Недействующий

Включен в Реестр нормативных
актов органов исполнительной власти
Нижегородской области
"29" декабря 2008 года
№ в реестре 01533-315-1986/268-о   

 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (ТФ ОМС)  

ПРИКАЗ

от 01.12.2008 № 1986/268-о

Об утверждении Положения о контроле качества медицинской помощи в Нижегородской области и
Положения о межведомственной медицинской экспертной комиссии Нижегородской области

_________________________________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказов министерства здравоохранения Нижегородской области и
территориального фонда медицинского страхования Нижегородской области от 18.04.2011 N 574/126-о

__________________________________________________________________________________________________



С целью совершенствования работы по проведению ведомственного контроля качества медицинской помощи в Нижегородской области, контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области

приказываем:

1. Утвердить Положение о контроле качества медицинской помощи в Нижегородской области (приложение № 1);

2.  Утвердить Положение о межведомственной медицинской экспертной комиссии Нижегородской области (приложение № 2);

3. Признать утратившим силу приказ департамента здравоохранения Нижегородской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области от 5 июля 2006 года № 705-в/175-о "Об утверждении Положения о контроле качества медицинской помощи в Нижегородской области", а также признать утратившими силу следующие приказы о внесении изменений в приказ от 5 июля 2006 года № 705-в/175-о:

- приказ департамента здравоохранения и ТФОМС области от 20.11.2006 №1356-в/304-о;

- приказ департамента здравоохранения и ТФОМС области от 20.12.2006 №1601-в/335-о;

- приказ департамента здравоохранения и ТФОМС области от 21.03.2007 № 318-в/63/1-о;

- приказ департамента здравоохранения и ТФОМС области от 21.05.2007 №588-в/124-о;

- приказ департамента здравоохранения и ТФОМС области от 08.10.2007 №1210-в/270-о;

- приказ министерства здравоохранения и ТФОМС области от 06.05.2008 №108-о/460;

- приказ министерства здравоохранения и ТФОМС области от 16.06.2008 №636/141-о.

4. Контроль за исполнением приказа оставляем за собой.

Министр здравоохранения Нижегородской области


А.В. Карцевский

Исполнительный директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области

Е.И. Хлабутина



Приложение №1
к приказу Министерства  здравоохранения
 и  Территориального фонда  обязательного
медицинского страхования
Нижегородской области
от 01.12 2008 № 1986/268-о

 
Положение о контроле
качества медицинской помощи в Нижегородской области

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение о контроле качества медицинской помощи в Нижегородской области разработано в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими порядок и условия оказания медицинской помощи:

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (с изменениями и дополнениями) (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318);
     Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
(Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, N 27, ст. 920; 1993, N 17, ст. 602; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 10, ст. 1108; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 52 (ч. I), ст. 5037; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3436; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21);
     Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 48, ст. 4945; 2007, N 43, ст. 5084; 2008, N 9, ст. 817);
     Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
(с изменениями и дополнениями) (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 09.04.1992, N 15, ст. 766);
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "
О медицинском страховании граждан в РСФСР" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 44, ст. 4198; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3078; 2000, N 2, ст. 246; 2005, N 43, ст. 4398);
     Типовыми правилами обязательного медицинского страхования
граждан, утвержденными директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) 03.10.2003 N 3856/30-3/и (зарегистрированными Минюстом России 24.12.2003, регистрационный N 5359), с изменениями, внесенными Приказами ФФОМС от 24.11.2004 N 74 (зарегистрирован Минюстом России 06.12.2004, регистрационный N 6167), от 10.05.2006 N 55 (зарегистрирован Минюстом России 20.06.2006 N 7946), от 21.03.2007 N 56 (зарегистрирован Минюстом России 18.04.2007, регистрационный N 9295) и другими нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения субъектов контроля в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС);

Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26 мая 2008 года №111 "Об организации контроля объемов и качества оказания медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования".

Положение устанавливает единые организационные и методические принципы контроля качества медицинской помощи в системе здравоохранения на территории Нижегородской области, в том числе при осуществлении обязательного медицинского страхования, предоставляемой медицинскими организациями независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности (далее - медицинские организации).

Основными задачами контроля качества медицинской помощи являются: оценка правильности выбора медицинской технологии, качества оказываемых медицинских услуг в соответствии со Стандартами оказания медицинской помощи (далее - Стандарты) (протоколами ведения больных) в ЛПУ Нижегородской области и условиями Договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС, иными договорами, заключенными в соответствии с действующим законодательством, обеспечение эффективного и рационального использования ресурсов здравоохранения; целевого и рационального использования средств ОМС.

Споры, касающиеся вопросов оценки качества медицинской помощи, решаются Межведомственной медицинской экспертной комиссией Нижегородской области, которая является высшим экспертным органом на территории Нижегородской области.

Межведомственная медицинская экспертная комиссия Нижегородской области создается на функциональной основе для коллегиального обсуждения и принятия решения по наиболее сложным клинико-экспертным вопросам, для решения конфликтных ситуаций и претензий пациентов и заинтересованных организаций, возникающих в процессе оказания медицинской помощи.

Деятельность межведомственной медицинской экспертной комиссии Нижегородской области осуществляется в соответствии с Положением о межведомственной медицинской экспертной комиссии Нижегородской области, утвержденным в установленном порядке.

          
     2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ,
     ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ПОЛОЖЕНИИ

Медицинская помощь - деятельность, направленная на оздоровление и лечение пациентов, осуществляемая профессионально подготовленными работниками, имеющими на это право в соответствии с действующим законодательством.

Качество медицинской помощи (далее КМП) - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения) и современному уровню медицинской науки и технологий.

Медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Потребитель медицинских услуг - человек (организация), нуждающийся в медицинских услугах и (или) получающий (получивший) их.

Пациент - человек, получающий медицинскую помощь.

Медицинское вмешательство - воздействие на пациента в целях его оздоровления и лечения в процессе оказания ему медицинской помощи. Медицинское вмешательство является источником повышенной опасности.

Система контроля КМП - совокупность взаимосвязанных структурных элементов и функциональных механизмов, обеспечивающая получение необходимой информации в целях принятия управленческих решений, направленных на улучшение КМП населению.

Контроль КМП - сравнение фактических (текущих) значений характеристик контролируемого объекта с заданными (эталонными) значениями этих характеристик.

Мониторинг КМП - процесс постоянного контроля КМП на основе применения действенных методик (инструментов), мер и статистических методов для измерения и прогнозирования качества, с целью установления механизма обратной связи, направленный на непрерывное улучшение КМП.

Экспертиза КМП - метод определения КМП, основанный на изучении существенных признаков процесса оказания медицинской помощи, применяемый для получения информации о доступности и уровне КМП с целью принятия управленческого решения по непрерывному улучшению КМП. Под существенными признаками процесса оказания медицинской помощи понимаются правильность выполнения медицинских технологий, риск ухудшения состояния пациента вследствие оказания медицинской помощи, оптимальность использования ресурсов здравоохранения, удовлетворенность потребителей медицинских услуг.

Эксперт в системе ведомственного контроля КМП - лицо с высшим медицинским образованием, имеющее сертификат специалиста, стаж работы по специальности не менее 10 лет, владеющее специальными знаниями и методическими приёмами определения КМП, включенное в Регистр экспертов КМП.

Регистр экспертов КМП - список экспертов КМП, привлекаемых к проведению экспертизы КМП, формируемый и поддерживаемый в актуальном состоянии органами, осуществляющими контроль качества медицинской помощи.

Дефект оказания медицинской помощи - несоответствие медицинской помощи обязательным требованиям, предусмотренным федеральными законами, ведомственными нормативными актами, инструкциями по медицинскому применению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, условиями договоров, разрешенными к применению технологиями оказания медицинской помощи; термин применим к конкретному случаю оказания медицинской помощи.

Врачебная ошибка - ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, которая явилась следствием добросовестного заблуждения, не могла быть им предусмотрена и предотвращена, то есть не являлась следствием халатного отношения врача к своим обязанностям, небрежности и профессионального невежества.

     
     3. СОДЕРЖАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

          Положение о контроле качества медицинской помощи в Нижегородской области включает в себя два раздела:

- I. Положение о контроле за соответствием качества оказываемой  медицинской помощи в Нижегородской области (далее - Положение о ведомственном контроле);

- II. Положение по организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области (далее - Положение о контроле объемов).

     
     I раздел

     ПОЛОЖЕНИЕ
     о контроле за соответствием качества оказываемой
      медицинской помощи в Нижегородской области

     (Положение о ведомственном контроле)

     1. Цель и задачи ведомственного контроля качества медицинской помощи

Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется в целях обеспечения удовлетворенности пациента предоставленными медицинскими услугами и предотвращения дефектов оказания медицинской помощи.

В процессе достижения цели система ведомственного контроля качества медицинской помощи решает следующие задачи:

- изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью в конкретной медицинской организации;

- выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное воздействие и повлекшее за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи; оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов медицинских организаций;

- контроль обоснованности назначения и выписки лекарственных средств на основании нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, в том числе лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

- соблюдение требований к качеству оформления документации;

- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

- подготовка рекомендаций, способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи, направленных на предупреждение дефектов в работе, врачебных ошибок;

- контроль внедрения новых ресурсосберегающих технологий и методик лечения больных;

- контроль реализации управленческих решений;

- оптимальное использование финансовых средств.

     2. Структура ведомственного контроля качества медицинской помощи

Субъектами ведомственного контроля качества медицинской помощи являются медицинские организации и орган управления здравоохранением субъекта.

Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется должностными лицами медицинских организаций, врачебными комиссиями, главными штатными, а также внештатными специалистами всех уровней, входящими в регистр экспертов, утвержденный в установленном порядке. На уровне медицинской организации ответственным за организацию контроля качества медицинской помощи является руководитель организации.

Ведомственная экспертиза, как правило, проводится по первичной медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, медицинской карте амбулаторного больного и т.п.). При необходимости может быть проведена и очная экспертиза качества оказания медицинской помощи.

Экспертиза качества (эффективности) медицинской помощи на уровне медицинской организации проводится в соответствии с разделом 3 методических рекомендаций № 2002/140 "Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений", утвержденных Минздравом РФ от 20.12.2002 № 2510/224-03-34.

Контроль качества лекарственного обеспечения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется с учетом требований действующих нормативных документов.

Ведомственный контроль качества медицинской помощи может включать проведение социологического исследования для оценки удовлетворенности граждан оказанной медицинской помощью. (Примерная форма анкеты приводится в Приложении 1 Положения о ведомственном контроле).

2.1. Контроль лечащего врача включает:

- Выявление дефектов в оказании медицинской помощи на предшествующем этапе (оказание доврачебной помощи в фельдшерско-акушерском пункте на участке облуживания), в том числе: дефектов ведения медицинской документации, обследования, диагностики, лечения, экспертизы нетрудоспособности и т.п.

- Оценку состояния здоровья больного при обращении.

- Составление плана обследования и лечения больного (с учетом устранения выявленных дефектов предыдущего этапа, стандартов обследования и лечения).

- Оформление медицинской документации в строгом соответствии с установленными требованиями.

2.2. Заведующий отделением (первая ступень контроля)

Заведующий отделением несет персональную ответственность за организацию контроля в отделении. В должностной инструкции заведующего отделением должна быть предусмотрена функция обеспечения контроля качества медицинской помощи в отделении.

Основными задачами первой ступени контроля являются:

- выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное воздействие и повлекшее за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи; оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов медицинских организаций;

- контроль обоснованности назначения и выписки лекарственных средств на основании нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, в том числе лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

- соблюдение требований к качеству оформления документации;

- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

Заведующий стационарным отделением в течение месяца обязан провести экспертизу всех законченных случаев лечения, используя очный и ретроспективный способ экспертизы, и оформить результаты не менее 10% проведенных экспертиз в Журнале учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения (ф. 035/у-02).

Заведующий амбулаторно-поликлиническим отделением в течение месяца обязан провести экспертизу не менее 30 законченных и 10 незаконченных случаев с оформлением результатов всех проведенных экспертиз в Журнале учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»