Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ Р 50779.52-95

Группа Т59

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Статистические методы

ПРИЕМОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПО АЛЬТЕРНАТИВНОМУ ПРИЗНАКУ

Statistical methods. Acceptance sampling by attributes



ОКС 03.120.30

ОКСТУ 0011

Дата введения 1996-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Стандартизация статистических методов управления качеством", Нижегородским научно-исследовательским центром контроля и диагностики технических систем (НИЦ КД)

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 02 июня 1995 г. N 283

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2004 г.

ВВЕДЕНИЕ

          

Настоящий стандарт устанавливает требования к нормированию качества партий штучной продукции, порядок применения и правила выбора планов и схем статистического приемочного контроля (СПК) по альтернативному признаку на основе каталога планов и схем контроля.

Регламентируемые настоящим стандартом требования к планам и схемам СПК предназначены для обеспечения корректных взаимоотношений между поставщиком, потребителем и третьей стороной в части качества поставок совокупностей продукции партиями.

Стандарт включает в себя каталог одноступенчатых и двухступенчатых планов и схем СПК, на основе которого для установленных и (или) согласованных исходных данных поставщик, потребитель и третья сторона могут получить конкретные планы и (или) схемы СПК для контроля качества партий продукции различного объема.

Настоящий стандарт предназначен для применения при:

- составлении договоров на поставку и технических условий на продукцию, поставляемую партиями;

- разработке стандартов предприятия, методик и инструкций по выборочному контролю, испытаниям и приемке продукции;

- разработке инструкций для проведения СПК в случае рассмотрения в Государственном арбитраже или суде дел, касающихся качества продукции;

- разработке методик проведения СПК для государственных и общественных инспекций по качеству;

- организации внутрифирменной приемки.

Стандарт также распространяется на контроль продукции при организации взаимоотношений между производственными подразделениями одного предприятия.

Настоящий стандарт входит в комплекс государственных стандартов "Статистические методы" и согласуется с ГОСТ Р 50779.30-95, который рассматривает процедуры контроля, осуществляемые поставщиком, потребителем и третьей стороной, как единую согласованную систему.


1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Стандарт распространяется на статистический приемочный контроль качества по альтернативному признаку, проводимый:

- поставщиком (приемочный контроль, окончательный контроль готовой продукции, приемка, сертификация продукции в форме заявления изготовителя);

- потребителем (входной контроль, инспекционный контроль, эксплуатационный контроль, приемка продукции представителем потребителя);

- третьей стороной (сертификация продукции, инспекция и надзор за соблюдением требований стандартов, контроль при арбитражном и судебном рассмотрении дел, касающихся качества продукции, а также контроль по заказу поставщика или потребителя).

Стандарт также распространяется на контроль продукции при организации взаимоотношений между производственными подразделениями одного предприятия.

Настоящий стандарт подлежит применению при:

- составлении договоров, технических условий и иных документов, определяющих взаимоотношения поставщика и потребителя, когда в договоре на поставку (контракте) предусматривается поставка продукции партиями с проведением СПК готовой продукции для доказательства соответствия ее качества требованиям договора или иных документов;

- разработке разделов "Методы контроля" и "Правила приемки" технических условий;

- разработке стандартов предприятия, методик контроля и иных документов поставщика, потребителя и третьей стороны;

- создании систем качества в соответствии с ГОСТ 40.9001*, ГОСТ 40.9002* или ГОСТ 40.9003*.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р ИСО 9001-2008, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.     

Требования данного стандарта следует применять в тех случаях, когда поставщик в одностороннем порядке или поставщик и потребитель в договоре устанавливают критерии качеств партий в виде нормативного уровня несоответствий NQL.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 40.9001-88* Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании

________________

* С 31.08.2001 г. действует ГОСТ Р ИСО 9001-2001.


ГОСТ 40.9002-88* Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже

________________

* С 31.08.2001 г. действует ГОСТ Р ИСО 9001-2001.


ГОСТ 40.9003-88* Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях

________________

* С 31.08.2001 г. действует ГОСТ Р ИСО 9001-2001.


ГОСТ 15895-77* Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения

________________

* С 01.07.2001 г. действуют ГОСТ Р 50779.10-2000, ГОСТ Р 50779.11-2000.


ГОСТ 18242-72* Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля**

________________

* С 01.07.2000 г. действует ГОСТ Р 50779.71-99***.  

** Применение ГОСТ 18242 - в приложении В.

*** На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.     

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 24238-84 Резисторы постоянные. Общие технические условия

ГОСТ Р 50779.30-95 Статистические методы. Приемочный контроль качества. Общие требования

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применены следующие термины [определения ряда терминов (из ГОСТ Р 50779.30) уточнены для области применения настоящего стандарта].

Несоответствие - невыполнение установленного требования.

Примечания

1 В некоторых случаях установленные требования совпадают с пользовательскими потребностями покупателя. В других ситуациях они могут не совпадать, отличаясь большей или меньшей жесткостью, или точная связь между ними может быть не полностью известна или непонятна.

2 Несоответствия, как правило, классифицируют по степени значимости.


Несоответствующая единица продукции - единица продукции, имеющая одно или более несоответствий.

Уровень несоответствий в партии продукции - показатель качества партии продукции, выраженный либо в виде процента несоответствующих единиц продукции в партии, либо в виде числа несоответствий на сто единиц продукции в партии.

Примечание - Допускается применение уровня несоответствий в виде доли несоответствующих единиц продукции и в виде числа несоответствий на единицу продукции. Перевод доли несоответствующих единиц продукции в процент несоответствующих единиц продукции и числа несоответствий на единицу продукции в число несоответствий на сто единиц продукции осуществляется умножением значения на 100. В тексте настоящего стандарта используются только понятия "процент несоответствующих единиц продукции" и "число несоответствий на сто единиц продукции".


Процент несоответствующих единиц продукции - число несоответствующих единиц продукции среди предъявленных, деленное на общее число предъявленных единиц продукции и умноженное на 100.

Число несоответствий на 100 единиц продукции - число несоответствий, содержащихся в предъявленных единицах продукции, деленное на общее число предъявленных единиц продукции и умноженное на 100 (в любой единице продукции возможны одно или несколько несоответствий).

Нормативный уровень несоответствий NQL - граничное значение уровня несоответствий в партии, определяющее критерий ее качества. Партию, уровень несоответствий в которой не превышает NQL, признают приемлемой для поставки и использования по назначению.

Риск потребителя при контроле поставщика - максимальная вероятность принятия по результатам контроля поставщика решения о соответствии для партии продукции, не соответствующей требованиям к ее качеству, при заданном поставщиком плане контроля.

Риск поставщика при контроле потребителя - максимальная вероятность принятия по результатам контроля потребителя решения о несоответствии для партии продукции, соответствующей требованиям к ее качеству, при заданном потребителем плане контроля.

Примечания

1 В данном стандарте требование к качеству партии продукции определяется через значение NQL.

2 Риск потребителя при контроле поставщика определяется значением оперативной характеристики плана поставщика в точке NQL.

3 Риск поставщика при контроле потребителя определяется значением оперативной характеристики плана потребителя в точке NQL.


Средний по схеме риск потребителя при контроле поставщика - средняя по схеме контроля поставщика с учетом правила переключения вероятность принятия решения о соответствии для партии, не соответствующей требованию к ее качеству, из последовательности партий продукции.

Примечание - Средний по схеме риск потребителя при контроле поставщика равен среднему значению оперативных характеристик планов схемы контроля поставщика в точке NQL с учетом вероятностей контроля произвольной партии по каждому из планов схемы при заданном правиле переключения.


Нормативное значение риска потребителя - граничное значение риска (среднего по схеме риска) потребителя при контроле поставщика, установленное в договоре, нормативном или ином документе. Определяет ограничение на риск (средний по схеме риск) потребителя при контроле поставщика.

Степень доверия - характеристика, определяющая весомость априорных, дополнительных и косвенных доказательств способности поставщика обеспечить выполнение требований к качеству партий продукции.

Примечания

1 Степень доверия определяет, насколько можно доверять информации поставщика о выполнении требований к качеству партий до проведения статистического приемочного контроля и, соответственно, какие объемы контроля еще необходимы, чтобы при положительных результатах контроля практически иметь полную уверенность в том, что партия продукции соответствует установленным требованиям.

2 Статистический приемочный контроль является одним из основных, но не единственным доказательством верности информации поставщика о качестве продукции.

Другими доказательствами могут быть результаты оценки или сертификации систем качества, продукции, производств, данные истории качества, результаты других видов контроля, опыт предыдущих поставок, репутация поставщика и т.п.


Нормативное значение риска поставщика - граничное значение риска поставщика при контроле потребителя, установленное в договоре, нормативном или ином документе. Определяет ограничение на риск поставщика при контроле потребителя.

Допустимые планы или схема СПК поставщика - план или схема контроля, удовлетворяющие ограничению на риск потребителя при контроле поставщика.

Допустимый план СПК потребителя - план контроля, удовлетворяющий ограничению на риск поставщика при контроле потребителя.