ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2014 года N 108-пр


О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 16 мая 2012 г. N 152-пр
"О государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие социальной
защиты населения Хабаровского края" и признании утратившими силу отдельных
постановлений Правительства Хабаровского края



В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края", в целях решения задач социально-экономического развития Хабаровского края Правительство края

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Хабаровского края от 16 мая 2012 г. N 152-пр "О государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие социальной защиты населения Хабаровского края" следующие изменения:

1.1. В наименовании слово "целевой" исключить.

1.2. В преамбуле:

1) в абзаце первом слова "в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 18 мая 2011 г. N 265-рп "Об утверждении Перечня государственных программ Хабаровского края" исключить;

2) в абзаце втором слово "целевую" исключить.

2. Внести изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие социальной защиты населения Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 16 мая 2012 г. N 152-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).

3. Признать утратившими силу постановления Правительства Хабаровского края:

от 28 февраля 2011 г. N 41-пр "О краевой целевой программе "Старшее поколение Хабаровского края" на 2011-2013 годы";

от 20 июля 2011 г. N 231-пр "О краевой целевой программе "Укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты населения Хабаровского края на 2012-2016 годы";

от 26 октября 2011 г. N 354-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 28 февраля 2011 г. N 41-пр "О краевой целевой программе "Старшее поколение Хабаровского края" на 2011-2013 годы";

от 22 мая 2012 г. N 163-пр "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2013-2015 годы";

от 26 июня 2012 г. N 208-пр "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края";

от 10 сентября 2012 г. N 324-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 20 июля 2011 г. N 231-пр "О краевой целевой программе "Укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты населения Хабаровского края на 2012-2016 годы";

от 18 декабря 2012 г. N 445-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края и краевые целевые программы в сфере социальной защиты населения";

от 29 декабря 2012 г. N 476-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 22 мая 2012 г. N 163-пр "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2013-2015 годы";

от 11 июля 2013 г. N 190-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 20 июля 2011 г. N 231-пр "О краевой целевой программе "Укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты населения Хабаровского края на 2012-2016 годы";

от 11 сентября 2013 г. N 271-пр "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края".

4. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2014 г.

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт

     

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 16 мая 2012 года N 152-пр

(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 15 апреля 2014 года N 108-пр)

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Развитие социальной защиты населения Хабаровского края"

ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края
"Развитие социальной защиты населения Хабаровского края"

     

Наименование государственной программы

- государственная программа Хабаровского края "Развитие социальной защиты населения Хабаровского края" (далее также - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

- министерство социальной защиты населения Хабаровского края (далее также - край)

Соисполнители, участники государственной программы

- министерство здравоохранения края;

министерство образования и науки края;

министерство культуры края;

министерство строительства края;

министерство спорта и молодежной политики края;

комитет по труду и занятости населения Правительства края;

краевые государственные казенные (бюджетные) учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения

Цели государственной программы

- повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и других социально незащищенных категорий граждан;

сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения, проживающего на территории края

Задачи государственной программы

- повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки и оказания государственной социальной помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми и другим социально незащищенным категориям граждан за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям края;

улучшение качества и повышение доступности услуг по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и других социально незащищенных категорий граждан;

сокращение уровня бедности и социальной исключенности

Подпрограммы

- "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан";

"Развитие системы социального обслуживания населения";

"Совершенствование социальной поддержки семьи и детей"

Основные мероприятия государственной программы

- повышение качества жизни граждан пожилого возраста;

укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты населения Хабаровского края;

повышение доступности и качества государственных социальных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения

Основные показатели (индикаторы) государственной программы

- доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения края;

доля граждан, получивших социальные услуги в краевых государственных казенных (бюджетных) учреждениях социального обслуживания населения (далее также - учреждения социального обслуживания населения), в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения

Сроки и этапы реализации государственной программы

- I этап - 2013-2015 годы;

II этап - 2016-2020 годы

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета

- общий объем финансирования мероприятий государственной программы - 92 572,25 млн. рублей за счет средств краевого бюджета,

в том числе по годам:

2013 год - 11 678,31 млн. рублей;

2014 год - 13 509,07 млн. рублей;

2015 год - 14 211,55 млн. рублей;

2016 год - 14 009,35 млн. рублей;

2017-2020 годы - 39 163,97 млн. рублей

Конечный результат реализации государственной программы

- снижение доли населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, до 11,4 процента в общей численности населения края;

увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в краевых государственных казенных (бюджетных) учреждениях социального обслуживания населения, до 99,32 процента в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в краевые государственные казенные (бюджетные) учреждения социального обслуживания населения

     

     

1. Общая характеристика текущего состояния сферы социальной защиты населения и ее основные проблемы


Государственная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края".

Характерные особенности демографического, социального и экономического развития края, а также специфика его бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной защиты населения в крае.

По состоянию на 01 января 2013 г. общая численность постоянного населения в крае составила 1 342,1 тыс. человек, из них 1 093,5 тыс. человек (81,5%) - городские жители и 248,6 тыс. человек (18,5%) - сельские жители.

Специфические особенности расселения обусловлены значительной протяженностью территории, отдаленностью населенных пунктов от краевого и районных центров, их труднодоступностью. Плотность населения в среднем по краю составляет 1,8 человека на 1 кв. километр, что почти в 5 раз меньше, чем по России в целом.

Хабаровский край является одним из самых многонациональных регионов России. Более 80,0 процентов территории края относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в которых проживает 42,3 процента населения.

В структуре населения в возрасте моложе трудоспособного - 16,0 процентов, трудоспособного - 64,0 процента, старше трудоспособного возраста - 20,0 процентов.

Продолжительность жизни населения в крае в 2012 году составила 67,8 года (в России - 69,4 года, в Дальневосточном федеральном округе - 66,9 года).

В крае в полном объеме и своевременно предоставляются 72 меры социальной поддержки и государственной социальной помощи, установленные федеральным и краевым законодательством. Их получателями являются около 360,0 тыс. граждан.

На территории края проживают 390,2 тыс. получателей пенсий.

В общекраевой регистр граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, включено 355,5 тыс. человек из числа федеральных и региональных льготников. Федеральным льготникам установлены дополнительные меры социальной поддержки за счет средств краевого бюджета. Меры социальной поддержки, установленные федеральным и краевым законодательством, предоставляются своевременно и в полном объеме.

Наиболее значимым и финансово объемным в сфере социальной поддержки населения является предоставление гражданам субсидий и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Данная мера предоставляется в денежной форме путем предоставления ежемесячных денежных выплат.

В крае стабильно функционируют 69 учреждений социальной защиты населения края, в том числе 19 краевых государственных казенных учреждений социальной поддержки населения и 50 краевых государственных казенных (бюджетных) учреждений социального обслуживания населения.

Основными задачами в сфере социального обслуживания населения являются увеличение доли граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием в учреждениях социального обслуживания населения, от общей численности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании; обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

Социальные услуги на дому, в специальных домах ветеранов и домах-интернатах получают свыше 11,0 тыс. граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием в учреждениях социального обслуживания населения, от общей численности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, составляет свыше 95,0 процентов.

В крае действует 16 стационарных учреждений социального обслуживания населения для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в которых проживают свыше 3,0 тыс. граждан, нуждающихся в постоянном уходе.

Действует пять специальных домов ветеранов, в которых проживают около 600 ветеранов войны и труда, 90,0 процентов из которых получают социальное обслуживание на дому.

Для выполнения задач по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста в крае функционируют 14 центров социального обслуживания населения (в том числе 13 комплексных).

Социальные услуги предоставляют 82 отделения: 54 отделения социального обслуживания на дому (в том числе три специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому), три отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, 21 отделение срочного и консультативного социального обслуживания, четыре отделения социальной реабилитации инвалидов. Ежегодно более 160,0 тыс. граждан оказываются различного вида социальные услуги.

Наиболее востребованной формой социального обслуживания является оказание социальных услуг на дому, которое предоставляется во всех городских округах и муниципальных районах края. Численность охвата надомным социальным обслуживанием ежегодно составляет более 7,0 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, из них более 26,0 процентов проживают в сельской местности.

В целях обеспечения доступности социальных услуг и оказания оперативной помощи, в первую очередь сельскому населению, создана сеть отделений срочного социального обслуживания и консультативных отделений, которые действуют в 14 муниципальных районах края.

Потребность одиноко проживающих граждан пожилого возраста в постоянном уходе на дому вызвала необходимость развития такой формы социального обслуживания, как предоставление социальных услуг сиделки. Введены услуги сиделки в учреждениях социального обслуживания населения в городских округах "Город Хабаровск", "Город Комсомольске-на-Амуре", Бикинском, Николаевском муниципальных районах. Открыты отделения социальной реабилитации инвалидов на дому в городском округе "Город Хабаровск" и Хабаровском муниципальном районе, что позволило увеличить долю инвалидов, получивших реабилитационные услуги, от общей численности граждан, нуждающихся в реабилитации, с 74,4 процента в 2011 году до 80,5 процента в 2012 году.

Для обеспечения доступности социального обслуживания населения и реализации права на меры социальной поддержки граждан старшего поколения, проживающих в отдаленных сельских поселениях, при учреждениях социальной поддержки и социального обслуживания населения сформированы 13 мобильных бригад для оказания консультационных, социально-бытовых, социально-психологических, социально-правовых, социально-экономических услуг.

В крае сохраняется потребность в стационарном социальном обслуживании лиц, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию. По состоянию на 01 декабря 2013 г. очередность в стационарные учреждения социального обслуживания населения составляет 450 человек.

На территории края действует единственный психоневрологический интернат для женщин в поселке Горин Солнечного района.

Для сокращения очередности и создания условий, соответствующих современным требованиям, в 2014 году планируется введение в эксплуатацию отделения Горинского психоневрологического интерната на 95 мест в поселке Березовый Солнечного района.

В связи с увеличением количества граждан пожилого возраста, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, в крае ведется работа по открытию геронтологических отделений в стационарных учреждениях социального обслуживания населения. В 2013 году введен в эксплуатацию Солнечный дом-интернат для престарелых и инвалидов на 75 койко-мест и Советско-Гаванский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями на 26 койко-мест. Кроме того, открыто два геронтологических отделения в Хабаровском доме-интернате для престарелых и инвалидов N 1 на 40 мест и в Солнечном доме-интернате для престарелых и инвалидов на 15 мест.

Хабаровский край является приграничным и транзитным пунктом Дальневосточного региона, через который в западном и восточном направлении следуют тысячи граждан Российской Федерации, в том числе лица без определенного места жительства и занятий, а также лица, освободившиеся из мест лишения свободы. В связи с этим в крае остро стоит проблема предоставления государственных услуг гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе лицам без определенного места жительства.

Требуется комплексный подход в работе с гражданами без определенного места жительства и занятий, в том числе с освободившимися из мест лишения свободы. Самым проблемным вопросом в их социальной адаптации остается трудоустройство и решение жилищного вопроса.

Несмотря на широкую сеть учреждений социального обслуживания населения, оказывающих услуги по уходу и социальному обслуживанию, не удается удовлетворить спрос в данных услугах в полном объеме, особенно когда речь идет об инновационных услугах в части правовой и компьютерной грамотности. В наименьшей степени удовлетворен спрос на услуги для инвалидов и семей с детьми, и эта проблема требует расширения спектра новых форм оказания услуг инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности, введения инновационных форм реабилитации и оздоровления детей и молодых инвалидов, нестационарных форм обслуживания семей с детьми.

Решение проблем детей-инвалидов требует объединения усилий как государственных, так и общественных структур, а также принятия первоочередных мер, направленных на раннее выявление отклонений в развитии детей, создание системы комплексного сопровождения ребенка с применением инновационных технологий, их социализацию и интеграцию в общество.

Для реализации демографической и семейной политики необходимо принять меры по укреплению института семьи, возрождению духовно-нравственных традиций семейных отношений, формированию в обществе семейных ценностей и мотивации на создание полной семьи, ориентации на расширенное демографическое воспроизводство.

В целях повышения эффективности проводимой работы и усиления государственной поддержки семей с детьми, улучшения демографической ситуации необходимо продолжить работу по наработке адресных подходов предоставления социальной помощи семьям с детьми, активизировать работу, направленную на широкое информирование и разъяснение семьям с детьми прав на получение социальной помощи.

Вопросы улучшения положения семей с детьми являются приоритетными в государственной социальной политике Правительства края. На их решение органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ориентировал Президент Российской Федерации в указах и посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, в которых отмечается, что дети в нашей стране должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами.

Наиболее важными мерами по поддержке семей с детьми являются использование средств материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом динамики инфляции, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьих и последующих детей до достижения ими возраста трех лет.

Политика в отношении семьи, защиты прав и законных интересов детей определяет единые принципы, обеспечивающие координацию и эффективность деятельности государственных органов и учреждений по предоставлению социальных услуг семье и детям. В крае функционирует 12 учреждений социального обслуживания семьи и детей и восемь отделений при комплексных центрах социального обслуживания населения.

Свою деятельность учреждения социального обслуживания семьи и детей осуществляют в соответствии с государственными стандартами, программами реабилитационной и коррекционной работы, которые направлены на формирование здорового образа жизни, патриотическое и духовно-нравственное воспитание. В целях профилактики инвалидности в учреждениях социального обслуживания семьи и детей проводится работа по реабилитации детей раннего возраста с хроническими заболеваниями, а также ранняя реабилитация детей с ортопедической патологией после перенесенных травм. В ходе реабилитационного процесса широко используются инновационные методики и технологии.

В 2013 году приоритетным направлением демографической и социальной политики в крае является осуществление мер, направленных на поддержку семей с детьми, усиление адресности социальной поддержки семей, поощрение сознательного и ответственного материнства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»