, 2.6.2 | |
Приложение 1 |
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 1998 г.
Настоящий стандарт распространяется на грузовые и легковые автомобили, автобусы, автопоезда, находящиеся в эксплуатации (далее - автотранспортные средства), предназначенные для движения на автомобильных дорогах СССР общего пользования.
Стандарт устанавливает:
требования к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС) и их составных элементов в части, относящейся к обеспечению безопасности движения;
предельно допустимые значения параметров АТС и их составных элементов в части, относящейся к обеспечению безопасности движения;
методы проверки, используемые при контроле технического состояния АТС в эксплуатации.
Стандарт не распространяется:
на АТС, максимальная скорость которых, установленная предприятием-изготовителем, не превышает 25 км/ч;
на АТС с двигателем, имеющие менее четырех колес, если их полная масса не превышает 1 т;
на АТС с установленной нагрузкой на ось свыше 10 т.
Требования пп.1.4.2, 2.1.2.8, 2.1.3.1.а, 2.1.3.7.а, 2.1.6, 2.3.2 и 2.3.4 являются рекомендуемыми, другие требования настоящего стандарта являются обязательными.
Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в приложении 1.
Классификация автотранспортных средств приведена в приложении 2.
1.1. Общие требования
1.1.1. Рабочие жидкости и детали (включая элементы их крепления) тормозного и рулевого управлений, а также иные составные части автотранспортного средства, требования к которым установлены в настоящем стандарте, не допускается заменять на аналогичные по назначению жидкости и детали, не соответствующие требованиям, установленным к ним в технической и нормативно-технической документации, или без согласования с уполномоченной на то организацией.
1.1.2. В эксплуатации не допускается исключать предусмотренные или устанавливать не предусмотренные конструкцией элементы тормозного и рулевого управлений, а также иных составных частей автотранспортного средства, требования к которым установлены в настоящем стандарте, без согласования с предприятием-изготовителем автотранспортного средства или иной уполномоченной на то организацией.
1.2. Требования к тормозному управлению
1.2.1. Нормативы эффективности торможения и устойчивости автотранспортного средства при торможении рабочей тормозной системой для автотранспортных средств полной массы и автотранспортных средств в снаряженном состоянии с учетом массы водителя и одного пассажира (испытателя) приведены:
в табл. 1 - для автотранспортных средств, производство которых начато после 01.01.81;
в табл. 2 - для автотранспортных средств, производство которых было начато до 01.01.81.
Нормативы коэффициента неравномерности тормозных сил колес оси для автопоездов категорий , и приведены в табл. 3.
Примечания:
1. Перечень показателей эффективности торможения рабочей и другими тормозными системами, а также устойчивости автотранспортного средства при торможении и для различных типов автотранспортных средств и методов проверки приведен в п.2.1.
2. Для автотранспортных средств, оборудованных устройствами регулирования тормозных сил колес передних и задних осей, нормативами эффективности торможения при любом весовом состоянии автотранспортного средства являются нормативы, установленные для автотранспортных средств полной массы.
Таблица 1
Тип автотранс- портного средства | Категория автотранс- портного средства | , км/ч | Н(кгс), не более | *,м, | , м/с, не менее | , не менее | , не более | , не более |
Одиночные автотранспортные средства | 490 (50) | 12,9 (12,2) | 0,64 | 0,5 | ||||
|
| 17,0 (13,6) | 6,8 | 0,55 | 0,09
|
| ||
|
|
| 17,4 (16,8) |
|
| |||
| N |
| 686 (70) | 19,0 (15,1) | 5,7 |
| 0,7 | |
| N |
|
| 20,1 (17,3) |
| 0,46 | 0,11 | 0,8 |
| N |
|
| 19,7 (16,0) | 6,2 |
|
|
|
Автопоезда, тягачами которых являются автотранспортные средства категорий М-N | М |
| 490 (50) | 16,5 (13,6) | 5,9 | 0,47 | 0,5 | |
| М | 40** | 20,6 (15,2) | 5,7 | 0,42 | 0,09 | 0,8 | |
| М |
|
| 19,5 (18,4) | 5,5 | 0,51 | По табл. З | 0,9 |
| N |
| 686 (70) | 21,8 (17,7) | 4,6 | 0,38 | 0,11 | 0,7 |
| N |
|
| 21,3 (18,8) | ||||
| N |
|
| 20,8 (18,4) | 5,5 | 0,46 | По табл. 3 | 0,9 |
____________________
* Для автотранспортных средств в снаряженном состоянии нормативы тормозного пути приведены в скобках.
** Если автотранспортное средство согласно руководству по эксплуатации не может развить указанную в табл. 1 начальную скорость торможения, то торможение должно проводиться с максимальной скоростью данного автотранспортного средства.
Таблица 2
Тип авто- транспортного средства | Категория автотранс- портного средства | ,км/ч | ,Н(кгс), | *, м, | ,м/с, | ,с, не более | , |
Одиночные автотранспортные средства и автопоезд | М | 490 (50) | 16,2 (14,5) | 6,1 | 0,6 | 0,53 | |
| М |
| 21,2 (18,7) | 5,5 | 0,46 | ||
| М |
|
| 21,2 (19,9) | 5,0 |
|
|
Одиночные автотранспортные средства | N |
|
| 23,0 (19,0) | 5,4 | 1,0 | |
| N |
|
| 23,0 (18,4) | 5,7 |
|
|
| N | 40** | 686 (70) | 23,0 (17,7) | 6,1 |
| 0,41 |
Автопоезда, тягачами которых являются автомобили категорий N | N |
|
| 25,0 (22,7) | 4,7 |
| |
| N |
|
| 25,0 (22,1) | 4,9 | 1,2 |
|
| N |
|
| 25,0 (21,9) | 5,0 |
|
|
_________________
* Для автотранспортных средств в снаряженном состоянии нормативы тормозного пути приведены в скобках.
** Если автотранспортное средство согласно руководству по эксплуатации не может развить указанную в табл. 2 начальную скорость торможения, то торможение должно проводиться с максимальной скоростью данного автотранспортного средства.
Примечание. Обозначения в табл. 1 и табл. 2: - начальная скорость торможения, - сила на органе управления, - тормозной путь, - установившееся замедление, - общая удельная тормозная сила, - коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси, - время срабатывания тормозной системы.
Таблица 3
Тип | Тягач | Первый прицеп | Полу- прицеп | Последний прицеп | |||
автопоезда | 1-я ось | последующие оси | 1-я ось | последующие оси | 1-я ось | последующие оси | |
Двухзвенный прицепной | 0,09 | 0,13 | 0,09 | 0,13 |
|
|
|
Трехзвенный прицепной | 0,09 | 0,13 | 0,09 | 0,13 |
| 0,11 | 0,15 |
Двухзвенный седельный | 0,09 | 0,13 | - | - | 0,15 | - | - |
Трехзвенный седельно-прицепной | 0,09 | 0,13 | - | - | 0,13 | 0,11 | 0,15 |
Трехзвенный седельно-прицепной, прицеп которого выполнен на базе полуприцепа | 0,09 | 0,13 | - | - | 0,13 | 0,09 | 0,15 |