АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2001 года N 192-п
О концепции финансового оздоровления предприятий Оренбургской области
В целях стабилизации и повышения эффективности экономики, обеспечения защиты интересов государства в вопросах финансового оздоровления предприятий Оренбургской области:
1. Утвердить концепцию финансового оздоровления предприятий Оренбургской области (далее именуется - Концепция) согласно приложению.
2. Структурным подразделениям администрации области, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), организовать работу по выполнению Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области -председателя комитета по управлению государственным имуществом области Коннова М.Ф.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации.
А. Чернышев
КОНЦЕПИЯ
финансового оздоровления предприятий Оренбургской области
Введение
Настоящая Концепция определяет основные цели, приоритеты и направления по достижению финансового оздоровления предприятий и повышению производства в большинстве секторов экономики области.
Срок действия Концепции - в течение 5 лет.
1. Цели, задачи, обоснование необходимости Концепции
Основной целью Концепции являются выбор наиболее быстрого и целесообразного направления выхода из финансового кризиса на путь устойчивого развития экономики области, восстановление платежеспособности градообразующих, экономически и социально значимых предприятий области, создание благоприятного инвестиционного климата региона, эффективное управление государственной собственностью.
Достижение поставленных в Концепции целей предполагается за счет:
совершенствования мониторинга финансового состояния предприятий и организаций области;
осуществления контроля за эффективным использованием государственного имущества;
оказания содействия предприятиям в восстановлении и наращивании объемов продукции, увеличении выпуска конкурентноспособных изделий;
подготовки инвестиционных предложений;
взаимодействия администрации области с Территориальным органом Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Оренбургской области;
организации подготовки специалистов по антикризисному управлению.
В течение 2000-2001 годов в экономике области наблюдаются положительные тенденции в развитии основных макроэкономических параметров. Так, в 2001 году по сравнению с 2000 годом отмечается рост объема производства продукции промышленных предприятий области, увеличение выпуска основных видов продукции сельского хозяйства, улучшение показателей грузооборота и перевозок транспортными, предприятиями Оренбургской области.
Однако следует отметить рост цен на продукцию в машиностроении, нефтеперерабатывающей промышленности, а также на отдельные виды продуктов питания и коммунальные услуги.
Наряду с этим одной из причин продолжающегося финансового кризиса является низкий объем бюджетных поступлений. По отраслям экономики основная доля денежных поступлений в бюджет приходится на сырьевые отрасли промышленности.
В 2000 году количество убыточных организаций на территории области, а также сумма полученного убытка увеличились по сравнению с 1999 годом. В I полугодии 2001 года отрицательная тенденция продолжает сохраняться. На всех убыточных предприятиях полученная сумма убытка возросла в 2
раза. Из общей суммы кредиторской задолженности около половины приходится на
просроченную. Пятую часть кредиторской задолженности составили долги в бюджетную систему области, более 70 процентов из них - просроченные. Основную долю в сумме просроченной кредиторской задолженности занимают долги предприятий промышленности. Актуальность разработки Концепции объясняется напряженной социально-экономической ситуацией в регионе, финансовым кризисом предприятий большинства сфер и отраслей экономики. Проблема платежеспособности ведет к возникновению вопроса о предпосылках банкротства предприятий-должников. Разработка Концепции основана на:
приоритетах в развитии реального сектора экономики как основной составляющей налогооблагаемой базы;
использовании внутренних и внешних финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов;
эффективном управлении федеральной и областной собственностью;
обеспечении высокого жизненного уровня населения на базе роста общественного производства, всестороннем развитии социальной сферы;
систематическом контроле администрации, области за ходом социально-экономического развития региона.
Применение мероприятий по предотвращению банкротства, внедрение системы антикризисного управления стали необходимыми в связи с ростом неплатежей по налогам в бюджет и внебюджетные фонды, недостаточной инвестиционной активностью, дефицитом бюджета и другими негативными факторами.
2. Причины кризиса, антикризисное регулирование
Кризис предприятия вызывается несоответствием возможностей, целей и задач предприятия требованиям и возможностям рынка.
Способом решения подобных проблем или устранения самой возможности их возникновения является реструктуризация предприятия, проводимая на основе тщательно разработанной стратегии. Однако реструктуризацию в полном объеме необходимо и возможно проводить лишь при первых признаках надвигающегося кризиса, тогда как в зоне "ближнего" банкротства ни времени, ни средств на нее уже нет.
Мероприятия по выходу из кризиса можно разделить на тактические и стратегические.
Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса могут быть как защитными (сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, сокращение производства и сбыта), так и наступательными (активные маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, совершенствование управления). Оперативные мероприятия по выходу из кризиса состоят в установлении текущих убытков, выявлении внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях, получении кредитов, укреплении дисциплины и т.п.
Суть стратегических мероприятий заключается в анализе и оценке положения предприятия, изучении производственного потенциала, разработке производственных программ, политике доходов, инноваций, разработке общей концепции финансового оздоровления предприятия.
Деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание, характеризуется повышением интенсивности применения средств и методов одновременно связанных с проведением быстрых и жестких мероприятий.
До момента подачи заявления о признании должника банкротом, учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской федерации, органы местного самоуправления обязаны своевременно принимать меры по финансовому оздоровлению предприятий. В соответствии со своей компетенцией учредителями либо собственником имущества должника принимаются решения:
о реорганизации должника;
о продаже части имущества;
о перепрофилировании и закрытии убыточных производств;
о смене руководства и изменении системы управления должником;
об оказании должнику финансовой поддержки;
о применении иных мер, направленных на финансовое оздоровление организации-должника.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и в установленном порядке могут осуществлять реструктуризацию задолженности организации по обязательным платежам перед бюджетом соответствующих уровней и государственными внебюджетными фондами, принимать на содержание находящиеся на балансе организации-должника объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, осуществлять иные меры, направленные на предупреждение банкротства организаций.
Требуют дополнительного правового регулирования такие вопросы, как порядок проведения соответствующих досудебных процедур, условия вхождения в них и порядок прекращения, последствия успешного и безрезультатного применения мер финансового оздоровления, порядок взаимодействия досудебных процедур финансового оздоровления.
Необходимо формирование правового режима, который, с одной стороны, обеспечит эффективную защиту интересов кредиторов, с другой стороны, оградит собственника (инвестора) от риска утраты контроля над своей собственностью в результате недобросовестного применения процедур банкротства.
3. Мониторинг финансового состояния предприятий
С целью достижения устойчивого экономического роста необходим постоянный мониторинг предприятий, имеющих финансовые проблемы, который предусматривает:
анализ финансово-экономического состояния предприятий;
анализ использования имущества предприятий, загрузки мощностей с целью сокращения и ликвидации неперспективных производств;
вовлечение в хозяйственную деятельность излишнего или неиспользуемого оборудования, реконструкцию действующих мощностей или их консервацию, в зависимости от эффективности их использования;
внедрение энергосберегающих технологий;
размещение на предприятиях областных и муниципальных заказов на изготовление продукции, оказание услуг, участие в федеральных и региональных программах;
поиск инвесторов, привлечение инвестиций (включая иностранные) в экономику предприятий, сотрудничество с отечественными и зарубежными консалтинговыми и инжиниринговыми институтами, продвижение проектов в мировые и российские финансово-кредитные учреждения;
подготовку и переподготовку кадров в рыночных условиях.
4. Меры государственной поддержки предприятий области
Основными принципами государственной поддержки предприятий являются:
сочетание государственных интересов и интересов предприятий;
развитие конкуренции на товарных рынках области.
Государственная поддержка включает в себя как нефинансовые, так и финансовые меры поддержки.
К числу нефинансовых мер относятся:
содействие предприятиям области в расширении рынка сбыта продукции через развитие внутриобластной кооперации и внешнеэкономических связей области с другими субъектами Российской Федерации;
предоставление в аренду государственного имущества, в том числе на льготных условиях;
содействие предприятиям в передаче в муниципальную собственность ведомственных объектов социально-бытового и культурного назначения;
участие государственных органов исполнительной власти области в управлении государственными предприятиями и хозяйствующими субъектами с долей государственной собственности в уставном капитале, а также их имуществом;
осуществление контроля за тарифной политикой в отраслях естественных монополий;
содействие предприятиям области в вопросах их участия в федеральных инвестиционных программах.
Финансовые меры:
предоставление кредита на льготных условиях;
бюджетные гарантии для инвесторов;
обеспечение сельскохозяйственной техникой на условиях лизинга за счет областного и федерального бюджетов;
активное участие в проведении реструктуризации задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;
обеспечение погашения в установленном порядке из бюджета кредиторской задолженности по субсидиям, субвенциям и другим выплатам.
Одной из причин убыточности предприятий является завышенная доля энергоносителей в структуре себестоимости, что обуславливает либо высокие цены на продукцию, либо низкую рентабельность деятельности. С учетом энергообеспеченности Оренбургской области необходимо добиваться снижения доли затрат предприятий на энергоносители, в том числе путем заключения соглашений между администрацией области и компаниями естественных монополий.
Сохранение проблемы просроченной задолженности и практики платежей в неденежной форме является следствием недостаточных темпов реструктуризации кредиторской задолженности предприятий. Решение этой проблемы возможно путем принятия мер, направленных на обеспечение жесткого контроля за своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджет, развитие конкуренции и совершенствование корпоративного управления.
Рентабельность текущей деятельности является одним из важнейших показателей действительного финансового состояния предприятия. Даже при других не вполне удовлетворительных показателях наличие рентабельности свидетельствует о положительных тенденциях. В то же время при благополучии всех других статистических финансовых показателей отсутствие рентабельности по основной деятельности предприятия является признаком возникших проблем, которые могут быть причиной ухудшения финансового состояния в будущем. При этом значительную роль в финансовом оздоровлении предприятий играет реструктуризация кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом, которую предприятия-недоимщики до 1 декабря 2001 года могут провести в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года № 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (с изменениями и дополнениями), от 8 июня 2001 года № 458 "О порядке и условиях проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов", от 1 октября 2001 года № 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года".
В свою очередь постановлениями администрации области от 04.09.2001 № 152-п утверждены порядок и условия проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий по региональным налогам и сборам, от 13.08.01 № 136-п утвержден порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом. Органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам в местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации задолженности по региональным налогам и сборам.
Основным критерием получения права на реструктуризацию просроченной задолженности является отсутствие у предприятия задолженности по текущим платежам.
Формирование системы краткосрочного и долгосрочного кредита ставит своей целью создать, одновременно с совершенствованием ценовых соотношений на продукцию сельского хозяйства и других отраслей экономики страны, нормальные условия для осуществления текущей и инвестиционной деятельности. Эта система включает:
расширение сферы льготного краткосрочного кредитования и постепенное снижение процентной ставки;
государственную поддержку организации кредитной кооперации;
формирование фонда долгосрочного кредитования под эффективные инвестиционные проекты.
При разработке нормативной базы господдержки целесообразен переход от отраслевого к проектному принципу. Практика применения закона Оренбургской области "О стимулировании инвестиционных проектов по созданию импортозамещающих и экспортных производств в Оренбургской области" показывает эффективность такого подхода.
5. Направления по оздоровлению предприятий основных отраслей области
В сложившихся условиях целью экономической политики области определено формирование на базе имеющихся ресурсного, трудового, производственного и научно-технического потенциалов современного высокотехнологического промышленного комплекса, способного обеспечить удовлетворение потребностей области в основных видах конкурентоспособной продукции, выход на внешний рынок, увеличение поступления денежных средств в бюджет, решение социальных вопросов. При этом основными направлениями развития промышленности являются:
стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности и уровня рентабельности;
изменение структуры промышленного производства в сторону увеличения доли перерабатывающих отраслей;