Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2011 года N 41-пр


О краевой целевой программе "Старшее поколение Хабаровского края" на 2011-2013 годы

(с изменениями на 11 сентября 2013 года)

__________________________
Утратило силу с 27 апреля 2014 года на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 15 апреля 2014 года N 108-пр

__________________________


     ________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2011 года N  354-пр
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 года N 208-пр
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2012 года N 445-пр
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 сентября 2013 года N 271-пр
     ________________________________



Во исполнение подпункта "а" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N Пр-3464ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 г., в целях повышения качества жизни граждан пожилого возраста в Хабаровском крае Правительство края

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую краевую целевую программу "Старшее поколение Хабаровского края" на 2011-2013 годы.

2. Контроль за реализацией краевой целевой программы "Старшее поколение Хабаровского края" на 2011-2013 годы возложить на заместителя Председателя Правительства края по вопросам социального развития Витько А.В. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2012 года N 445-пр - см. предыдущую редакцию, Постановлением Правительства Хабаровского края от 12 сентября 2013 года N 272-пр - см. предыдущую редакцию).



Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт




УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 28 февраля 2011 года N 41-пр

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Старшее поколение Хабаровского края" на 2011-2013 годы

(с изменениями на 11 сентября 2013 года)

ПАСПОРТ
краевой целевой программы "Старшее поколение Хабаровского края"
на 2011-2013 годы


Наименование Программы

- краевая целевая программа "Старшее поколение Хабаровского края" на 2011-2013 годы (далее также - Программа)

Ответственный исполнитель Программы


- министерство социальной защиты населения края

     (в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2012 года N 445-пр - см. предыдущую редакцию)

Соисполнители, участники Программы

- министерство здравоохранения края
министерство культуры края
министерство строительства края
министерство сельского хозяйства и продовольствия края
министерство образования и науки края
министерство экономического развития и внешних связей края
комитет по спорту Правительства края
Хабаровская краевая общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов (по согласованию)

учреждения, подведомственные министерству социальной защиты населения края
     (в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2012 года N 445-пр - см. предыдущую редакцию)

Цели и задачи Программы

- Цели Программы:
создание условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста;
внедрение новых форм социального обслуживания;
содействие активному участию граждан пожилого возраста в жизни общества;
формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности;
создание современных условий для деятельности учреждений социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием граждан пожилого возраста

Задачи Программы:
внедрение инновационных моделей социального обслуживания, приближенных к нуждам граждан пожилого возраста;
поддержание жизненной активности пожилых людей с помощью мероприятий оздоровительного характера;
совершенствование краевого законодательства в сфере социальной защиты населения;
совершенствование межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти края и общественных организаций, задействованных в реализации Программы;
развитие и совершенствование кадрового потенциала;
доступность социальных услуг для граждан пожилого возраста

Сроки выполнения Программы

- 2011-2013 годы

Основные мероприятия Программы

- совершенствование нормативно-правового обеспечения социальной защищенности граждан пожилого возраста;

проведение ежегодного мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста;

развитие добровольческой деятельности и волонтерского движения;

организация "школ" по уходу за гражданами пожилого возраста;

организация мер по укреплению здоровья граждан пожилого возраста;

введение инновационных моделей социального обслуживания;

расширение практики использования мобильных бригад и оснащение их автотранспортом;

создание условий для обучения граждан пожилого возраста основам компьютерной грамотности и работе в сети Интернет;

организация культурного досуга граждан пожилого возраста и развитие социального туризма;

организация ежегодного краевого конкурса профессионального мастерства на звание "Лучший работник учреждения социального обслуживания"; (в редакции Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2011 года N  354-пр - см. предыдущую редакцию)

     
совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания населения, модернизация и укрепление их материально-технической базы;

предоставление адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в том числе за счет средств Пенсионного Фонда Российской Федерации (дополнительно включен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2011 года N  354-пр)

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета

- Программа финансируется за счет средств краевого бюджета и средств Пенсионного фонда Российской Федерации, поступивших в краевой бюджет в форме субсидий (далее - средства ПФР). Общий объем финансирования Программы составляет 756 660,51 тыс. рублей,

в том числе по годам:

2011 год - 128 828,50 тыс. рублей,

из них:

121 225,60 тыс. рублей - средства краевого бюджета;

7 602,90 тыс. рублей - средства ПФР;

2012 год - 373 319,13 тыс. рублей,

из них:

365 622,03 тыс. рублей - средства краевого бюджета;

7 697,10 тыс. рублей - средства ПФР;

2013 год - 254 9512,88 тыс. рублей

из них:

232 147,98 тыс. рублей - средства краевого бюджета;

22 364,90 тыс. рублей - средства ПФР

     

(в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 26 октября 2011 года N  354-пр - см. предыдущую редакцию, Постановления Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 года N 208-пр - см. предыдущую редакцию, Постановления Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2012 года N 445-пр - см. предыдущую редакцию, Постановления Правительства Хабаровского края от 12 сентября 2013 года N 272-пр - см. предыдущую редакцию).

Ожидаемые конечные результаты выполнения Программы

- увеличение средней продолжительности жизни граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, к 2014 году до 75 лет;

актуализация краевых нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения;

обследование условий материально-бытового положения граждан пожилого возраста с охватом не менее 15% от общего числа граждан пожилого возраста за период реализации Программы в целях выявления пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании;

проведение пяти краевых акций "Милосердие", "Забота" с привлечением студентов, школьников;

создание в учреждениях здравоохранения в четырех муниципальных образованиях края "школ" по уходу за гражданами пожилого возраста, утратившими способность к самообслуживанию, для сокращения очередности на помещение в дома-интернаты, увеличения численности трудоустроенных родственников, увеличения продолжительности жизни граждан пожилого возраста;

увеличение на 60 человек количества граждан, которым будут улучшены условия проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания;

обеспечение охвата социальными услугами к 2014 году 95,2% граждан из числа выявленных нуждающихся в социальном обслуживании на дому;

повышение квалификации не менее 50 сотрудников учреждений социального обслуживания за период реализации Программы;
увеличение на 50 человек количества граждан, получивших средства реабилитации в стационарных учреждениях социального обслуживания;

повышение степени удовлетворенности граждан пожилого возраста оказываемыми услугами до 94%;

сокращение численности граждан пожилого возраста, состоящих на учете для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания, на 60 человек;

введение в штат учреждений социального обслуживания 15 единиц сиделки для увеличения доли трудоустроенных родственников трудоспособного возраста, снижение напряженности на рынке труда, уменьшение очередности для помещения в дома-интернаты;

увеличение коек в геронтологических отделениях стационарных учреждений социального обслуживания на 60 мест;

обучение 900 человек из числа неработающих граждан пожилого возраста основам компьютерной грамотности и работе в сети Интернет;     

     
увеличение на 2% количества граждан пожилого возраста, участвующих в экскурсионных турах;

обеспечение норм площади жилых помещений в стационарных учреждениях социального обслуживания до 7 кв. метров на одного человека;

организация работы во всех муниципальных районах края мобильных бригад для обеспечения социальными и социально-бытовыми услугами граждан пожилого возраста, проживающих в отдаленных сельских поселениях, и оснащение мобильных бригад транспортом;

улучшение материального положения неработающих пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности (дополнительно включен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2011 года N  354-пр, в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2012 года N 445-пр - см. предыдущую редакцию)


1. Анализ социально-демографической ситуации

Для возрастной структуры населения Российской Федерации характерно увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения.

90-е годы ХХ века - период, когда процесс старения населения России закрепился. С 1995 года доля пожилых людей в составе населения превысила 20%. Устойчивый рост доли граждан пожилого возраста характерен и для Хабаровского края.

Численность населения Хабаровского края на 01 января 2010 г. составляет 1 400,4 тыс. человек. Современная демографическая ситуация в крае характеризуется увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста: с 1990 по 2010 год доля лиц пенсионного возраста в общей численности населения края увеличилась с 12,4 до 19,5%. На начало 2010 года численность граждан пожилого возраста составила 272,8 тыс. человек и увеличилась за последние 20 лет на 72,8 тыс. человек. По состоянию на 01 января 2011 г. численность граждан пожилого возраста выросла за год на 7 тыс. человек и составляет 279,8 тыс. человек.

Удельный вес лиц старше трудоспособного возраста среди мужчин составляет 5,4%, среди женщин 14,1%. К началу 2005 года доля лиц пенсионного возраста впервые превысила долю детей и подростков до 16 лет на 5,3 тыс. человек (на 2,2%). К 2010 году это превышение достигло 47 тыс. человек (20,8%).

Большинство пожилых людей проживают в городах. На начало 2010 года в городах проживало 231 тыс. людей старше трудоспособного возраста (16,5% от общей численности населения края), а в селах 41,8 тыс. человек (3% от общей численности населения края). Старение населения особенно выражено у городских жителей: среди жителей городов пожилые люди составляют 20,5%, среди сельских жителей края - 15,3%. Самая высокая доля лиц пенсионного возраста проживает в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевском, Вяземском, Амурском, Советско-Гаванском, имени Лазо районах.

Показатель старения населения (число жителей старше трудоспособного возраста на 1 000 детей от 0 до 15 лет) в крае на начало 2010 года составил 1 208 человек. Изменение возрастной структуры населения оказывает влияние на показатель демографической нагрузки (соотношение численности населения в рабочих и нерабочих возрастах). На начало 2006 года трудовая структура выглядела благоприятно: самая высокая за последние 20 лет доля населения в трудоспособном возрасте 66,2% от общей численности населения и самая низкая демографическая нагрузка - 510 человек на 1 000 населения трудоспособного возраста (247 детей и 263 пожилых человека). На начало 2010 года коэффициент демографической нагрузки на 1 000 человек трудоспособного возраста составил 553 (250 детей и 303 пожилых человека).

Продолжительность жизни населения, достигнув в 2003 году наиболее низкой отметки - 61,7 года, в 2009 году составила 66,3 года. Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин на начало 2010 года составила 12,5 года. Это приводит к росту численности одиноких пожилых женщин.

По прогнозным данным, удельный вес населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения края ежегодно будет увеличиваться и составит на начало 2011 года - 20%, на начало 2012 года - 20,4%, на начало 2013 года - 20,9%.

Доля пожилых людей неуклонно увеличивается за счет выхода на пенсию лиц, родившихся в конце 1940-1950 годов. В пожилой возраст вступает совершенно иное поколение. Это люди, имеющие в большинстве высшее или среднее профессиональное образование, иное социальное и материальное положение, и, следовательно, более высокие притязания по их социальному обеспечению и обслуживанию, что требует адекватной социальной политики в отношении старшего поколения.


2. Социально-экономическое положение пожилых людей

С возрастом, утратой трудоспособности уровень удовлетворенности материальным положением снижается. Большинство людей старшего поколения оценивают свое материальное положение как неудовлетворительное, неустойчивое и ненадежное. Определяющим для уровня жизни пенсионера является характеристика его возможностей удовлетворять материальные, культурные и социальные потребности за счет приобретения благ и услуг. Приобретение благ и услуг в значительной мере зависит от экономического положения пенсионеров, определяемого уровнем его доходов и цен на потребительские товары и услуги.

Главным, а зачастую и единственным источником доходов пожилых людей является пенсия. Одним из важнейших параметров уровня жизни пенсионеров является уровень пенсионного обеспечения, соотнесенный с уровнем цен на потребительские товары и услуги, отвечающим требованиям социально признанных стандартов потребления.

Величина прожиточного минимума пенсионера в 2000 году в крае составляла 1 382,6 рубля, средний размер назначенных пенсий - 784,5 рубля (в среднегодовом исчислении). Покупательная способность пенсий (соотношение к прожиточному минимуму пенсионера) составляла 57%, поэтому реальная жизнь большинства пожилых людей края в 2000 году была трудной. Рост материального состояния отставал от растущих ожиданий людей относительно уровня и качества жизни.

За 2001-2010 годы средний размер различных видов назначенных пенсий вырос в 11,1 раза и составил 8 821 рубль. При этом средний размер трудовой пенсии по старости составляет 9 382,37 рубля. Величина прожиточного минимума пенсионера выросла в 5 раз и составила 6 939 рублей. В результате опережающего роста пенсий покупательская способность ее выросла с 57% в 2000 году до 127% в 2010 году.

Реальный размер пенсий с учетом роста потребительских цен на товары и услуги вырос к уровню 2000 года в три раза, в то время, как реальная заработная плата работающего населения выросла в 2,2 раза.

На увеличение материального обеспечения пенсионеров края повлияло и введение в 2010 году нового вида адресной социальной помощи - региональной социальной доплаты к пенсии для малоимущих неработающих пенсионеров - с тем, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера не могла быть ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в Хабаровском крае.

С 01 января 2010 г. 43 тыс. пенсионеров стали получателями региональной социальной доплаты к пенсии (из них 19,9 тыс. - граждане пожилого возраста). На эти цели из краевого бюджета дополнительно выделено около 910 млн. рублей, в том числе 239 млн. рублей - на выплаты гражданам пожилого возраста. Средний размер региональной социальной доплаты составляет 1 800 рублей в месяц.

Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни граждан пожилого возраста напрямую зависит от развития действующей системы социальной защиты.

На территории Хабаровского края проживают 388,2 тыс. получателей пенсий, в том числе 279,8 тыс. граждан пожилого возраста.

Получателями мер социальной поддержки и социальной помощи являются 351,4 тыс. граждан (247,7 тыс. региональных льготников и 103,7 тыс. федеральных льготников) или каждый четвертый житель края.

В 2010 году расходы краевого бюджета на социальную поддержку и социальное обслуживание, в том числе граждан пожилого возраста, составили 9,5 млрд. рублей.

В условиях посткризисного развития экономики удалось не только сохранить социальные гарантии, но и выполнить ряд новых задач, направленных на усиление адресности мер социальной поддержки и помощи, повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста.

Введение с 01 января 2010 г. региональной социальной доплаты позволило решить задачу по снижению бедности среди неработающих пенсионеров.

Осуществлен перевод жилищно-коммунальных льгот на адресные денежные выплаты 222 тыс. человек из числа льготных категорий граждан. Средний размер денежных выплат составляет более 1 300 рублей в месяц.

Граждане пожилого возраста, не имеющие льгот по другим основаниям, пользуются мерами социальной поддержки в соответствии с краевым законодательством. Денежный эквивалент получаемых ими льгот составляет от 792,3 до 1 252,3 рубля в месяц.

Одним из востребованных видов помощи является оказание содействия в ремонте жилых помещений. В 2010 году выполнен ремонт в квартирах 2 561 ветерана Великой Отечественной войны и вдов участников войны, в том числе в квартирах 1 094 участников войны. Затраты на ремонтные работы из всех источников финансирования составили 19,3 млн. рублей.

Старение населения, совпадающее с социально-экономическими преобразованиями, изменившими все стороны жизнедеятельности, особенно негативно отражается на самочувствии граждан пожилого возраста. Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, теряются связи с родными и близкими.

В связи с этим актуальным является проведение мероприятий, позволяющих с учетом возраста, состояния здоровья, способности к самообслуживанию, семейного и имущественного положения оказать необходимую социальную поддержку и предоставить комплекс социальных услуг, способствующих улучшению их жизнеобеспечения.

Одним из ведущих звеньев социального блока является социальное обслуживание. В крае создана сеть учреждений социального обслуживания.

Для улучшения жилищных условий в крае действуют 10 специальных домов для ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда (со статусом юридического лица - шесть специальных домов). Жилищный фонд специальных домов для ветеранов насчитывает 591 квартиру, в которых проживают 650 ветеранов войны и труда. За последние 13 лет в специальных домах для ветеранов улучшили жилищные условия более 2 тыс. ветеранов. При этом потребность участников войны в социальном жилье удовлетворена полностью.

Для выполнения задач по социальному обслуживанию пожилых граждан и инвалидов действуют 14 центров социального обслуживания населения. Ежегодно центры предоставляют различного вида социальную помощь, включая надомное обслуживание, более 170 тыс. граждан. Самые востребованные - социальные услуги на дому. Ежегодно в надомных условиях предоставляются услуги более 7 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидам, из них 25,5% проживают в сельской местности. Социальное обслуживание на дому организовано в 136 городских и сельских поселениях края.

В крае действуют 16 стационарных учреждений социального обслуживания, в которых проживают граждане пожилого возраста:

- 12 домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

- четыре психоневрологических интерната.

В стационарных учреждениях социального обслуживания проживают 3 248 человек, из них 2 800 человек - граждане пожилого возраста.


3. Прогноз конечных результатов реализации Программы.
Перечень показателей (индикаторов) Программы.
Сроки и этапы реализации Программы

Спрос граждан пожилого возраста на социальные услуги возрастает. Наличие большого числа групп пожилых людей с особыми потребностями (инвалидов пожилого возраста, долгожителей, одиноких длительно болеющих людей, пожилых людей в отдаленных сельских поселениях) приводит к изменению структуры спроса на социальные услуги. Именно поэтому необходимо наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания.

Не в полной мере решен вопрос сокращения очередности на получение социальных услуг в надомных условиях. Проведенный мониторинг среди одиноких граждан пожилого возраста показал, что выявлена нуждаемость в данных видах услуг у 140 граждан. Последнее время наиболее востребованной становится социально-медицинская помощь. Из числа состоящих на надомном социальном обслуживании 187 человек нуждаются в социально-медицинских услугах. В услугах сиделки по уходу за одинокими гражданами, частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию, нуждаются более 100 человек.

В целях обеспечения доступности консультационных, психологических, информационных, социально-бытовых, социально-правовых, социально-экономических и других услуг требуется дальнейшее внедрение и развитие таких форм социального обслуживания, как приемные семьи для одиноких пожилых граждан, мобильные бригады для оказания неотложных социальных и медико-социальных услуг гражданам пожилого возраста.

Наличие стационарных форм обслуживания востребовано и целесообразно, поскольку существует потребность в учреждениях, предназначенных для лиц, которые не могут себя обслуживать самостоятельно и нуждаются в постоянном постороннем уходе. В настоящее время на учете для помещения в стационарные учреждения состоит 102 пожилых человека. Остается проблема с размещением инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями. На 01 января 2011 г. очередь составляет 411 человек.

В Хабаровском крае проживает более 343 тыс. человек, являющихся получателями трудовой пенсии (по старости и инвалидности), из них более 180 тыс. неработающих пенсионеров, более 37 тыс. пенсионеров получают пенсию ниже величины прожиточного минимума, установленной в крае.

Мероприятия Программы (приложение N 1) направлены на обеспечение государственных гарантий социально уязвимым категориям граждан, развитие рынка социальных услуг, обеспечивающих их доступность и качество, создание условий для повышения комфортности и доступности социального обслуживания граждан пожилого возраста, в том числе из числа инвалидов, за счет повышения качества обслуживания и развития всех форм социального обслуживания, предоставляемых в нестационарных, полустационарных, стационарных условиях, а также срочной социальной помощи.

Предусмотрены развитие и оптимизация сети учреждений социального обслуживания населения, создание и совершенствование материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, отвечающей современным стандартам качества жизни, повышению их энергоэффективности, эксплуатационной и пожарной безопасности, внедрение новых организационно-правовых форм деятельности учреждений социального обслуживания населения с учетом требований Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

В 2012 году планируется выполнить капитальный ремонт внутренних помещений в здании краевого государственного бюджетного учреждения "Солнечный дом-интернат для престарелых и инвалидов", приобретенном в государственную собственность Хабаровского края в 2011 году, в целях приведения здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности, требованиями санитарных норм и правил и создания 75 койко-мест В 2013 году планируется выполнить капитальный ремонт внутренних помещений в зданиях краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" и краевого государственного казенного учреждения "Октябрьский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в целях приведения зданий в соответствие с требованиями санитарных норм и правил. (Абзац изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 12 сентября 2013 года N 272-пр - см. предыдущую редакцию).      

Решению проблем одиноких граждан будет способствовать создание мобильных бригад для оказания им неотложных социальных, социально-медицинских, консультационных, социально-правовых услуг. Обеспечение автотранспортом мобильных бригад поможет активизировать усилия сотрудников системы социальной защиты населения края по выявлению граждан пожилого возраста, находящихся в неблагоприятной жизненной ситуации.

В целях усиления социальной поддержки неработающих пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, предусматривается оказание им адресной социальной помощи.

Программа является составной частью системы мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, проживающих на территории Хабаровского края, итоговым результатом реализации которой является устойчивое повышение качества жизни пожилых людей, улучшение показателей, характеризующих здоровье, продолжительность жизни, обеспеченность социальными услугами.

Динамика и уровень достижения целевых показателей эффективности реализации Программы по годам представлена в приложении N 2 к настоящей Программе.

Оценка эффективности реализации Программы невозможна без показателей (индикаторов), позволяющих объективно оценивать состояние работ по выполнению мероприятий Программы. В систему показателей (индикаторов) включены следующие показатели:

обеспеченность местами в стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и инвалидов. Показатель количественно характеризует ход реализации Программы, отражает решение задачи по повышению доступности социальных услуг для граждан пожилого возраста; определяется на основании анализа отчетных данных стационарных учреждений социального обслуживания и статистических данных; рассчитывается путем деления количества мест в стационарных учреждениях социального обслуживания на количество населения края и умножения на 10 000;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»