Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05.03.2005 № 61

О Стратегическом плане социально-экономического развития
Нижегородской области на период до 2015 года

__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127
__________________________________________________________________________



В целях осуществления перехода к стратегическому управлению развитием Нижегородской области, обеспечения лидирующих в России позиций области по росту качества жизни и в соответствии с Законом Нижегородской области от 22 июля 2003 года № 66-З "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Стратегический план социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области разработать и утвердить стратегические планы социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области В.И. Попова.



Губернатор                                             Г.М. Ходырев


     УТВЕРЖДЕН
          постановлением Правительства
          Нижегородской области
          от 05.03.2005 № 61

     

   
     СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
     НИЖЕГООДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА




     Нижний Новгород - 2005 г.

     

     1. ВВЕДЕНИЕ

Рыночные реформы в России, их противоречивые социальные последствия подтвердили необходимость сочетания рыночных механизмов и механизмов государственного регулирования экономики. Как свидетельствует мировой опыт, одним из важных направлений государственного и общественного влияния на социально-экономические процессы является стратегическое планирование социально-экономического развития - страны в целом и отдельных ее регионов.

Динамичное развитие отдельного субъекта Федерации невозможно без определения системы приоритетов и обеспечения согласованности действий органов государственной власти и местного самоуправления, населения, коммерческих и общественных организаций, действующих на его территории. Эти задачи решаются в процессе разработки, обсуждения и реализации Стратегического плана социально-экономического развития.

Стратегический план социально-экономического развития Нижегородской области представляет собой документ, определяющий общие цели, задачи, стратегии развития области и механизмы их реализации, вытекающие из анализа ресурсных возможностей, существующей социально-экономической ситуации и возможных сценариев изменения внешних по отношению к области условий.

Стратегический план может быть эффективным средством решения социально-экономических проблем только в том случае, если в процессе его разработки и принятия сочетаются профессионализм, научный подход и учет выявляемого в ходе широкого общественного обсуждения мнения основных социально-экономических субъектов, населения региона.

В качестве методологической основы при разработке проекта Стратегического плана принят системный подход к региону как социально-экономическому объекту и целям, задачам, проблемам, направлениям, механизмам его развития. В ходе работы использовались метод "глубокого" опроса экспертов, некоторые инновационные методики, экономико-математические модели и компьютерные программы:

- методики оценки уровня региональной безопасности;

- методики оценки качества жизни населения;

- математическая модель социально-экономических процессов в регионе и реализующий ее программный комплекс "Динамика региона";

- методики оценки устойчивости экономического развития региона.

Порядок (алгоритм) разработки проекта Стратегического плана в сжатой форме можно представить так:

- стратегический анализ социально-экономической ситуации в области (выявление проблем развития, оценка их остроты, факторный анализ ситуации, сводный стратегический анализ);

- вариантные сценарные прогнозы изменения внешних условий;

- определение различных вариантов обобщенных стратегий социально-экономического развития;

- выбор наилучших стратегий;

- их конкретизация, разработка механизмов реализации;

- прогнозные оценки социально-экономического развития области в результате реализации плана.

Стратегический план, являясь предметом согласования между разными ветвями власти региона, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и институтами гражданского общества области (властью, бизнесом и обществом), дает перспективные ориентиры для их деятельности. Он служит основой для разработки системы стратегических планов областных министерств и иных органов исполнительной власти, развития муниципальных образований, комплексных целевых программ, перспективных и текущих планов социально-экономического развития, планов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, законодательных инициатив.

Стратегическое планирование - непрерывный процесс. Принятие Стратегического плана, рассчитанного на определенный период, не означает завершения работы по стратегическому планированию. Предполагается, что с определенной периодичностью (один раз в два - три года) Стратегический план должен корректироваться содержательно с учетом сохранения или даже увеличения планируемого периода, т.е. "горизонт" планирования должен постоянно "отодвигаться" вместе с временем планирования. При этом должны учитываться результаты мониторинга хода реализации плана, изменившиеся обстоятельства, мнения и оценки участников его реализации, разных слоев населения области.

Постоянная работа над Стратегическим планом социально-экономического развития области обусловлена необходимостью успешной адаптации к меняющейся политической и экономической ситуации и эффективного решения перспективных задач. Реализация Стратегического плана позволит области:

- развивать и более эффективно использовать имеющийся потенциал;

- повысить инвестиционную привлекательность области;

- обеспечить социальную стабильность, общественную безопасность и личную безопасность граждан;

- упрочить положение успешно развивающегося региона РФ.

     

   2. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ


Нижегородская область является одной из ключевых и наиболее типичных для европейской России. Область выгодно расположена на пересечении крупных торговых и транспортных магистралей, вблизи от столицы России Москвы, а ее административный центр - Нижний Новгород является одновременно и центром Приволжского федерального округа.

Область нельзя назвать богатой природными ресурсами, однако, запасы некоторых из них достаточно значительны. К такого рода запасам следует отнести: залежи кирпичных суглинков, строительного песка, керамзитовых глин и гипса; торфа и сапропеля, доломита; поваренной соли; титано-циркониевые пески; подземные источники питьевой и минеральной воды; залежи целебных грязей. Область имеет значительные ресурсы леса, земель сельскохозяйственного назначения, достаточно богатый животный мир.

Нижегородская область обладает развитым производственным потенциалом, способным обеспечить диверсификацию производства и высокие темпы экономического роста. Отраслевая его структура представлена на рис. 1.

    
Рис. 1. Отраслевая структура производственного потенциала области


Область является крупным индустриально-промышленным центром России. Объем промышленного производства составляет примерно треть ВРП.

В промышленном производстве области высок удельный вес таких наукоемких производств, как радиоэлектроника, авиа- и судостроение, автомобилестроение, нефтехимия.

Значительную роль в экономике области играет сельскохозяйственное производство, доля которого в ВРП составляет около 6%. Строительство дает более 4 % ВРП.

Отличительной особенностью Нижегородской области является наличие мощного научного и инновационного потенциала, который сосредоточен, в основном, на многочисленных предприятиях и в организациях оборонно-промышленного комплекса. Общее число работников, занятых научными исследованиями, составляет около 48 тысяч, из них почти 400 - докторов наук, около 1700 - кандидатов наук. В соответствии с данными независимого рейтингового агентства "Эксперт", по инновационному потенциалу область занимает 4-е место в стране.

Область обладает высоким кадровым потенциалом и развитой сетью учебных заведений, способных обеспечить его воспроизводство и развитие. На территории области действуют 16 государственных высших учебных заведений, 12 филиалов государственных вузов, 3 негосударственных вуза, 18 филиалов и представительств негосударственных вузов, 92 учреждения, реализующие программы среднего профессионального образования (в том числе из них 29 реализуют также программы начального профессионального образования), 56 учреждений начального профессионального образования.

Нижегородская область обладает богатым историко-культурным наследием, значительными историческими, патриотическими, духовными традициями. Многие из объектов культуры имеют не только общероссийское, но и мировое значение. И в этом смысле они представляют собой огромный воспитательный потенциал. Для населения области в целом характерно уважительное отношение к представителям разных наций и народностей, религиозных конфессий. Несмотря на возникающие в периоды избирательных кампаний отдельные всплески конфронтационности в политической пропаганде, в духовной жизни области превалирует диалоговый стиль взаимоотношений представителей науки и религиозных конфессий, представителей разных религиозных конфессий, сторонников разных политических убеждений, имеет место достаточно высокий уровень толерантности.

Для социально-экономической ситуации в области характерны те же проблемы, негативные тенденции и трудности, что и для страны в целом, хотя они и имеют некоторую специфику в форме их выражения и степени значимости.

Наиболее тревожной является демографическая ситуация, которая в концентрированном виде отражает большинство социально-экономических проблем. Начавшееся в 1992-1993гг. резкое сокращение численности населения области продолжается. Характерная для развитых стран мира низкая рождаемость сочетается с присущей слаборазвитым странам высокой смертностью. Например, в 2003 году число умерших в области превысило число родившихся в 2,2 раза. В результате, несмотря на иммиграционные потоки, среднегодовая численность населения области в 2003 г. сократилась по сравнению с 2002 годом на 56 тысяч человек (что сравнимо с населением нескольких районов области). Наибольшая убыль населения имеет место в районах со смешанным (промышленным и сельскохозяйственным) производством и северных сельскохозяйственных районах. Неблагоприятные тенденции складываются в изменении возрастной структуры населения - устойчиво сокращается доля населения трудоспособного возраста, увеличивается средний возраст населения.

Имеют место и другие негативные моменты и тенденции, характеризующие снижение качества населения: невысокий уровень здоровья, распространение психических заболеваний, алкоголизма и наркомании.

Основные причины всех этих негативных явлений в демографической сфере - утрата населением веры в лучшее будущее, большей части традиционных духовных ценностей, стрессовое психологическое состояние, невысокие уровень и качество жизни большинства граждан области.

Отсюда вытекает основной приоритет социально-экономического развития области и деятельности органов власти всех уровней - сбережение и развитие (количественное и качественное) народа области как части народа России, имеющего свое самостоятельное суверенное государство. Все другие направления социально-экономического развития имеют ценность лишь в той мере, в какой они не противоречат этому приоритету и могут содействовать его реализации.

Проблемы экономического развития региона можно разделить на ряд уровней. К числу наиболее острых общих проблем первого из них в экономике области можно отнести следующие.

- Недостаточный объем инвестиций.

- Дефицит профессиональных кадров.

- Дефицит оборотных средств у предприятий.

- Диспаритет цен в разных отраслях производства (особенно болезненным он является для сельского хозяйства).

Нерешенность этих проблем сокращает возможности развития производства и ослабляет стимулы к внедрению новых технологий, что приводит к существованию следующих острых проблем второго уровня.

- Проблема старения основных производственных фондов. Степень износа основных фондов промышленных предприятий области составляет более 55%, всего народнохозяйственного комплекса - более 50%.

- Разрушение производственной инфраструктуры.

- Низкий технологический уровень производства. По оценкам экспертов, 89% технологических процессов на предприятиях области находятся на низком (34%) и среднем (55%) уровнях. Только около 3% нижегородских предприятий создают, а около 20% - используют инновационные технологии.

- Проблема замедленной диверсификации производства.

Эти проблемы, в свою очередь, приводят к существованию проблем третьего уровня, к наиболее острым из которых можно отнести следующие.

- Низкое качество продукции.

- Проблема высокого уровня издержек при производстве и реализации продукции.

- Низкая (в результате) конкурентоспособность продукции на мировом рынке.

Помимо этих общих для всей экономической сферы проблем следует выделить острые проблемы, характерные для отдельных отраслей экономики. К ним относятся следующие:

- Слабый уровень развития и низкая эффективность сельскохозяйственного производства (что приводит к неоправданно сильной зависимости области от поставок продовольствия из других регионов и из-за рубежа).

- Далекая от оптимальной структура транспортных перевозок разными видами транспорта.

- Диспропорции в структуре малого и среднего предпринимательства, выражающиеся в чрезмерно низкой доле в нем производственного предпринимательства.

- Низкий уровень использования имеющихся в области финансовых ресурсов.

Несмотря на отдельные позитивные тенденции, которые стали проявляться в последние два года, продолжают оставаться острыми проблемы в социальной сфере. К числу общих для всей социальной сферы и наиболее острых относятся следующие.

- Проблема углубления социального расслоения общества и высокого уровня бедности.

Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных категорий населения (так называемый "децильный коэффициент"), по официальным статистическим данным увеличилось с 9,23 раза в 2002 до 10,38 раз в 2003 г. По более реальным неофициальным оценкам, это отношение существенно больше. Между тем критическим значением децильного коэффициента, выше которого общество попадает в состояние социальной неустойчивости, считается отношение 10. Дифференциация населения по доходам связана со многими факторами, среди которых определенное значение имеют высокий уровень отраслевой дифференциации заработной платы, низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере по сравнению с коммерческим сектором, низкий уровень пенсионного обеспечения.

Высокая доля бедного населения, имеющего душевой доход ниже прожиточного минимума (в 2003 г. составлявшая в области 22,7%), усугубляет социальные проблемы, существенно снижает спрос населения на товары и услуги (в том числе, производимые в области) и тормозит, тем самым, развитие ее экономики.

- Проблема низкого уровня жизни значительной части населения.

Около 15 районов области (30% общего числа) можно отнести к территориям с бедным населением (покупательная способность средней заработной платы меньше прожиточного минимума), 24 района (48%) - к территориям с низкообеспеченным населением (средняя зарплата - 1-1,5 прожиточного минимума). Низкий уровень доходов, помимо негативных социальных последствий и разрушения стимулов к добросовестному труду, ограничивает емкость рынка для расширения производства.

- Недостаточность жилья для малообеспеченных категорий населения, особенно молодых семей.

- Чрезмерная коммерциализация отраслей социальной сферы, снижение доступности и низкое качество услуг социальной сферы.

- Разрушение материально-технической базы учреждений социальной сферы.

- Понижение уровня профессионализма кадров в социальной сфере вследствие низкого уровня оплаты труда.

К числу наиболее острых проблем в отдельных отраслях социальной сферы относятся следующие.

- Высокая степень изношенности инженерно-технических сетей в жилищно-коммунальном хозяйстве при невозможности возложения издержек, связанных с восстановлением этих сетей, на население из-за низкого уровня дохода значительной части населения.

- Разрушение института семьи и брака, особенно среди молодежи, высокий уровень детской беспризорности и безнадзорности.

- Высокий уровень распространения заболеваний, в том числе - социально опасных, отсутствие прозрачных государственных гарантий медицинской помощи.

- Низкий и постоянно понижающийся уровень общей культуры населения, развитие негативных тенденций в духовной жизни.

- Высокий уровень угрозы личной безопасности граждан.

Все эти проблемы негативно влияют на общий показатель качества жизни населения, который при сохранении существующих проблем и тенденций в социальной сфере может, по оценкам, к 2015 г. снизиться по сравнению с нынешним уровнем на 18-20%.

В условиях осуществляющегося ныне перехода человечества на стадию информационного общества большое беспокойство вызывают существующие в области острые проблемы в информационно-управленческой сфере, к которым относятся следующие.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»