ГОСТ 29120-91
(ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 58)
Группа Д28
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ
ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ:
I. ЗАДНИХ ЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ;
II. ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ ЗАДНЕГО
ЗАЩИТНОГО УСТРОЙСТВА ОФИЦИАЛЬНО УТВЕРЖДЕННОГО ТИПА;
III. ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ИХ ЗАДНЕЙ ЗАЩИТЫ
Uniform provisions concerning the approval of: I. Rear underrun protective
devices; II. Vehicles with regard to the installation of a rear underrun
protective device of an approved type; III. Vehicles with regard
to their rear underrun protection
ОКП 45 3000
Дата введения 1993-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
О.И. Гируцкий, канд. техн. наук; Б.В. Кисуленко, канд. техн. наук; И.И. Малашков, канд. техн. наук; А.Д. Рудаков; А.И. Реполовский; Н.М. Варыпаев; М.В. Лыюров; С.Н. Христинин
2. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Комитета стандартизации и метрологии СССР от 25.10.91 N 1649 введен в действие государственный стандарт СССР, который полностью соответствует региональному нормативному документу - Правилам ЕЭК ООН N 58 “Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:
I. Задних защитных устройств (ЗЗУ);
II. Транспортных средств в отношении установки ЗЗУ официально утвержденного типа;
III. Транспортных средств в отношении их задней защиты (ЗЗ)”,
включающие поправки серии 01, вступившие в силу 25.03.89
документ |
| ||||
|
|
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
Приложение 6 | |
ГОСТ 21398-89 | Приложение 6 |
ГОСТ 22895-77 | 1.1.1 |
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 58, прилагаемые в качестве добавления 57 к Соглашению “О принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств”, заключенному в Женеве 20.03.58, и распространяется на транспортные средства, реализуемые в СССР.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
ПРАВИЛА N 58
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО
УТВЕРЖДЕНИЯ: I. ЗАДНИХ ЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ (ЗЗУ);
II. ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ
ЗЗУ ОФИЦИАЛЬНО УТВЕРЖДЕННОГО ТИПА;
III. ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ИХ ЗАДНЕЙ ЗАЩИТЫ (33)
1.1. Настоящие Правила распространяются на:
1.1.1. Часть I: ЗЗУ, предназначенные для установки на транспортные средства категорий N2, N3, О3 и О4*;
____________________
* Категории транспортных средств по ГОСТ 22895.
1.1.2. Часть II: установку на транспортные средства категорий N2, N3, О3 и О4 ЗЗУ официально утвержденного типа на основании части I настоящих Правил;
1.1.3. Часть III: транспортные средства категорий N2, N3, О3 и О4, оснащенные ЗЗУ, которые не были официально утверждены на основании части I настоящих Правил или которые были сконструированы и (или) установлены таким образом, что их составные элементы не могли рассматриваться как полностью или частично выполняющие функции ЗЗУ.
1.2. Настоящие Правила не распространяются на:
1.2.1. тягачи сочлененных транспортных средств;
1.2.2. прицепы, специально сконструированные и предназначенные для перевозки неделимых длинномерных грузов, как например лесоматериалов, сортовой стали и т. д.;
1.2.3. транспортные средства, для которых установка каких-либо ЗЗУ не совместима с их назначением.
Целью настоящих Правил является обеспечение эффективной защиты от попадания под транспортные средства, указанные в разделе I настоящих Правил, транспортных средств категорий М и N* при наезде сзади.
____________________
* Категории транспортных средств по ГОСТ 22895.
3.1. В настоящих Правилах термины означают:
3.1.1. снаряженная масса - масса транспортного средства в снаряженном состоянии без водителя, пассажиров и нагрузки, но с топливом, охлаждающей жидкостью, смазочными веществами, а также комплектом инструментов и запасным колесом;
3.1.2. полная масса - сумма снаряженной массы транспортного средства, массы груза и массы водителя и пассажиров, указанная предприятием-изготовителем.
3.1.3. ЗЗУ - обычно представляет собой поперечину, соединяющуюся с лонжеронами рамы шасси и другими элементами конструкции транспортного средства.
4. Определения
4.1. В части I настоящих Правил термины означают:
4.1.1. официальное утверждение ЗЗУ - официальное утверждение типа ЗЗУ на соответствие требованиям, приведенным в разд. 7;
4.1.2. тип ЗЗУ - ЗЗУ, не имеющие между собой различий в отношении основных характеристик, таких, как, например, формы, размеры, крепления, материалы и маркировка, указанная в п. 5.2.2.
5. Заявка на официальное утверждение
5.1. Заявка на официальное утверждение ЗЗУ представляется предприятием-изготовителем ЗЗУ или его уполномоченным представителем.
5.2. К заявке на официальное утверждение каждого типа ЗЗУ должны быть приложены:
5.2.1. документация в трех экземплярах, содержащая описание технических характеристик ЗЗУ: его размеры, форма, используемые материалы и способ установки;
5.2.2. образец типа ЗЗУ: образец должен иметь четкие и нестираемые надписи на всех его основных элементах, указывающие торговое название и марку заявителя и наименование типа.
5.3. Одно ЗЗУ, представляющее собой тип устройства, подлежащего официальному утверждению, должно быть представлено технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения.
5.4. До выдачи официального утверждения по типу конструкции компетентный орган должен удостовериться в том, что предприятием-изготовителем приняты надлежащие меры по обеспечению эффективного контроля за соответствием продукции.
6. Официальное утверждение
6.1. Если ЗЗУ, представленное на официальное утверждение на основании настоящих Правил, соответствует требованиям разд. 7, то данному типу ЗЗУ представляют официальное утверждение.
6.2. Каждому официально утвержденному типу присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 01 в соответствии с серией поправок 01, которые вступили в действие 25.03.89) указывают на серию поправок, соответствующую самым последним важнейшим техническим изменениям, внесенным в Правила к моменту выдачи официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу заднего защитного устройства.
6.3. Стороны Соглашения 1958 года, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, о распространении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении типа ЗЗУ на основании настоящих Правил сообщением по форме, приведенной в приложении 1.
6.4. На каждом ЗЗУ, соответствующем типу ЗЗУ, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легко доступном месте, указанном в форме официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:
6.4.1. круга, в котором проставлена буква “Е”, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;
____________________
* 1 - Федеративная Республика Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чехословакия, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - Германская Демократическая Республика, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Союз Советских Социалистических Республик. Следующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения “О принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств” или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера будут сообщены Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся Сторонам Соглашения.
6.4.2. номера настоящих Правил, за которым следует буква “R”, тире и номер официального утверждения, проставляемые справа от круга, указанного в п. 6.4.1.
6.5. Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
6.6. Схемы знаков официального утверждения приведены в приложении 4.
7. Технические требования
7.1. Высота профиля поперечины должна быть не менее 100 мм. Концы поперечины не должны загибаться назад или иметь острые выступы; это условие считается выполненным, если концы поперечины закруглены и радиус закругления составляет не менее 2,5 мм.
7.2. ЗЗУ может быть сконструировано таким образом, чтобы оно могло устанавливаться сзади транспортного средства в нескольких положениях. В этом случае должен быть предусмотрен надежный способ блокировки устройства в рабочем положении, чтобы исключить его случайное перемещение в другое положение. Усилие, необходимое для того, чтобы изменить положение устройства, не должно превышать 40 даН.
7.3. ЗЗУ должно обладать достаточной прочностью при воздействии нагрузок, прилагаемых параллельно продольной оси транспортного средства. (Выполнение этого требования проверяют в соответствии с порядком и условиями проведения испытаний, указанными в приложении 5). Максимальную деформацию ЗЗУ в горизонтальной плоскости во время и после действия нагрузок, указанных в приложении 5, следует указывать в сообщении об официальном утверждении типа (п. 8 приложения 1).
8. Соответствие продукции
8.1. Каждое заднее защитное устройство, официально утвержденное на основании настоящих Правил, должно быть изготовлено таким образом, чтобы оно соответствовало официально утвержденному типу в соответствии с требованиями разд. 7.
8.2. В целях проверки соответствия требованиям п. 8.1 следует проводить надлежащий контроль продукции.
8.3. Владелец официального утверждения должен, в частности:
8.3.1. обеспечить эффективный контроль качества защитных устройств;
8.3.2. иметь доступ к контрольному оборудованию, необходимому для проверки соответствия продукции каждому официально утвержденному типу;
8.3.3. обеспечить регистрацию данных о результатах испытаний и хранение прилагаемой документации в течение периода времени, определяемого по согласованию с административной службой;
8.3.4. анализировать результаты каждого вида испытания в целях проверки и обеспечения стабильности характеристик защитных устройств с учетом отклонений, допускаемых в условиях промышленного производства;