Недействующий

     

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (ТФ ОМС)  

ПРИКАЗ

от 05.07.2006 № 705-в/175-о

Об утверждении Положения о контроле качества медицинской
помощи Нижегородской области

_________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказов министерства здравоохранения Нижегородской области и
 территориального фонда медицинского страхования Нижегородской области от 01.12.2008 № 1986/268-о

_____________________________________________________________________________



В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 г.№118-ФЗ (ред. 24.03.2001 г.), Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.06.1998 № 619, от 05.01.2000 № 9, от 14.10.2005 № 615, с изм., внесенными Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 03.03.1999 № 170пв-98-пв), Программой государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.10.96 г. № 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ",

приказываем:

1. Утвердить Положение о контроле качества медицинской помощи в Нижегородской области (прилагается).

2. Считать утратившим силу приказ Департамента здравоохранения Нижегородской области и Территориального фонда ОМС Нижегородской области от 11.05.2006 г. № 461-в/112-0 "Об утверждении Положения о контроле качества медицинской помощи в системе ОМС Нижегородской области".

3. Ввести в действие Положение о контроле качества медицинской помощи в Нижегородской области со дня его подписания.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора департамента здравоохранения Нижегородской области Переслегину И.А. и заместителя исполнительного директора - начальника управления координации и развития системы ОМС Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области Клименко В.Ф.


______________ Ю.И. Тарасов


______________Е.И. Хлабутина

     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Настоящее "Положение о контроле качества медицинской помощи в Нижегородской области" (далее - Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации от 28.06.1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 года № 868 "О порядке предоставления в 2006 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования субсидий на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях", Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда ОМС от 24.10.1996 г. № 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ", Методическими рекомендациями ФФ ОМС от 12.05.1999 г. "Организация вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования субъекта РФ", "Правилами обязательного медицинского страхования населения Нижегородской области", "Программой государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи" и другими нормативными актами.

Положение устанавливает единые организационные и методические принципы контроля качества медицинской помощи на территории Нижегородской области, предоставляемой медицинскими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности (далее - медицинскими учреждениями).

Положение определяет конкретное содержание и механизмы реализации ответственности медицинских учреждений за объем, качество и условия предоставления медицинских услуг, закрепляет применение к медицинским учреждениям мер финансового воздействия за ненадлежащее качество медицинской помощи застрахованным, а также за другие нарушения договорных обязательств между медицинским учреждением, Территориальным фондом ОМС Нижегородской области (далее - ТФ ОМС Нижегородской области), страховыми медицинскими организациями (далее - СМО).

Основными задачами контроля качества медицинской помощи являются: оценка правильности выбора медицинской технологии, качества оказываемых медицинских услуг в соответствии со Стандартами оказания медицинской помощи (далее - Стандарты) (протоколами ведения больных) в ЛПУ Нижегородской области и условиями Договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС, Договора на предоставление медицинской помощи с дополнительным лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан; Договора о финансировании территориальным фондом ОМС расходов по проведению дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, иными договорами, заключенными в соответствии с действующим законодательством, обеспечение эффективного и рационального использования ресурсов здравоохранения; целевого и рационального использования средств ОМС.

2. ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:

- оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов медицинских учреждений;

- экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;

- изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью в конкретном медицинском учреждении;

- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

- выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное воздействие и повлекшее за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;

- подготовка рекомендаций, способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи, направленных на предупреждение дефектов в работе, врачебных ошибок;

- контроль реализации управленческих решений;

- контроль обоснованности назначения и выписки лекарственных средств на основании нормативных документов, утвержденных в установленном порядке;

- обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на получение лекарственных средств при амбулаторном лечении бесплатно;

- внедрение новых ресурсосберегающих технологий и методик лечения больных;

- оптимальное использование средств бюджетов всех уровней и ОМС.

Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами медицинских учреждений, врачебными комиссиями (далее ВК), главными штатными, а так же внештатными специалистами всех уровней, входящими в регистр внештатных медицинских экспертов, утвержденный в установленном порядке.

Квалификационные требования к врачам-экспертам, осуществляющим ведомственных контроль качества медицинской помощи, определяются Приказом МЗ РФ и ФОМС от 24.10.96 г. № 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ" (с последующими изменениями и дополнениями).

На уровне медицинского учреждения контроль качества медицинской помощи является функцией:

- заведующих подразделениями (первая ступень экспертизы);

- заместителей руководителей медицинских учреждений по лечебной, амбулаторно-поликлинической, клинико-экспертной работе и др. (вторая ступень экспертизы);

- врачебных комиссий медицинских учреждений (третья ступень экспертизы);

- органы управления здравоохранения осуществляют контроль качества оказанной медицинской помощи на территории Нижегородской области, в том числе в соответствии со Стандартами оказания медицинской помощи (далее - Стандарты) (протоколами ведения больных) в пределах своей компетенции (четвертая ступень экспертизы).

Ведомственная экспертиза, как правило, проводится по первичной медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, медицинской карте амбулаторного больного и т.п.). При необходимости может быть проведена и очная экспертиза качества оказания медицинской помощи.

Ведомственному экспертному контролю обязательно подлежат:

1. случаи летальных исходов;

2. случаи развития внутрибольничных инфекций и осложнений;

3. случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

4. случаи повторной (в течение года) госпитализации по поводу одного и того же заболевания;

5. случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения в соответствии со Стандартами (протоколами ведения больных);

6. случаи досрочного возврата призывников из армии по состоянию здоровья по запросам военных комиссариатов;

7. случаи с расхождением диагнозов;

8. пропущенные случаи онкологических заболеваний и туберкулеза;

9. случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их законных представителей.

Целью ведомственного контроля за назначением и обеспечением отдельных категорий граждан Российской Федерации льготными лекарственными средствами является:

- обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения при амбулаторном лечении;

- оптимальное использование средств бюджетов всех уровней;

- внедрение новых ресурсосберегающих технологий и методик лечения больных.

Ведомственный контроль за назначением лекарственных средств осуществляется должностными лицами лечебно-профилактических учреждений, а также органами управления здравоохранения в пределах своей компетенции.

Для осуществления данного вида контроля могут привлекаться сотрудники клиник научно-исследовательских институтов, НГМА, представители профессиональных медицинских объединений.

Уровни ведомственного контроля за назначением лекарственных средств:

- заведующий отделением лечебно-профилактического учреждения или заместитель главного врача по клинико-экспертной работе и /или по поликлинической службе (первый уровень);

- врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения (второй уровень);

- главные внештатные и штатные специалисты органа управления здравоохранения административно - территориального образования (третий уровень);

- органы управления здравоохранения Нижегородской области (четвертый уровень).

Постоянному ведомственному контролю подлежат случаи назначения гражданам лекарств:

- входящих в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденных соответствующими нормативными документами;

- сверх утвержденного территориального "Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при реализации территориальной программы ОМС", являющегося частью Программы государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи (далее - Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств);

- при одномоментном назначении одним врачом пяти и более препаратов;

- разрешенных к применению в установленном порядке, но не входящих в перечень, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.09.2005 г. № 601 "Об утверждении перечня лекарственных средств" (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2006 г. № 324 (далее - перечень ЛС);

а также:

- качество ведения учетной медицинской документации в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 г. № 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" - медицинской карты амбулаторного больного (ф. 025/у), истории развития ребенка (ф. 112/у), паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг (ф. 030П/у), сведения о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (ф. 030-Р/у);

- хранение и выдача рецептурных бланков;

- качество и своевременность определения потребности в необходимых лекарственных средствах, выписываемые врачами (фельдшерами);

- обоснованность назначения лекарственных средств, кратность их применения в соответствии со Стандартами (протоколами ведения больных) и Перечнем лекарственных средств, утвержденным в установленном порядке (обоснованность назначения лекарственного средства при нетипичном течении заболевания и (или) сочетанной патологии, при назначении комбинаций лекарственных средств, а также индивидуальной непереносимости лекарственных средств);

- соблюдение правил и сроков назначения и выписки лекарственных средств в соответствии с приказом Минздрава России от 23.08.1999 г. № 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)" (с изменениями и дополнениями).

Экспертиза качества (эффективности) медицинской помощи проводится в соответствии с методическими рекомендациями министерства здравоохранения РФ от 20.12.2002 г. № 2510/224-03-34 "Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений".

Заведующий стационарным подразделением в течение месяца проводит экспертизу всех случаев лечения и оформляет результаты не менее 10% проведенных экспертиз в Журнале учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения (ф. 035/у-02); заведующий амбулаторно-поликлиническим подразделением - не менее 30-50 экспертиз в течение месяца с оформлением результатов всех проведенных экспертиз в Журнале учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения (ф. 035/у-02); заместители руководителей медицинских учреждений по лечебной, амбулаторно-поликлинической, клинико-экспертной работе и др. - не менее 30-50 экспертиз в течение квартала с оформлением результатов всех проведенных экспертиз в Журнале учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения (ф. 035/у-02); врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения - в зависимости от цели экспертизы с оформлением результатов всех проведенных экспертиз в Журнале учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения (ф. 035/у-02).

Экспертиза качества (эффективности) медицинской помощи предусматривает сопоставление ее с действующими Стандартами (протоколами ведения больных), утвержденными в установленном порядке, которые содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения конкретных заболеваний.

Плановые и целевые проверки обоснованности выписки гражданам льготных рецептов на лекарства, входящие в Перечень лекарственных средств, осуществляется на первом уровне контроля ежедневно.

Экспертизе подвергается не менее 3 % амбулаторных карт пациентов, получающих постоянное поддерживающее лечение, и не менее 5 % амбулаторных карт пациентов, получающих курсовое лечение.

Обязательному постоянному контролю первого уровня подлежат все случаи выписки льготных рецептов на лекарства, а также претензий или жалоб граждан, нарушения порядка оформления льготных рецептов и амбулаторных карт граждан.

Периодический плановый и целевой контроль второго уровня за обоснованностью назначения лекарств на льготных условиях проводится не реже одного раза в неделю.

При плановой и целевой проверке экспертному контролю подвергаются не менее 5% амбулаторных карт граждан, получивших льготные рецепты.

Кратность проведения плановых проверок обоснованности назначения гражданам лекарств на льготных условиях:

- на третьем уровне - не реже 1 раза в квартал;

- на четвертом уровне - не реже одного раза в 2 года.

Результаты ведомственного контроля первого, второго уровня оформляются в виде записей в Журнале учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения (ф. 035/у-02).

Результаты проведения плановых и целевых ведомственных экспертиз обоснованности назначения гражданам лекарств на льготных условиях оформляются в виде справки (акта) произвольной формы.

Контроль за рациональным назначением лекарственных средств и изделий медицинского назначения в стационарах лечебно-профилактических учреждений осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России от 23.08.1999 г. № 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)" (с изменениями и дополнениями).

Методика контроля качества медицинской помощи является единой как для ведомственного, так и вневедомственного контроля (Раздел 5 настоящего Положения).

     
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ВНЕВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»