Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Широкое развитие малого и среднего предпринимательства ведет к созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивает повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Резиденты промышленного парка - это юридические лица, компании, разместившие свой бизнес, свои производства, предприятия на принадлежащем им участке промышленного парка
(Абзац дополнительно введен Постановлением администрации Города Томска от 12 декабря 2014 года № 1296)
Для определения комплекса проблем, подлежащих программному решению, департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска в 2010 году проведен анализ исходного состояния развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Городе Томске.
Динамика развития малых предприятий в г. Томске
Рисунок не приводится.
По состоянию на конец 2009 года количество малых предприятий в Городе Томске составило 11200 (рост к 2008 году - 28,7%). Плотность распространения малого предпринимательства в городе в 2009 году составила 21 предприятие на 1000 жителей.
В 2009 году среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, по оценке, составила 64 тыс. человек. Численность индивидуальных предпринимателей, по данным ИФНС России по городу Томску, достигла 17,53 тыс. чел. (рост 102,3%). Численность наемных работников у индивидуальных предпринимателей в 2009 году составила 23,14 тыс. чел., что на 5% больше аналогичного показателя 2008 года. Таким образом, в 2009 году доля занятых в малом предпринимательстве составила 25,2% от числа занятых в экономике города, а с учетом индивидуальных предпринимателей - 41,3% против 40,9% в 2008 году. Численность занятых на малых предприятиях в текущем году также практически не изменится. Оборот малых предприятий в 2009 году снизился в сопоставимых ценах на 4,72% к оценке 2008 года и составил 88571,0 млн рублей.
При этом в 2009 году в Городе Томске функционировало 71 среднее предприятие, что на 2 предприятия больше, чем в 2008 году. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве (с учетом индивидуальных предпринимателей) составила около 44,9% от числа занятых в экономике города.
Основными проблемами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства в Городе Томске, являются:
- нехватка собственных оборотных средств, ограниченный доступ к кредитным ресурсам (в основном из-за недостаточности ликвидного имущественного обеспечения);
- усиливающаяся конкуренция со стороны крупных компаний;
- низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, сложность в подборе необходимых кадров;
- непостоянство нормативно-правовой базы;
- недостаточность информационного обеспечения по широкому спектру предпринимательской деятельности;
- недостаточность возможностей для получения субъектами малого и среднего предпринимательства доступных бесплатных и качественных информационных, консультационных, маркетинговых, юридических и других услуг;
- низкий уровень благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве;
- недостаточная поддержка по продвижению продукции малых и средних предприятий на внешние рынки;
- отсутствие полной статистической информации о деятельности всех форм субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований, с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями;
- наличие проблемы по защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- ожидаемое увеличение социальных начислений на малый и средний бизнес в результате перехода с 01.01.2011 на страховой принцип уплаты обязательных взносов во внебюджетные фонды (отмена единого социального налога). В подавляющем большинстве случаев субъекты малого бизнеса находятся на специальных налоговых режимах, при которых работодатель освобожден от уплаты единого социального налога, а делает только пенсионные взносы. Обязанность по уплате страховых платежей приведет к росту налоговой нагрузки на малый бизнес.
2. Обоснование решения проблемы посредством реализации
городской долгосрочной целевой программы
Методологической и нормативно-правовой базой для разработки настоящей целевой программы являются Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закон Томской области от 05.12.2008 N 249-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области", постановление администрации города Томска от 01.07.2009 N 562 "Об утверждении порядка разработки и реализации городских долгосрочных целевых программ на территории муниципального образования "Город Томск", другие нормативно-правовые акты.
Содержание Программы соответствует целям и задачам, определенным Стратегией развития города Томска до 2020 года, утвержденной решением Думы города Томска от 27.06.2006 N 224, Программой действий администрации города Томска по социально-экономическому развитию города на период 2007 - 2013 годы.
Данная Программа сформирована исходя из принципов преемственности, с учетом опыта реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства предыдущих лет в муниципальном образовании "Город Томск".
Решение указанных выше проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в Городе Томске, невозможно без взаимодействия всех уровней власти, межведомственной координации, оптимизации и консолидации, необходимых для развития малого и среднего предпринимательства ресурсов. Наиболее эффективным методом воздействия на складывающуюся ситуацию является программно-целевой метод, который базируется на диверсификации задач и поэтапном системном решении проблем путем разработки мероприятий для решения каждой из поставленных задач. Программно-целевой метод обеспечит комплексное решение проблемных вопросов по следующим приоритетным направлениям поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: