ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2018 года N 250-п


Об утверждении региональной программы "Обеспечение защиты прав потребителей в Брянской области" (2019 - 2024 годы)


Во исполнение пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 года N Пр-1004ГС, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Законом Брянской области от 5 августа 2011 года N 76-З "О полномочиях органов государственной власти Брянской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Брянской области", указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 62 "Об утверждении Положения об управлении потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области", руководствуясь методическими рекомендациями по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей, подготовленными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в целях развития системы обеспечения прав потребителей в Брянской области Правительство Брянской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Обеспечение защиты прав потребителей в Брянской области" (2019 - 2024 годы).

2. Соисполнителям и участникам программы, ответственным за реализацию мероприятий и принятие мер по достижению целевых показателей программы:

2.1. Организовать работу по своевременному выполнению мероприятий программы в соответствии с установленными сроками.

2.2. Представлять ежегодно, в срок до 10 января года, следующего за отчетным, в управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области отчет о ходе выполнения мероприятий и фактически достигнутых целевых показателях программы.

3. Опубликовать постановление на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) и официальном сайте Правительства Брянской области.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора Брянской области Резунова А.Г.

Губернатор
А.В.Богомаз



Утверждена
постановлением Правительства
Брянской области
от 21 мая 2018 г. N 250-п


РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"Обеспечение защиты прав потребителей в Брянской области" (2019 - 2024 годы)



ПАСПОРТ
региональной программы "Обеспечение защиты прав потребителей в Брянской области" (2019 - 2024 годы)

Наименование региональной программы

-

"Обеспечение защиты прав потребителей в Брянской области" (2019 - 2024 годы)

Ответственный исполнитель программы

-

управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области

Соисполнитель программы

-

управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области (по согласованию)

Участники программы

-

Управление ветеринарии Брянской области;

государственная жилищная инспекция Брянской области;

департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области;

департамент строительства Брянской области;

департамент образования и науки Брянской области;

департамент внутренней политики Брянской области;

ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" (по согласованию);

управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям (по согласованию);

управление Федеральной налоговой службы по Брянской области (по согласованию);

управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (по согласованию);

ФБУ "Брянский ЦСМ" (по согласованию);

отделение по Брянской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (по согласованию);

органы местного самоуправления (по согласованию).

Перечень подпрограмм

-

отсутствуют

Цель программы

-

развитие системы обеспечения прав потребителей в Брянской области

Задачи программы

-

1. Повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения.

2. Обеспечение защиты прав и повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий.

3. Создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг.

4. Систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей

Целевые показатели программы

-

1. Количество муниципальных районов и городских округов, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей.

2. Количество консультаций, оказанных на личном приеме, по телефону, электронной почте с разъяснением принципов самозащиты потребителей.

3. Количество консультаций, оказанных потребителям с составлением документов, способствующих защите их прав (претензия, исковое заявление, проекты обращений в органы надзора).

4. Количество просветительных мероприятий и информации в сфере защиты прав потребителей для населения, в том числе публикаций в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.).

5. Количество организованных и проведенных тематических мероприятий по вопросам защиты прав потребителей (круглые столы, дни открытых дверей, лекции и т.п.), в том числе приуроченных ко Всемирному дню защиты прав потребителей.

6. Количество надзорных мероприятий, проводимых в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подконтрольную государственному ветеринарному надзору деятельность.

7. Доля организаций и индивидуальных предпринимателей, исполнивших обязанность по представлению деклараций об объемах розничной продажи алкогольной продукции.

8. Доля решений, предписаний, постановлений и других исполнительных документов, выпущенных по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий, исполненных в отчетном периоде, от общего числа документов, которые должны быть исполнены в отчетном периоде.

9. Доля площади обследованных жилых домов в результате проведения плановых, внеплановых проверок к общей площади жилищного фонда.

10. Доля исполненных в срок предписаний об устранении нарушений от общего количества предписаний, которые должны быть исполнены в отчетном периоде.

Срок реализации программы

-

2019 - 2024 годы

Ресурсное обеспечение программы

-

финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счет и в пределах средств соответствующих бюджетов, предусмотренных на содержание ответственного исполнителя, соисполнителя и участников программы

Ожидаемые результаты программы

-

Развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в регионе для оказания населению бесплатной консультативной помощи (в том числе за счет организации консультирования на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг);

обеспечение эффективного функционирования региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций для обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;

повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты;

повышение правовой грамотности населения за счет увеличения количества мероприятий информационно-просветительского характера;

снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка, повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей;

повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления по защите прав потребителей;

поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов за счет создания устойчивой системы развития саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего (реализующего) конкурентоспособные, качественные товары (работы, услуги);

увеличение количества фактов добросовестного удовлетворения законных требований потребителей продавцами (исполнителями);

обеспечение защиты прав наиболее социально уязвимых категорий потребителей.


1. Характеристика текущего состояния сферы защиты прав потребителей в Брянской области


Одной из основных задач социально-экономического развития Брянской области является повышение качества жизни населения и создание условий для обеспечения и защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации. Важным фактором улучшения качества жизни является достижение баланса отношений между производителем, продавцом (исполнителем) и потребителем, способствующего развитию свободной конкуренции, обеспечению нормального функционирования рынка товаров и услуг.     

Для решения указанных задач Постановлением администрации Брянской области от 8 апреля 2010 года N 353 была утверждена программа "Защита прав потребителей в Брянской области" (2010 - 2012 годы). В дальнейшем Распоряжением Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года N 253-рп были утверждены мероприятия по защите прав потребителей в Брянской области (2013 - 2018 годы).

В соответствии с пунктом 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 года N Пр-1004ГС, в целях координации работы и обеспечения взаимодействия органов, реализующих мероприятия по защите прав потребителей, Указом Губернатора Брянской области от 27 марта 2018 года N 56 создан межведомственный координационный совет по защите прав потребителей на территории Брянской области.

В Брянской области проводится постоянная работа по созданию условий для обеспечения и защиты прав потребителей, которая позволила сформировать достаточно гибкую и разветвленную систему защиты прав потребителей.

За последние годы в области удалось не только создать региональную систему защиты прав потребителей, но и обеспечить взаимодействие отдельных ее элементов в соответствии с возложенными на них полномочиями. Защиту прав потребителей обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации.

Работа с потребителями направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты. Прежде всего она включает в себя проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.д. Другой важной составляющей такой работы является информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах). Это касается реформируемых секторов потребительского рынка - жилищно-коммунального хозяйства, сферы образования и других, поскольку ход реформирования во многом зависит от полной и объективной информированности граждан-потребителей и изменения сложившихся у них стереотипов.

Работа с предпринимателями (изготовителями, исполнителями работ, услуг) направлена на информирование о нормах законодательства Российской Федерации и Брянской области, а также санкциях за их нарушение; создание условий, благоприятствующих соблюдению требований действующего законодательства.

В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений прав потребителей на территории области компетентные органы регулярно осуществляют контрольно-надзорные мероприятия в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, рассматривают обращения потребителей и хозяйствующих субъектов, консультируют по вопросам законодательства, применяют меры административного воздействия к нарушителям законодательства, защищают права потребителей в судебном порядке, принимают меры к добровольному урегулированию споров, информируют и обучают население основам потребительской грамотности.

Немаловажную роль в деле защиты прав потребителей играют общественные организации, которые Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" наделены весомыми правами:

осуществление общественного контроля за соблюдением прав потребителей;

направление в органы государственного надзора и органы местного самоуправления информации о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов;

подготовка и внесение в органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти материалов о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию некачественных товаров;

обращение в суды с заявлениями о защите прав потребителей.

В настоящее время на территории Брянской области деятельность по защите прав потребителей осуществляют четыре общественные организации: Брянская областная общественная организация "Защита прав потребителей", Брянская областная общественная организация по защите прав потребителей "Народный контроль", общественная организация "Брянское региональное общество защиты прав потребителей", межрегиональная общественная организация потребителей "Защита качества жизни и прав человека".

Однако действующих организаций недостаточно для оказания информационно-правовой помощи гражданам.

В связи с тем, что предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов, информированности потребителей об их правах и механизмах их защиты.

С расширением спектра вопросов, возникающих в различных сферах потребительского рынка, актуальным становится вопрос об организации обучения и повышения квалификации специалистов по защите прав потребителей органов местного самоуправления, организации общественных объединений. Требуются новые подходы к просвещению граждан и обучению молодежи. Важную роль играют проводимые ежегодно мероприятия в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей.

Управлением Роспотребнадзора по Брянской области (далее - управление) активно применяются превентивные меры, направленные на предупреждение нарушений прав потребителей продавцами и исполнителями услуг (работ) и повышение потребительской грамотности населения, в том числе проводится разъяснительная работа, способствующая информированности потребителей и расширению знаний действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Данное направление включает в себя проведение семинаров, конференций, деловых встреч для производителей и продавцов товаров, исполнителей работ и услуг по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также проведение публичных мероприятий в средствах массовой информации: горячих линий, круглых столов, выступлений по радио и телевидению, публикаций статей по наиболее актуальным вопросам в областной и районной прессе, размещение информации на интернет-сайте управления.

В управлении на постоянной основе организована работа общественной приемной и ежедневная горячая линия, куда в 2017 году поступило 2426 устных обращений граждан (2016 год - 2001, 2015 год - 994). В рамках работы общественных приемных на личном приеме оказывалась консультативная помощь жителям Брянской области, в том числе по оформлению претензий и проектов обращений в органы надзора.

В то же время остается немало нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и социального характера. Рыночные механизмы не обеспечивают потребителям равные возможности во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов товародвижения, развитие дистанционного способа продаж, долевого участия в строительстве, потребительского кредитования, реформирование жилищно-коммунальной сферы и другие трансформации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.

Таким образом, защита прав потребителей и усиление социальных гарантий, государственного контроля в области защиты прав потребителей являются важной целью стратегического развития России и реализации конституционных прав граждан.

В данной ситуации наиболее эффективным подходом к реализации мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей является программно-целевой подход.

Реализация мероприятий региональной программы "Обеспечение защиты прав потребителей в Брянской области" (2019 - 2024 годы) позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни жителей области.


2. Цель и задачи программы


С учетом основных приоритетов государственной политики сформулирована цель программы - развитие системы обеспечения прав потребителей в Брянской области.

Для достижения этой цели необходимо решение комплекса взаимосвязанных между собой задач:

повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;

обеспечение защиты прав и повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь наиболее уязвимых категорий;

создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг;

систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей.


3. Срок реализации программы


Региональная программа рассчитана на среднесрочный период: 2019 - 2024 годы.

4. Ресурсное обеспечение реализации региональной программы

Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счет и в пределах средств соответствующих бюджетов, предусмотренных на содержание ответственного исполнителя, соисполнителя и участников программы.

Реализация мероприятий программы, исполнителями которых являются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления, не предусматривает дополнительного привлечения средств федерального и местных бюджетов, поскольку их выполнение входит в прямые полномочия этих органов.

5. Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей и (или) конечных результатов региональной программы


Правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем (гражданином), имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем), с другой стороны.

Принятия нормативных правовых актов для достижения целей реализации региональной программы не требуется.

6. Состав региональной программы

В состав региональной программы включены основные мероприятия, которые отражены в плане мероприятий региональной программы (приложение 2).

7. Ожидаемые результаты реализации региональной программы

Сведения о показателях (индикаторах) региональной программы и их значениях, методика их расчета приведены в приложении 1.





Приложение 1
к региональной программе
"Обеспечение защиты
 прав потребителей
в Брянской области"
 (2019 - 2024 годы)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»