Председатель Комитета
генерал-полковник
таможенной службы
М.В.Ванин
Приложение
к приказу ГТК России
от 3 сентября 1999 года N 599
РЕШЕНИЕ
коллегии ГТК России от 30 июля 1999 года
О дальнейшем совершенствовании системы валютного контроля,
осуществляемого таможенными органами Российской Федерации
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления валютного контроля В.И.Титова о состоянии и перспективах развития системы валютного контроля в таможенных органах Российской Федерации, коллегия ГТК России отмечает, что в настоящее время таможенно-банковским валютным контролем (ТБВК) охвачено до 80% экспортных операций и большинство импортных операций. Снижается объем непоступления экспортной валютной выручки (с 9% в 1995 году до 5% в 1998 г.), законодательно вдвое сокращены сроки текущих валютных операций, ограничен вывоз наличной иностранной валюты физическими лицами, почти в три раза сокращены сроки проверок по предполагаемым фактам нарушения валютного законодательства, одновременно являющимися нарушениями таможенных правил. Вводится контроль за сделками, предусматривающими расчеты в валюте Российской Федерации, предусматривается введение контроля за смешанными внешнеэкономическими сделками.
Достигнутый уровень валютного контроля по экспортно-импортным сделкам с товарами существенно снизил возможность утечки капитала по этому каналу, однако остаются иные неперекрытые каналы утечки капитала, в частности, связанные с использованием валютных операций при совершении сделок, реализуемых с участием оффшорных компаний.
На эффективность валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, негативное влияние оказывает отсутствие единой государственной концепции развития валютного контроля в стране. Это в ряде случаев создает параллелизм в работе органов валютного контроля, снижает эффективность межведомственного взаимодействия, в том числе в работе по противодействию незаконной утечке капитала.
Малочисленный кадровый состав подразделений валютного контроля таможенных органов снижает оперативность завершающего этапа контроля целевых проверок поступления валютной выручки и применения штрафных санкций.
В большинстве региональных таможенных управлений отмечается низкий уровень аналитической работы. Это снижает эффективность анализа результатов валютного контроля, проводимого УВК, и не позволяет учитывать специфику организации валютного контроля в таможенных органах конкретных регионов, вскрывать причины имеющихся недостатков.
Недостаточно активной является позиция Управления валютного контроля ГТК России (В.И Титов) в разработке и внедрении новых, дополнительных форм и технологий контроля за возвратом валютной выручки, в прведении скоординированной работы с Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю. Не достает наступательности в согласовании пробектов нормативно-правовых актов на межведомственном уровне.
Коллегия ГТК России решила:
1. Управлению валютного контроля (В.И. Титов) и Правовому управлению (А.А. Жинкин):
- продолжить работу над совершенствованием законодательной базы валютного контроля, исходя из задач повышения статуса таможенных органов и расширения их полномочий в сфере валютного контроля;
- совместно с Минторгом России в месячный срок завершить разработку окончательной редакции Указа Президента Российской Федерации "О мерах по упорядочению внешнеторговых товарообменных операций";
- совместно с Банком России завершить работу над новой редакцией совместных Инструкций Банка России и ГТК России: "О порядке контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" - в месячный срок. "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей за импортированные товары" - до декабря 1999 года, предусмотрев в указанных документах контроль расчетов в валюте Российской Федерации;
- совместно с Банком России в месячный срок разработать Положение "О порядке вывоза физическими лицами наличной иностранной валюты" предусмотрев в нем увеличение размера разрешенной к вывозу валюты без представления документов, подтверждающих ее ввоз или приобретение на территории России, с 500 до 1500 долларов США на одно лицо;
- в месячный срок подготовить и направить в Банк России предложения о внесении изменений в правила выдачи паспортов сделок, предусматривающих необходимость наличия справки из налоговой инспекции о сумме уставного фонда, которая не должна быть меньше суммы экспорта по внешнеторговому договору;
- в трехмесячный срок подготовить новую редакцию Временного положения о распределении компетенции по валютному контролю между таможенными органами различных уровней, утвержденного Приказом ГТК России от 29.12.95 N 796 (с изменениями, внесенными Приказом ГТК России от 04.02.98 N 63) в соответствии с изменениями в нормативно-правовой базе и расширением функций, выполняемых таможенными органами при осуществлении валютного контроля.
2. Управлению валютного контроля (В.И.Титов) совместно с Банком России в месячный срок:
- подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения о необходимости реализации в кратчайший срок Закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" в части установления порядка предоставления отсрочки расчетов по экспорту и импорту;
- принять меры по урегулированию информационного обмена таможенных органов с кредитными организациями, находящимися в процессе ликвидации;
- разработать, согласовать и представить на утверждение соглашение Банка России и ГТК России об информационном обмене. "
Региональному информационно-техническому таможенному управлению (Л.М.Ухлинов) ГНИВЦ ГТК России (Ю.А.Чеботов) разработать и обеспечить технологическую сторону выполнения Соглашения.
3. Управлению валютного контроля (В.И.Титов) в месячный срок разработать и согласовать с ВЭК России новую редакцию межведомственного соглашения о сотрудничестве и информационном обмене. В соглашении предусмотреть распределение компетенции таможенных органов и органов валютно-экспортного контроля, в том числе при контроле поступления выручки от экспорта товаров и выручки от экспорта работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также вопросы совместных действий указанных органов по осуществлению валютного контроля.
В двухмесячный срок подготовить и направить в ВЭК России предложения по ужесточению государственного регулирования операций при совершении сделок, реализуемых с участием оффшорных компаний и банков (в том числе установлению особого порядка ценового контроля экспортно-импортных сделок) и иным мерам, направленным на предотвращение утечки капиталов.
4. Управлению валютного контроля (В.И.Титов), Правовому управлению (А.А.Жинкин), РТУ по борьбе с таможенными правонарушениями (А.В.Клепов) в двухмесячный срок подготовить предложения о внесении изменений в действующие законодательные акты, предоставляющие таможенным органам правомочия привлекать к ответственности лиц за нарушения валютного законодательства, связанные с расчетами по импортным операциям, как в иностранной валюта, так и в валюте Российской Федерации.
5. РТУ по борьбе с таможенными правонарушениями (A.B.-Клепов). Управлению валютного контроля (В.И.Титов), Правовому управлению (А.А.Жинкин) в двухмесячный срок разработать и представить на рассмотрение руководства ГТК России:
- предложения по привлечению к административной ответственности юридических лиц, не возвративших в Российскую Федерацию выручку от экспорта товаров, в том числе в валюте Российской Федерации;
- предложения по привлечению к ответственности руководителей предприятий, допустивших нарушения валютного законодательства, а также не обеспечивших ввоз товаров (услуг) эквивалентных стоимости ранее экспортированных товаров по бартерным сделкам.
6. Управлению валютного контроля (В.И.Титов), Управлению таможенных режимов (А.Г.Васильев), Управлению организации таможенного контроля (А.В.Галактионов), Правовому управлению (А.А.Жинкин):
- в двухмесячный срок подготовить и представить на утверждение проект приказа по распространению системы ТБВК на товары, происходящие из государств-участников СНГ и ввозимые из этих государств в Российскую Федерацию, в отношении которых не применяется упрощенный порядок таможенного оформления, в местах ввоза на таможенную территорию Российской Федерации (пункты пропуска);
- до 31.12.99 подготовить нормативные правовые акты ГТК России по распространению системы ТБВК на валютные операции, осуществляемые в отношении товаров, помещаемых при таможенном оформлении в таможенные режимы: