Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    

 от 05.08.97                                                                                                                                                                  N 489

 г.Барнаул    

О программе реформирования
жилищно-коммунального
хозяйства в Алтайском крае

(Утратил силу на основании постановления
 администрации края от 25.05.2001 г. № 335
)

(В редакции постановления администрации края от 07.10.97 г. № 585)

В соответствии  с  Концепцией   реформы   жилищно-коммунального хозяйства  в  Российской  Федерации,  одобренной Указом  Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, Указом Президента Российской  Федерации  от  27 мая 1997 года N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального  хозяйства  Российской Федерации" и постановлением правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 621 "О  федеральных  стандартах  перехода  на  новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" постановляю:

1. Утвердить  Программу реформы жилищно-коммунального хозяйства в Алтайском крае (приложение 1).

2. Установить,  что  при  сохранении   за   органами   местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему  оплаты  жилья  и  коммунальных  услуг,  размеры  финансовой помощи,  оказываемой  органам местного  самоуправления  из  средств краевого бюджета,  рассчитываются на основании ежегодно определяемых в соответствии  с  утвержденной  в  установленном порядке методикой следующих краевых стандартов:

краевой стандарт социальной нормы площади жилья.  Этот стандарт составляет  18 кв.  метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в городах, 20 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в рабочих поселках и сельских населенных пунктах,  42 кв.  метра - на семью из двух человек и 33 кв. метра - на одиноко проживающего человека;         

(В редакции постановления администрации края от 07.10.97 г. № 585)

краевой стандарт   уровня   платежей   граждан.  Этот  стандарт определяется    в    процентах    от    стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных  услуг  (содержание  и  ремонт  жилья,  включая капитальный;     теплоснабжение, водоснабжение,     канализация, газоснабжение, электроснабжение) в среднем по всем видам этих услуг. На 1997 год указанный стандарт составляет 35 процентов;

краевой стандарт  максимально   допустимой   доли   собственных расходов  граждан  на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе.  Этот стандарт рассчитывается исходя из  социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.  На 1997 год указанный стандарт составляет 16 процентов,  при увеличении данного стандарта  уровень  платежа  граждан  по отношению к уровню затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг уменьшается  на каждый процент увеличения;

при переплате  населением  за жилье и коммунальные услуги свыше установленных ставок и тарифов производится ежемесячный  перерасчет по возмещению разницы по оплате на следующие месяцы;

краевой стандарт     предельной    стоимости    предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один кв.  метр общей площади  жилья  в месяц.  Этот  стандарт  устанавливается  на  1997 год в размере 8900 рублей.

Семьи, у которых  среднедушевой  месячный  доход  превышает  50 минимальных  размеров  оплаты  труда,  установленных правительством Российской Федерации,  осуществляют оплату  за  жилищно-коммунальные услуги по полной себестоимости.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления:

- в  месячный  срок  завершить разработку и утверждение местных программ   реформирования    жилищно-коммунального хозяйства    и представить их в администрацию края;

- в   соответствии   с   положением  о  порядке  предоставления гражданам компенсаций (субсидий)  на  оплату  жилья  и коммунальных услуг,    утвержденным   постановлением   правительства   Российской Федерации от 18 июня 1996 г.  N 707 "Об упорядочении системы  оплаты жилья и коммунальных услуг",  в недельный срок разработать положение о предоставлении компенсаций (субсидий);

- организовать    обучение    специалистов    по     проведению реформирования жилищно-коммунального хозяйства;

- при    акционировании    предприятий    жилищно-коммунального хозяйства закреплять контрольный пакет акций  за органами  местного самоуправления;

- ускорить  работу по установке приборов учета энергоресурсов и воды на границах раздела инженерных сетей и в квартирах жилых домов, в  зданиях  бюджетных  организаций.  Рассмотреть возможность продажи приборов учета  на  кредитной  основе с  привлечением  коммерческих организаций. Разработать и утвердить тарифы на коммунальные услуги для их оплаты населением по приборам учета;

(В редакции постановления администрации края от 07.10.97 г. № 585)         

- ввести  для  населения  форму ежемесячной квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг с  разделением  на  виды предоставляемых услуг;

- ежеквартально  представлять в администрацию края информацию о реформировании  жилищно-коммунального хозяйства, по  состоянию  на первое  число  по  прилагаемой  форме  и существующей статистической форме отчетности 22-ЖКХ.

4. Комитету  администрации   края   по   жилищно-коммунальному, газовому хозяйству (Санников):

- до  1  сентября  т.г.  информировать  краевое Законодательное собрание о программе реформирования жилищно-коммунального  хозяйства края  и  подготовить  предложения  об утверждении краевых стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;

- осуществлять    координацию    и    методическую    поддержку деятельности  местных  администраций  при  принятии  ими решений по реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

- разработать положение о проведении смотра-конкурса "За лучшее санитарное состояние и благоустройство населенного пункта края".

5. Главному      управлению     экономики     и     инвестиций, топливно-энергетическому  отделу  администрации  края совместно   с Государственным  комитетом  по  антимонопольной политике и поддержке новых  экономических  структур Российской  Федерации  ежеквартально проводить  аудиторскую  проверку  затрат,  включаемых в коммунальные тарифы предприятиями-монополистами,   обеспечивающими    население теплом, водой и другими видами коммунальных услуг.

6. Признать утратившим силу постановление администрации края от 01.03.94  г.  N   62   "О   переходе   на   новую систему оплаты жилищно-коммунальных   услуг   и  порядке  предоставления  гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг".

7. Опубликовать   "Программу   реформы    жилищно-коммунального хозяйства в Алтайском крае" в газете "Алтайская правда".

8. Контроль  за  выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации края В.С. Германенко.  

Глава администрации края                                                                                                                                 А. Суриков

                   

Приложение № 1
к постановлению администрации
Алтайского края от 05.08.97 г. № 489

 

ПРОГРАММА
реформы жилищно-коммунального
хозяйства в Алтайском крае на 1997-2003 гг.    

(Разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
 от 28.04.97 г. N 425 и постановлением правительства Российской Федерации от 26.05.96 г. N 621)

I. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства края


Основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе   перехода   этой   сферы   экономики  на рыночные  принципы хозяйствования,  начатые в 1990 году,  позволили решить ряд  проблем отрасли.

В результате  приватизации жилья гражданами произошли изменения в  структуре  собственности  жилищного  фонда, сформировался  рынок жилья.

Доля частного  жилищного  фонда  с  31  процента  в  1990  году увеличилось до 70 процентов в 1996  году.  В собственность граждан передано свыше 318 тыс. квартир общей площадью 16,9 млн. кв. метров, или 51 процент от всего государственного и муниципального  жилищного фонда края, подлежащего приватизации.

В этот    период    в   муниципальную   собственность   активно передавались объекты жилищно-коммунального хозяйства акционированных и ликвидированных предприятий, а также колхозов и совхозов.

Активизировался процесс   создания   товариществ  собственников жилья.  В настоящее время в городах  края  создано  55 товариществ, более  16  находится  в  стадии организации,  начата организационная работа по их созданию в сельской местности.

Формируются договорные  отношения  между  владельцами  основных фондов  ЖКХ и хозяйствующими субъектами различных форм собственности и населением на основе взаимных интересов и ответственности.

Происходит апробирование     муниципального      заказа      по жилищно-коммунальному обслуживанию населения, созданы первые службы Заказчика,   выполняющие   функции   административного    управления муниципальной   собственностью   и осуществляющие  непосредственный контроль за деятельностью предприятий  ЖКХ,  качеством  обслуживания населения, соблюдением договорных обязательств.

Поэтапный переход  на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг,  при  котором  доля  населения   в   покрытии издержек   по предоставлению   жилищно-коммунальных  услуг  возросла  с  4  до  40 процентов,      позволил     преодолеть отставание      оплаты жилищно-коммунальных услуг от темпов инфляции.

При этом  дальнейшее  повышение  тарифов  на содержание жилья и коммунальные услуги без учета реальной платежеспособности населения, несмотря   на  предоставление  компенсаций  (субсидий),  а  их  было представлено в 1996 году на сумму более  2  млрд.  рублей,  ведет  к росту размера неплатежей населения за жилищно-коммунальные услуги.

Просроченная задолженность  по  их  оплате населением на начало 1997 года составила 35,6 млрд. рублей.

Общими моментами  развития  договорных  отношений   на   местах является  недостаточная  четкость взаимных обязательств,  отсутствие конкретного механизма применения экономических санкций за  нарушение условий договоров, а также механизма урегулирования спорных ситуаций по жилищно-коммунальному обслуживанию потребителей.

Вместе с этим следует отметить,  что служба Заказчика в  полном объеме  создана  только в г.  Рубцовске,  на других территориях края функции службы Заказчика возложены на  жилищно-эксплуатационные  или многоотраслевые  предприятия жилищно-коммунального  хозяйства,  что приводит к совмещению функций заказчика и подрядчика по  выполняемой ими производственной  деятельности  и  в  конечном  итоге  нарушает принцип рыночных отношений.

Развитие конкуренции в сфере эксплуатации  и  содержания  жилья сведено  к  преобладанию  волевых  решений,  а  не  к осуществлению поэтапного     перехода     на     конкурсный     принцип     отбора организаций-подрядчиков любой организационно-правовой формы.

Вызывает сомнение     обоснованность    тарифов    на    услуги жилищно-коммунального  хозяйства,  разность  между минимальными   и максимальными   экономически   обоснованными   тарифами  по  районам составляет от 7 раз по отоплению до 30 раз по водоснабжению.

Из-за неэффективной   системы    хозяйствования    продолжается ветшание  жилищного  фонда,  снижение  надежности работы инженерных систем,  растет задолженность муниципальных бюджетов перед  энерно-, газо-, теплоснабжающими организациями.



II. Цели и задачи дальнейшего реформирования
жилищно-коммунального хозяйства

 

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются   обеспечение  условий  проживания, отвечающих  стандартам качества, и снижение издержек производителей услуг.

В настоящее время,  помимо социального  аспекта  реформирования жилищно-коммунальных  отношений,  в органах государственной власти и местного самоуправления все большее внимание уделяется экономической необходимости таких преобразований.

Если на   первом   этапе  реформирование  жилищно-коммунального хозяйства происходило в основном путем повышения ставок оплаты жилья и  коммунальных  услуг,  то  в  нынешних  условиях  предполагается в большей мере сосредоточить усилия на повышении надежности и качестве обслуживания   потребителей,   рационализации   и   снижении  затрат предприятий, производящих   жилищно-коммунальные    услуги,    при одновременном    совершенствовании    адресной   помощи малоимущим категориям граждан.

Основными способами достижения указанной цели являются:

- снижение стоимости и повышения качества  жилищно-коммунальных услуг;

- совершенствование механизмов финансирования отрасли;

- усиление  социальной  политики  в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда.



III. Направления реализации основных задач реформирования
жилищно-коммунального хозяйства

1. Снижение стоимости и повышения качества услуг ЖКХ.

а) Предоставление     возможности      собственникам      жилья самостоятельно управлять и осуществлять эксплуатацию своего дома.

Объединение собственников  жилья  в  товарищества собственников жилья   в   границах   единого   комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее эффективных способов защиты  их  прав,  влияния  на  стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для  привлечения  дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.

Программа развития  товариществ  собственников  жилья в крае на 1997 и последующие годы утверждена постановлением администрации края от 21.04.97 г. N 242 .

б) Демонополизация  обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг.

Жилищно-коммунальная реформа    одной    из    главных    целей преобразований  в жилищной сфере ставит демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг.

Предлагаемая структура         управления         муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством:

- собственник   жилищного   фонда   и   объектов  коммунального назначения;

- заказчики жилищно-коммунальных услуг;

- подрядные    организации,    обеспечивающие    предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Формирование службы  заказчика  как субъекта рыночных отношений является ключевым вопросом  для  реального  развития  конкуренции  в муниципальном жилищном хозяйстве.

Основные задачи службы заказчика:

- выбор  подрядчика  по  предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;

- заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками  на предоставление  жилищных  и коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости;

- обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг  и оплаты их по факту предоставления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»