Недействующий

О лекарственном обеспечении населения Хабаровского края и мерах по его совершенствованию (Утратил силу на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 26 февраля 2008 года № 64-пр)


Правительство Хабаровского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2004 года № 49-пр


О лекарственном обеспечении населения Хабаровского края и мерах по его совершенствованию

___________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 26 февраля 2008 года № 64-пр

____________________________


В Хабаровском крае сложилась и устойчиво действует государственная система обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, направленная на предоставление своевременной и качественной фармацевтической помощи. Лекарственное обеспечение населения края осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Закона Хабаровского края от 2 октября 2002 г. № 61 «Об основах охраны здоровья жителей Хабаровского края», действующего законодательства в сфере лекарственного оборота, постановлений Губернатора Хабаровского края, регламентирующих порядок работы с лекарственными средствами, контроля качества и сертификации лекарственных средств, допуска к занятию фармацевтической деятельностью, организацию лекарственной помощи льготным категориям населения и жителям края, проживающим в отдаленных населенных пунктах.

Лекарственное обеспечение населения осуществляется государственными учреждениями здравоохранения и предприятиями «Фармация», лицензированными аптечными учреждениями негосударственной формы собственности. В крае действует 42 государственные производственные аптеки, которыми ежегодно готовится свыше 600 тыс. лекарственных форм. В розничном звене фармацевтического рынка функционируют 186 аптечных учреждений четырех государственных унитарных предприятий «Фармация» и учреждений здравоохранения, в которых бесплатный и льготный отпуск лекарств осуществляют 137 структурных подразделений. На фармацевтическом рынке края действуют около 500 аптечных учреждений негосударственной формы собственности. Общий объем розничной реализации медикаментов оценивается в 753 млн. рублей.

Количество ежегодно реализуемых в крае лекарственных препаратов превышает 6 тыс. наименований, что обеспечивает доступность лекарственных препаратов по ассортименту и цене, выполнение краевой программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и оказание современной медикаментозной помощи населению при основных социально обусловленных заболеваниях в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях.

За три последних года расходы краевого консолидированного бюджета на лекарственную помощь жителям увеличились на 226 млн. рублей и составили в 2003 году 569,1 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета - 260 млн. рублей, средств фонда обязательного медицинского страхования - 229,1 млн. рублей, из муниципальных бюджетов - 80 млн. рублей.

По федеральным целевым программам в край в 2003 году поступили медикаменты, вакцины и реактивы на сумму 46,6 млн. рублей, в том числе по программам: «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1999 - 2004 годы» - противотуберкулезные препараты на сумму 23,5 млн. рублей; «Дети-инвалиды» - лекарственные средства для лечения онкогематологических больных детей и детей-инвалидов на сумму 7,4 млн. рублей; «Анти-ВИЧ-СПИД» - тест-системы и лекарственные препараты для диагностики и лечения ВИЧ-инфекции на сумму 2,6 млн. рублей; «Сахарный диабет» - сахароснижающие таблетированные препараты и инсулины на сумму 2,6 млн. рублей; «Вакцинопрофилактика» - вакцины на сумму 10,5 млн. рублей.

В целях предупреждения эпидемий и снижения инфекционной заболеваемости в крае решены основные вопросы хранения, отпуска, использования вакцинных препаратов для своевременной иммунизации населения. За счет средств краевого бюджета было закуплено вакцинных препаратов на сумму 8,1 млн. рублей, что в 2,3 раза больше, чем в 2002 году. Приобретенные муниципальными образованиями г. Комсомольска-на-Амуре, г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом, Бикинского, Ванинского, Верхнебуреинского, Ульчского, Хабаровского районов противогриппозные вакцины и своевременно проведенная вакцинация населения способствовали предупреждению эпидемии гриппа в крае.

В Хабаровском крае льготами по лекарственному обеспечению при амбулаторном лечении пользуются 19 процентов населения. По сравнению с 2002 годом расходы на обеспечение этого вида льгот возросли на 42 процента и составили в 2003 году 292,9 млн. рублей, при этом доля расходов краевого бюджета составила 55 процентов, а федерального - 45 процентов. Средние годовые затраты по краю на лекарственное обеспечение одного льготника, составили 1081 рубль, в том числе по Федеральному закону «О ветеранах» - 665 рублей, по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - 1447 рублей, по другим группам населения и категориям заболеваний - 1024 рубля.

Во исполнение постановления Губернатора Хабаровского края от 1 февраля 2003 г. № 32 «О мерах по улучшению лекарственного обеспечения льготных категорий населения Хабаровского края» министерством здравоохранения края последовательно реализуются мероприятия, направленные на оптимизацию расходования финансовых и лекарственных ресурсов, усиление контроля за обоснованным и рациональным назначением лекарств. Эффективно действует внутриведомственный контроль за рациональным назначением лекарственных препаратов на основе разработанного перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Отлажена система обеспечения инсулинами больных сахарным диабетом, которая позволяет осуществлять персонифицированный контроль за лечением данной категории больных. Министерством здравоохранения края разработана и установлена в поликлиниках и аптеках г. Хабаровска автоматизированная система персонифицированного учета и контроля назначения лекарственных средств льготным категориям граждан, которая позволила уменьшить расходы на льготный отпуск лекарств только по одному амбулаторно-поликлиническому учреждению в течение одного года на 5 процентов.

Во втором полугодии 2003 г. в министерстве здравоохранения края создана единая отраслевая конкурсная комиссия по проведению торгов (конкурсов) на поставки товаров, работ и услуг для государственных нужд учреждений здравоохранения края. Конкурсными закупками охвачены все жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и большинство дорогостоящих препаратов, что позволило стабилизировать снабжение лечебно-профилактических учреждений края лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и добиться 12 - 15 процентов условной экономии финансовых средств. Организованы закупки лекарственных средств, производимых открытым акционерным обществом «Дальхимфарм» на годовую сумму 25,6 млн. рублей. В период летней навигации открытым акционерным обществом «Дальхимфарм» в рамках договора осуществлен годовой завоз медикаментов в лечебно-профилактические учреждения северных территорий края.

Обеспечение безопасности применения лекарственных препаратов регулируется системой сертификации и контроля качества лекарственных средств, что позволяет снизить поступление в аптечную сеть и лечебно-профилактические учреждения некачественных лекарственных препаратов. За прошедшие два года более чем в 3 раза возросло количество проверок выполнения лицензионных требований и фармацевтического порядка всеми участниками краевого рынка лекарственных средств. Министерством здравоохранения края в 2003 году было проведено 644 проверки, в том числе 22 проверки по контролю деятельности учреждений здравоохранения в сфере оборота наркотических средств.

В крае организована система повышения квалификация медицинских и фармацевтических работников в государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» министерства здравоохранения Хабаровского края, где за последние два года повысили свой профессиональный уровень 340 провизоров и 333 фармацевта. Актуальные вопросы клинической фармакологии и фармакоэкономики включены в программы обучения специалистов. Проводимые фармакоэкономические исследования позволили внести позитивные изменения в перечни лекарственных препаратов, централизованно закупаемых для лечебно-профилактических учреждений. Принятые министерством здравоохранения края организационные меры позволили в 2003 году в 1,3 раза снизить число жалоб жителей на качество лекарственной помощи.

Вместе с тем в организации лекарственного обеспечения населения края имеется ряд недостатков. Несмотря на ежегодное увеличение расходов на лекарственную помощь, сложившийся уровень финансирования не обеспечивает реальной потребности учреждений здравоохранения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения. В течение 2001-2003 годов затраты на медикаменты в общей структуре расходов на здравоохранение составляли 11 -12 процентов. Финансирование медицинских учреждений краевого и муниципального уровня за счет средств Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования проводится на условиях тарифа, который не позволяет в полной мере восполнять расходы лечебно-профилактических учреждений на медицинскую деятельность. Удельный вес затрат на медикаменты в структуре тарифа в стационарных учреждениях здравоохранения колеблется от 8 до 18 процентов, что значительно ниже норматива, утвержденного Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (25 процентов). Стоимость лекарственной помощи особенно высока в специализированных стационарах при оказании высокотехнологичных видов помощи. Выхаживание новорожденных детей, эндопротезирование, реанимационная, кардиохирургическая, гематоонкологическая и другие современные виды помощи требуют дополнительных финансовых средств на приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, не предусмотренных действующими тарифами. Продолжает увеличиваться группа больных, нуждающихся в дорогостоящем лечении, средняя стоимость которого составляет около 10 тыс. рублей. От общего числа льготников эта группа составляет 0,2 процента, а по сумме расходуемых средств достигает 17 процентов. В связи с нехваткой финансовых средств в последние два года произошло снижение числа выполненных операций на сердце, протезирования суставов, рентгенохирургических вмешательств. Подобная ситуация ведет к снижению качества оказания медицинской помощи и увеличению платности в здравоохранении.

Объемы лекарственных средств и вакцин, поступивших в 2003 году по федеральным целевым программам, не обеспечили реальной потребности края. Всего на 50 процентов от плана удовлетворена заявка на вакцину против краснухи, не выделена вакцина против гепатита В для детей 13 лет, прекращена поставка вакцины против гриппа.

Сокращается сеть государственных аптечных учреждений в сельских районах, что ухудшает доступность лекарственной помощи населению. Не всегда жители отдаленных населенных пунктов имеют возможность получить лекарственные средства в фельдшерско-акушерских пунктах по бесплатным и льготным рецептам, а действующим законодательством Российской Федерации не разрешена выездная форма торговли лекарственными средствами.

В связи с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы ряда лечебно-профилактических и аптечных учреждений, ужесточением требований законодательства по технической укреплённости и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений для хранения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в 2003 году 19 фельдшерско-акушерским пунктам, 5 амбулаториям, 3 участковым больницам и 11 аптекам, расположенным в отдаленных селах и поселках края, была запрещена фармацевтическая деятельность с перечисленной группой медикаментов. Муниципальные органы власти недостаточно уделяют внимания улучшению материально-технической оснащенности учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Установленные ограничения на розничные торговые надбавки всего ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения, реализуемых государственными унитарными предприятиями «Фармация», неритмичность финансирования льготного отпуска лекарственных средств ухудшили финансово-экономическое положение этих предприятий.

Актуальной проблемой является рост количества фальсифицированных препаратов, поставляемых в край. За последние три года их число выросло в три раза, в 2003 году 34 наименования 74 серий фальсифицированных средств были изъяты из аптечной сети.

Требует завершения работа по компьютеризации всех лечебно-профилактических и государственных аптечных предприятий для создания полного персонифицированного регистра лиц, имеющих льготы по обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения.

В целях улучшения лекарственной помощи населению края и обеспечения устойчивой работы учреждений здравоохранения Правительство края

постановляет:

1. Принять к сведению доклад министерства здравоохранения края «О лекарственном обеспечении населения Хабаровского края и мерах по его совершенствованию».

2. Утвердить прилагаемые:

Мероприятия по совершенствованию лекарственного обеспечения населения Хабаровского края в 2004 - 2006 годах;

Перечень дорогостоящих лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и районов края:

3.1. Предусмотреть в бюджетах подведомственных медицинских учреждений расходы на создание необходимых условий для хранения и отпуска наркотических и сильнодействующих лекарственных средств.

3.2. Совместно с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора городов и районов края осуществлять меры по обеспечению населения вакцинами, не входящими в национальный календарь прививок, в целях предупреждения распространения вакциноуправляемых инфекционных заболеваний.