Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2011 года N 612

О внесении изменений в постановление
 Правительства области от 27.01.2010 N 14



С целью корректировки объёмов финансирования программных мероприятий и оценки их социально-экономической результативности Правительство Амурской области

постановляет:

Внести в долгосрочную целевую программу на 2010-2012 годы "Профилактика правонарушений в Амурской области", утверждённую постановлением Правительства области от 27.01.2010 N 14 (в редакции постановления Правительства области от 28.09.2011 N 649), следующие изменения:

1. В пункте 2 постановления слова "Н.А.Савельева" заменить словами "Н.Л.Тезикова".

2. Долгосрочную целевую программу на 2010-2012 годы "Профилактика правонарушений в Амурской области изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

Губернатор Амурской области
О.Н. Кожемяко



Приложение
к постановлению Правительства Амурской области
от 23 сентября 2011 года N 612

Долгосрочная целевая программа на 2010 - 2012 годы
"Профилактика правонарушений в Амурской области"

1. Паспорт Программы

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа на 2010 - 2012 годы "Профилактика правонарушений в Амурской области"

Основание для разработки Программы

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"

Государственный заказчик-координатор Программы

Управление внутренней политики Амурской области

Государственные заказчики Программы

Министерство образования и науки Амурской области, министерство здравоохранения Амурской области, министерство культуры и архивного дела Амурской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области. Правительство Амурской области (ГУ "Амурмедиа") -главные распорядители средств областного бюджета. Министерство социальной защиты населения Амурской области - главный распорядитель средств областного бюджета и средств Фонда поддержки детей,находящихся в трудной жизненной ситуации, выделяемых на реализацию мероприятий программы. Управление Федеральной службы исполнениянаказаний по Амурской области - по мероприятиям, финансируемым за счёт средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации  

Основные разработчики Программы

Министерство образования и науки Амурской области, министерство здравоохранения Амурской области, министерство социальной защиты населения Амурской области, министерство культуры и архивного дела Амурской области, Правительство Амурской области (ГУ "Амурмедиа"), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области

Цель Программы

Обеспечение безопасности граждан на территории области за счет снижения уровня преступности посредством формирования действенной системы профилактики правонарушений.
Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных. Социализация и реабилитация несовершеннолетних правонарушителей

Основные задачи Программы

1. Совершенствование системы профилактики правонарушений в молодежной и подростковой среде.
2. Организация профилактической работы по предотвращению правонарушений среди отдельных категорий граждан.
3. Профилактика правонарушений на улицах и в других общественных местах.
4. Профилактика терроризма и экстремизма на территории области.
5. Повышение общего уровня правопорядка на территории области

Перечень основных мероприятий  

1. Формирование позитивного правосознания несовершеннолетних.
2. Создание постоянно действующей информационно- пропагандистской системы, направленной на формирование у детей, подростков, молодежи навыков и стереотипов здорового образа жизни.
3. Создание системы сопровождения деятельности по внедрению ювенальных технологий.
4. Внедрение восстановительных технологий.
5. Совершенствование системы работы по профилактике правонарушений с отдельными категориями граждан.
6. Трудовая реабилитация несовершеннолетних.
7. Профилактика правонарушений на улицах.
8. Реализация мероприятий, направленных на повышение правопорядка в общественных местах.
9. Предупреждение правонарушений и защита граждан в местах их массового скопления.
10. Повышение уровня межведомственного взаимодействия в профилактике терроризма и экстремизма.
11. Профилактика и предупреждение террористических и экстремистских проявлений на территории области, информационно-пропагандистское сопровождение антитеррористической деятельности. 12. Пресечение возможных каналов по перевозке запрещенных к обороту грузов, путей незаконной транспортировки леса и пиломатериалов, задержание граждан и транспортных средств по ориентировкам

Сроки реализации Программы

2010-2012 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Всего: 36380,186 тыс. рублей:
2010 год -13548,359 тыс. рублей;
2011 год -15332,007 тыс. рублей;
2012 год -7499,82 тыс. рублей;
в том числе:
за счет средств областного бюджета 27235,039 тыс. рублей, в том числе:
2010 год -13548,359 тыс. рублей;
2011 год -11382,00 тыс. рублей;
2012 год -2304,68 тыс. рублей;
за счёт средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 9145,147 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 3950,007 тыс. руб.;
2012 год - 5195,140 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. В результате реализации программных мероприятий ожидается снижение доли правонарушений в подростковой и молодёжной среде с 15% в 2010 году  до 10% в 2012 году.
2. Снижение правонарушений, совершённых в общественных местах, с 15 % в 2010 году до 12 % в 2012 году.
3. Создание благоприятных условий для адаптации лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, снижение повторных правонарушений с 7% в 2010 году до 3 % в 2012 году.
4. Повышение уровня информированности населения в вопросах правовой защищённости с 20 % в 2010 году до 60% в 2012 году.
5. Охват несовершеннолетних мероприятиями профилактического характера за три года реализации Программы - 85 %


2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами

2.1. Описание проблемы и анализ сложившейся ситуации


Преступность, существуя в обществе, пронизывает различные его сферы, определяет состояние общественной и личной безопасности, препятствует эффективному проведению социально-экономических преобразований. Поэтому особое значение приобретает выработка комплексных мер, направленных на предупреждение, выявление, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений.

За 2008 год на территории области зарегистрировано 21555 преступлений, 5917 из них - тяжкие и особо тяжкие преступления.

На 20% возросло количество умышленных убийств и покушений на убийство (со 185 до 222), случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - на 12,8% (с 439 до 495). В прошедшем году в области совершено 10085 краж, 496 фактов мошенничества, 1765 грабежей и разбоев, 508 угонов транспорта.

Существенно, почти в 1,5 раза, увеличилось количество преступлений, совершенных на улицах и в других общественных местах. В 2008 году их количество увеличилось с 1339 до 1954.

В сфере семейно-бытовых отношений совершено 1407 преступлений, что на 14,2% меньше, чем в 2007 году. В то же время наблюдается рост преступлений, при которых причинен тяжкий вред здоровью, на 7,4%.

Лицами, ранее совершавшими общественно опасные деяния, совершено 3773 преступления, или каждое шестое из общего числа зарегистрированных преступлений.

В совершении оконченных расследованием преступлений принял участие 11541 человек, среди них 1317 учащихся и студентов, 6913 не имели постоянного источника дохода.

Не улучшилась ситуация и в 2009 году. Несмотря на некоторое снижение общего числа зарегистрированных преступлений на 7,5% (с 18494 до 17116), выросло на 31,4% количество случаев причинения тяжкого вреда здоровью (с 244 до 250), мошенничества - на 28,4% (с 434 до 557), угонов транспортных средств - на 16,9% (с 439 до 513).

Несовершеннолетними совершено 1007 преступлений, лицами, ранее их совершавшими, - 2156.

Несмотря на то, что в 2009 году в общественных местах, в том числе на улицах, криминальная обстановка характеризуется относительной стабильностью, количество преступлений, совершенных в таких крупных населенных пунктах области, как г.Благовещенск и г.Белогорск, ежегодно увеличивается. В Белогорске в 2008 году рост количества преступлений, совершенных в общественных местах, составил 142%, а удельный вес в общем объеме количестве преступлений достиг 15,2% и является самым высоким в области. Если за 10 месяцев 2007 года в общественных местах г.Белогорск было совершено 119 преступлений, то за аналогичные периоды 2008 и 2009 годов совершено уже 324 и 320 преступлений соответственно.

Нахождение области в непосредственной близости от КНР располагает к тому, что на ее территории постоянно находятся, а также следуют транзитным транспортом в западную часть России иностранные граждане, которыми совершаются преступления. Несмотря на то, что проводимый комплекс профилактических и оперативно-разыскных мероприятий позволил незначительно сократить в 2009 году количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан, с 34 до 32, рост преступлений, совершенных иностранцами, в основном гражданами КНР, составил 92%. Основную часть преступлений составляет незаконный оборот наркотических и психотропных веществ.

Тревогу и озабоченность вызывает состояние преступности в среде несовершеннолетних. Детское население области составляет 188 тыс. человек, в том числе в возрасте от 14 до 18 лет - 51837 человек.

Несмотря на тенденцию снижения подростковой преступности в последние годы (с 1643 преступлений в 2007 году до 1299 преступлений в 2009 году), соотношение несовершеннолетних, совершивших преступления, к численности подростков в возрасте от 14-17 лет в территории области остается практически неизменным и составляет порядка 2,5%.

За 6 месяцев 2010 года зарегистрировано 518 подростковых преступлений. Количество преступлений, совершённых подростками в школах и других общественных местах, составило 82, в том числе совершённых на улицах, площадях и в парках, - 60.

Подростковая преступность в области остаётся серьёзной проблемой. Так, в структуре преступлений и иных общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними всех без исключения возрастных групп, наибольший удельный вес составляют различного рода хищения: 2007 г. - 913; 2008 г. - 867; 2009 г. - 668.

Несмотря на то, что снизилось на 71% от количества разбоев (2009 г. - 29, 2008 г. - 41), увеличилось число более тяжких видов преступлений, например: убийств: 2007 и 2008 гг. по 12 случаев; 2009 г. - 15; изнасилований: 2007 г. - 10; 2008 г. - 6; 2009 г. - 11; грабежей: 2007 г. - 184; 2008 г. - 153; 2009 г. -182.

Тревожит обстоятельство, что одной из особенностей преступности несовершеннолетних является ее ярко выраженный групповой характер, т.е. оставаясь не занятыми, подростки находят себе равных и объединяются. За трехлетний период групповых преступлений насчитывается 1663. Почти треть уголовно наказуемых деяний несовершеннолетние совершают под руководством взрослых. В смешанных группах с участием взрослых лиц совершено: 2007 г. -350; 2008 г. - 321; 2009 г. - 234 преступления.

Высокой остается численность преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, со 107 в 2007 г. до 80 в 2009 г., а также количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: в 2007 г. - 121, в 2008 г. - 127; в 2009 г. - 98.

Имеет место проблема совершения несовершеннолетними повторных правонарушений и преступлений, так, от общего числа совершенных общественно опасных деяний, - 2,65% повторные. Совершение повторного правонарушения со стороны несовершеннолетних является свидетельством недостаточной эффективности взаимодействия судов, субъектов профилактики, социальных служб. Это свидетельствует об отсутствии целенаправленной реабилитационной работы с несовершеннолетними по месту жительства на досудебных и судебных стадиях, слабой взаимосвязи решений суда с реабилитационным ресурсом территории.

Подростки, избежавшие осуждения к лишению свободы, во многих случаях возвращаются в прежнюю среду, испытывают те же проблемы с обучением и трудоустройством, ведут бесконтрольный образ жизни.

Органами системы профилактики преступности среди несовершеннолетних, сотрудниками органов внутренних дел области в период с 2007 г. по 2009 г. включительно на профилактический учет поставлено более 9 тысяч подростков. В первом полугодии 2010 года инспекторами по делам несовершеннолетних выявлено и поставлено на учёт 950 подростков-правонарушителей. На 01.06.2010 на профилактическом учёте в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел области состоит 2253 несовершеннолетних, из них условно-осуждённых - 206, совершивших административные правонарушения - 372, в том числе за употребление спиртных напитков - 353, употребляющих наркотические средства - 110.

Примерно на одном уровне остается число несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния в возрасте до 14 лет: 2007 г. - 695; 2008 г. - 729; 2009 г. - 660. Данные подростки не могут быть привлечены к уголовной ответственности вследствие недостижения возраста уголовной ответственности. В связи с этим одной из форм воспитательного воздействия на них является помещение в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Амурской области (ЦВСНП), который расположен в г.Свободный. За 2007 - 2009 годы в центр было помещено 914 подростков: в 2007 г. - 289, 2008 г. - 311; 2009 г. - 314. Такие дети требуют особого внимания.

На территории области действует учебно-воспитательное учреждение для детей с девиантным поведением - Юхтинская специальная школа закрытого типа для детей с девиантным поведением (п.Юхта, Свободненский район). Основной функцией учреждения является обеспечение несовершеннолетних психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

По состоянию на 01.09.2010 в школе содержалось и обучалось 119 подростков (2008 г. - 93, 2009 - 104). Основной возраст подростков составляет 13-14 лет, образование - 5-8 классов. Из малообеспеченных семей - 112 воспитанников, многодетных семей - 23 человека, неполных семей - 61 человек, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, - 13 человек, родители из числа инвалидов - у 4 человек, родители находятся в местах лишения свободы - у 5 человек.

На базе Юхтинской школы осуществляется предпрофильная и профильная подготовка воспитанников. Их обучают востребованным специальностям слесаря, токаря, столяра и т.д. В 2009 году 51% воспитанников продолжали обучение в школах, 6% - техникумах, 32% - в профессиональных училищах. Однако из-за недостатка финансовых средств оборудование дополнительных профильных классов осложняется, что уменьшает охват воспитанников, обучающихся рабочим специальностям. Качественная профессиональная подготовка подростков позволяет им после освобождения устраиваться на работу, адаптироваться к нормальному образу жизни.

В настоящее время в Амурской области отсутствует практика комплексной работы с несовершеннолетними, не ведётся систематизированное сопровождение подростков с момента подготовки к их освобождению и выходу из мест лишения свободы. Работа с подростками, поставленными на профилактический учет, характеризуется как слабая.

Анализ практической деятельности субъектов системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних показывает неразвитость в Амурской области современных ювенальных технологий. Сотрудники правоохранительных органов и работники субъектов профилактики осуществляют свою деятельность в состоянии методического и информационного голода. Слабо проводится работа по внедрению положительного опыта других регионов.

В целях решения обозначенных проблем на территории Амурской области необходимо:

развернуть работу муниципальных служб примирения на базах СПОШ и социальных учреждений;

создать службы пробации при межрайонных уголовно-исполнительных инспекциях области;

способствовать вовлечению несовершеннолетних в систему спортивно-оздоровительных клубов;

способствовать трудоустройству несовершеннолетних и получению профессии.

Нестабильная, тяжелая криминальная обстановка, в том числе рост числа некоторых видов тяжких и особо тяжких преступлений, большое число преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения и ранее совершавшими преступления, несовершеннолетними, требуют комплексного программного метода решения проблемы со стороны ведомств -субъектов профилактики.


2.2. Оценка действующих мер социально-экономической
 политики в сфере действия целевой Программы

Именно межведомственный и комплексный подход к решению проблемы профилактики правонарушений позволит обеспечить безопасность граждан на территории области.

Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение правового сознания у жителей области, на формирование правовой культуры несовершеннолетних и молодежи, на обеспечение безопасности в общественных местах, на ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, предотвращение экстремизма и терроризма.

Мероприятия программы осуществляются в рамках единого системного подхода, что должно способствовать достижению эффекта в профилактике правонарушений и приостановлению негативных процессов в обществе и экономике области.

При разработке программы использовались следующие нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации".

2. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

3. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

6. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации".

7. Указ Президента Российской Федерации от 12.02.1993 N209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации".

8. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

9. Национальный План противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31.07.2008 Пр-1568.

10. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 959 "О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации".

11. Закон Амурской области от 10.03.2009 N187-ОЗ "О физической культуре и спорте в Амурской области".

12. Закон Амурской области от 14.12.2005 N 103-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»