(с изменениями на 25 марта 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 10.04.2013 N 82-пр, от 26.12.2014 N 513-пр, от 28.05.2015 N 119-пр, от 20.07.2015 N 209-пр, от 13.07.2016 N 233-пр, от 30.12.2016 N 525-пр, от 14.03.2017 N 61-пр, от 16.06.2017 N 238-пр, от 19.01.2018 N 8-пр, от 16.07.2018 N 263-пр, от 08.02.2019 N 35-пр, от 20.05.2019 N 194-пр, от 27.05.2019 N 206-пр, от 31.07.2019 N 311-пр, от 30.08.2019 N 338-пр, от 22.11.2019 N 488-пр, от 13.12.2019 N 544-пр, от 30.03.2020 N 109-пр, от 28.09.2020 N 413-пр, от 05.11.2020 N 463-пр, от 13.11.2020 N 477-пр, от 28.12.2020 N 570-пр, от 26.03.2021 N 85-пр, от 21.06.2021 N 236-пр, от 15.09.2021 N 434-пр, от 29.09.2021 N 464-пр, от 24.12.2021 N 655-пр, от 10.03.2022 N 109-пр, от 08.08.2022 N 405-пр, от 04.10.2022 N 491-пр, от 05.12.2022 N 643-пр, от 10.02.2023 N 54-пр, от 10.03.2023 N 92-пр, от 16.06.2023 N 283-пр, от 31.10.2023 N 495-пр, от 25.03.2024 N 110-пр)
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Хабаровского края и Методики оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края", распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 809-рп "Об утверждении Перечня государственных программ Хабаровского края" Правительство края постановляет:
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 26.12.2014 N 513-пр, от 25.03.2024 N 110-пр)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Хабаровского края "Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края".
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 26.12.2014 N 513-пр)
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 26.12.2014 N 513-пр.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 25.03.2024 N 110-пр)
Обеспечение высокого уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан - один из приоритетов государственной политики Российской Федерации, а наличие возможности улучшения жилищных условий является важнейшим показателем повышения благосостояния населения, предпосылкой социальной и экономической стабильности государства.
Развитие коммунальной и жилищной сферы в крае привело к определенным улучшениям в этих отраслях. Так, если в 2010 году лишь 24,3% жителей края устраивало качество жилищно-коммунальных услуг, то в 2022 году, по данным опроса, проводимого комитетом по внутренней политике Правительства края, доля таких граждан увеличилась до 50,5%.
В то же время значительная часть систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций.
Актуальной остается проблема ветшания сетей инженерно-технического обеспечения (далее - сети ИТО). Нуждаются в замене:
- сети водоотведения 32,8% (659,3 км из 2007,7 км);
- сети водоснабжения 28,4% (713,1 км из 2513 км);
- сети теплоснабжения 15,7% (237,1 км из 1510,5 км).
Высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях ИТО, а также причиной их высокой аварийности. По данным системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства в 2022 году зарегистрировано 698 отключений (в среднем 58 в месяц). Среднее время устранения аварийных ситуаций составило 11 час. 30 мин.
Привлечение внебюджетных источников финансирования в отрасль ЖКХ позволило направить в рамках 92 инвестиционных программ более 5 342,48 млн. рублей за период с 2011 по 2022 годы на развитие объектов коммунальной инфраструктуры края.
В 2024 году на территории Хабаровского края реализуются 63 инвестиционные программы по созданию, модернизации и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры с плановым объемом внебюджетных инвестиций на 2024 год в размере 1 798,03 млн. рублей. 7 из данных программ - в сфере электроснабжения, 18 - в сфере водоснабжения, водоотведения, 38 - в сфере теплоснабжения.
Также одним из механизмов привлечения средств для обновления объектов коммунальной инфраструктуры являются концессионные соглашения. По состоянию на 20 ноября 2023 г. на территории Хабаровского края действует 53 концессионных соглашения, общий объем инвестиций, предусмотренный в рамках данных концессионных соглашений, составляет около 11,7 млрд. рублей, в том числе средства частных инвесторов - более 8 млрд. рублей, что составляет 68,4% общего количества планируемых к инвестированию средств.
Наряду с заменой сетей ИТО важным является вопрос расселения аварийного жилищного фонда. По данным Федеральной службы государственной статистики в крае за 2021 год из 32,91 тыс. кв. м жилого фонда многоквартирных домов (далее также - МКД) 3,19 тыс. кв. м жилья имеет износ более 65%. Жилищный фонд, признанный аварийным за период с 1 января 2017 г. по 1 января 2022 г., составляет 21,76 тыс. кв. м, в нем проживают 12,68 тыс. человек.
В целях сокращения непригодного для проживания жилищного фонда постановлением Правительства края от 28 марта 2019 г. N 118-пр утверждена Адресная программа Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г., на 2019 - 2025 годы (далее - Программа переселения).
В рамках Программы переселения в крае запланировано строительство 12 МКД. В 2022 году завершено строительство 1 МКД, в 2023 - 5 МКД, в 2024 - 3 МКД. Ведется строительство еще 3 МКД (срок расселения - до 1 июля 2024 г.).
С 2019 года (по состоянию на 1 января 2024 г.) расселен аварийный жилищный фонд общей площадью 75,64 тыс. кв. м (4,27 тыс. человек).
Основными факторами старения жилищного фонда являются естественный износ конструктивных элементов МКД, а также несвоевременное проведение их капитального ремонта.
В Российской Федерации в целом, и в Хабаровском крае, в частности, с 2014 года на постоянной и долгосрочной основе созданы и функционируют механизмы капитального ремонта общего имущества в МКД. В крае создан региональный оператор капитального ремонта и установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт. Также постановлением Правительства края от 30 декабря 2013 г. N 479-пр утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2053 годы (далее - региональная программа капитального ремонта).
В региональную программу капитального ремонта включены 7 790 МКД общей площадью более 31 299 тыс. кв. м (с учетом вспомогательных и нежилых помещений).
Во исполнение федерального и краевого законодательства в крае улучшаются жилищные условия отдельных категорий граждан.
В соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в 2018 - 2022 гг. обеспечены жильем 55 ветеранов, 77 инвалидов, 1 445 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в предоставлении жилых помещений нуждаются такие льготные категории граждан, как инвалиды, а также лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для обеспечения жилыми помещениями необходимо увеличить количество построенного и приобретенного жилья для льготных категорий граждан.
13 октября 2023 г. в крае утверждена программа ("Дорожная карта") по ликвидации до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории Хабаровского края.
В целях развития системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории края приняты все необходимые нормативные правовые акты, в том числе постановлением Правительства края от 20 декабря 2016 г. N 477-пр утверждена территориальная схема обращения с отходами Хабаровского края (далее - территориальная схема).
Также приступили к осуществлению деятельности региональные операторы на территории зоны деятельности N 1 (городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район имени Лазо) и на территории зоны деятельности N 3 (Хабаровский муниципальный район).
С 2016 года реализуются мероприятия в рамках реформы обращения с ТКО. По результатам отбора, проводимого в установленном Правительством Российской Федерации порядке, определяются региональные операторы по обращению с ТКО. С момента начала деятельности регионального оператора услуга по обращению с ТКО включается в состав коммунальных услуг. По состоянию на 1 января 2024 г. охват населения коммунальной услугой по обращению с ТКО составляет 58% от общей численности населения в крае. Вместе с тем для эффективной работы системы обращения с ТКО, в том числе работы региональных операторов, требуется обеспечить строительство объектов по обращению с ТКО на территории края.
В целях увековечения памяти погибших при защите Отечества на территории края с 2019 года реализуются мероприятия Федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2019 г. N 1036 (далее также - ФЦП).
23 декабря 2019 г. Правительством Хабаровского края заключено соглашение с Министерством обороны Российской Федерации о предоставлении из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией ФЦП.
В рамках ФЦП реализуются следующие мероприятия:
- восстановление (ремонт, реставрация, благоустройство) воинских захоронений;
- установка мемориальных знаков на воинских захоронениях;
- нанесение имен (воинских званий, фамилий и инициалов) погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения воинских захоронений.
С 2020 года в ФЦП приняли участие 12 муниципальных образований края.
За 4 года реализации ФЦП выполнены следующие мероприятия:
- восстановлено и благоустроено 74 воинских захоронения;
- установлено 59 мемориальных знаков;
- нанесено 63 имени погибших на мемориальные сооружения.
Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.