ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2000 г. N 250
О декларации промышленной безопасности опасных
производственных объектов в Республике Башкортостан
___________________________________
Документ утратил силу на основании:
Постановления Правительства РБ от 13 июля 2004 года №135
__________________________________________________________________
В соответствии с Законом Республики Башкортостан "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 года N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановлениями Федерального горного и промышленного надзора России от 6 ноября 1998 года N 64 "Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности", от 7 сентября 1999 года N 65 "Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности" и от 7 сентября 1999 года N 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней", Кабинет Министров Республики Башкортостан
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов в Республике Башкортостан;
Правила проведения экспертизы декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов в Республике Башкортостан.
2. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан и Башкирскому управлению Федерального горного и промышленного надзора России в месячный срок представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Башкортостан перечень опасных производственных объектов республиканского уровня опасности, подлежащих декларированию в 2000-2001 годах, и в дальнейшем ежегодно, до 31 декабря, представлять перечни опасных производственных объектов республиканского уровня опасности, подлежащих декларированию.
3. Признать утратившим силу Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 сентября 1997 года N 187 "О декларации безопасности промышленного объекта Республики Башкортостан".
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер - министра Республики Башкортостан Шакирова М.А.
Премьер - министр
Р.И.Байдавлетов
Управляющий Делами
И.У.Забиров
Порядок
разработки декларации промышленной
безопасности опасных производственных
объектов в Республике Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Порядок разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов в Республике Башкортостан (далее - Порядок) распространяется на предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица всех форм собственности (далее - организации), имеющие в своем составе производства повышенной опасности, указанные в приложении N 1 к Закону Республики Башкортостан "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
1.2. Декларирование промышленной безопасности опасных производственных объектов в Республике Башкортостан, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства, осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на производственном объекте.
1.3. Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов в Республике Башкортостан (далее - декларация) является документом, который содержит:
1) всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы;
2) анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
3) план мероприятий, направленных на снижение масштабов последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в результате аварии на опасном производственном объекте.
1.4. Декларация разрабатывается для проектируемых и действующих производственных объектов и должна характеризовать безопасность промышленного производства на этапах их ввода в эксплуатацию, в процессе эксплуатации и при выводе из эксплуатации.
2. Термины и определения
2.1. Анализ риска - процесс выявления (идентификации) и оценки опасностей.
2.2. Гидродинамическая авария - авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.
2.3. Декларируемый объект - опасный производственный объект, подлежащий декларированию в соответствии с настоящим Порядком.
2.4. Расчетно - пояснительная записка к декларации - документ, в котором приведено обоснование оценки риска аварии и достаточности принятых мер по предупреждению аварий.
2.5. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим событием и приводящих к аварии с конкретными опасными последствиями.
3. Обязательность разработки декларации промышленной безопасности
3.1. Обязательному декларированию подлежат опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, не более установленных в приложениях N 1 и 2 к Порядку, и в результате чрезвычайной ситуации, на которых могут пострадать более 10 человек, либо материальный ущерб может составить более 1000 минимальных размеров оплаты труда, либо в результате невыполнения функций могут быть нарушены условия жизнедеятельности более 100 человек.
3.2. При идентификации опасных производственных объектов следует применять следующие критерии:
1) для опасных веществ, не указанных в приложении N 1 к Порядку, применять условия приложения N 2;
2) в случае, если расстояние между опасными производственными объектами менее пятисот метров, учитывается суммарное количество опасного вещества;
3) если применяется несколько видов опасных веществ одной и той же категории, то их суммарное пороговое количество определяется в соответствии с примечанием к приложению N 2 к Порядку.
3.3. В особых случаях по инициативе Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан, Башкирского управления Госгортехнадзора России и по согласованию с республиканскими органами исполнительной власти и органами государственного надзора, которым в соответствии с законами или нормативными правовыми актами предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно - правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, решением Кабинета Министров Республики Башкортостан объект может быть отнесен к опасным независимо от приведенных выше критериев.
4. Структура декларации
4.1. Декларация включает следующие структурные элементы:
1) титульный лист;
2) данные об организации - разработчике декларации;
3) оглавление;
4) раздел 1 "Общие сведения";
5) раздел 2 "Результаты анализа безопасности";
6) раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";
7) раздел 4 "Выводы";
8) раздел 5 "Ситуационный план";
9) приложение 1 "Расчетно - пояснительная записка";
10) приложение 2 "Информационный лист".
4.2. Требования к структурным элементам декларации приведены в приложении N 3.
4.3. Особые требования, предъявляемые к декларации проектируемого опасного производственного объекта, представлены в приложении N 4.
4.4. Особые требования, предъявляемые к декларации действующего производственного объекта, представлены в приложении N 5.
4.5. Особые требования, предъявляемые к декларации гидротехнических сооружений, хвостохранилищ и шламонакопителей, представлены в приложении N 6.
4.6. Особые требования, предъявляемые к декларации объектов теплоэлектроэнергетики, представлены в приложении N 7.
4.7. Характеристика опасного вещества представляется по форме согласно приложению N 8.
4.8. Перечень основного технологического оборудования представляется по форме согласно приложению N 9.
4.9. Технологические данные о распределении опасного вещества на опасном производственном объекте представляются по форме согласно приложению N 10.
5. Требования к оформлению декларации и приложений к ней
5.1. Декларация и приложения к ней оформляются в соответствии с общими требованиями, изложенными в Постановлении Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 года N 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней".
5.2. Разработчики декларации могут применять любые обоснованные модели и методы расчета. Обоснование применяемых моделей и методов расчета, а также результатов оценки риска приводится в расчетно - пояснительной записке. В декларации приводятся основные результаты расчета. Для обоснования применяемых моделей и методов расчета следует указать исходные данные, литературные ссылки на используемые материалы.
5.3. Описание проектных технических решений должно включать их обоснование, ссылки на используемую проектную документацию, действующие нормативы, отчеты и другие материалы.
5.4. Декларация должна содержать различные сценарии аварий, которые могут быть определены как на основе статистических данных с использованием специальных методов, так и на основе качественных (экспертных) оценок, и степень вероятности их реализации.
5.5. К оформлению результатов анализа риска предъявляются следующие требования:
1) результаты анализа риска должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы расчеты, представленные в расчетно - пояснительной записке, и выводы могли быть проверены специалистами, которые не участвовали в первоначальном анализе;
2) приоритетными для проведения анализа риска являются методические документы, согласованные или утвержденные республиканскими органами исполнительной власти. При анализе соответствия условий эксплуатации объекта нормам и правилам безопасности следует учитывать полноту и своевременность выполнения организацией предписаний органов надзора;
3) при оценке риска аварий следует проанализировать различные сценарии, отражающие наиболее типичные и вероятные события. Также следует детально выявить условия и оценить вероятность реализации сценариев аварий с причинением вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде;
4) при изложении результатов оценки риска в расчетно - пояснительной записке следует указать влияние исходных данных на рассчитываемые показатели опасности.
6. Разработка, утверждение и представление декларации
6.1. Декларация разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в ней, или изменения требований промышленной безопасности.
6.2. Декларация, связанная с эксплуатацией опасного производственного объекта, подлежит экспертизе промышленной безопасности (далее - экспертиза декларации) в соответствии с Правилами проведения экспертизы декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов в Республике Башкортостан.
6.3. Декларация проектируемого производственного объекта утверждается заказчиком проекта.
6.4. Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект:
1) представляет, согласно ежегодно утверждаемому перечню опасных производственных объектов республиканского уровня опасности, экземпляр декларации и заключение экспертизы в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан и Башкирское управление Госгортехнадзора России, а также в республиканские органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно - правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов, на основании мотивированного запроса республиканских органов исполнительной власти;
2) представляет копии декларации и заключения экспертизы в заинтересованные республиканские органы исполнительной власти, а также в органы местной власти (на основании их мотивированного запроса), на территории которых эксплуатируется опасный производственный объект;
3) обеспечивает доступ к декларации официальных представителей общественных объединений на основании мотивированных запросов руководителей общественных объединений, согласованных с руководителем республиканского органа исполнительной власти, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект, и при соблюдении установленного порядка обращения со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну;
4) обеспечивает представление информационного листа гражданам, проживающим вблизи опасного производственного объекта, по их обращению.
6.5. Декларация и заключение экспертизы хранятся в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
6.6. Декларация безопасности действующего производственного объекта является обязательным документом, который представляется в Башкирское управление Госгортехнадзора России при получении лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производства.
6.7. Башкирское управление Госгортехнадзора России обеспечивает представление копий декларации и заключения экспертизы в органы законодательной, исполнительной и судебной власти по их запросам.
6.8. Гриф ограничения допуска к декларации определяется степенью секретности содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
6.9. Руководители организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций (объединений), в которые были представлены декларация и заключение экспертизы, обязаны обеспечить защиту информации, связанной со сведениями, составляющими государственную или служебную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, а также учет и хранение указанных документов в установленном порядке.
6.10. Сведения об опасных производственных объектах, представленные в декларациях и заключениях экспертизы, а также сведения о направлении этих деклараций и заключений экспертизы в органы законодательной, исполнительной и судебной власти хранятся в информационном фонде Башкирского управления Госгортехнадзора России.
6.11. Декларация является основанием для регистрации объекта в республиканском реестре опасных производственных объектов в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25 июня 1998 г. N 127 "О государственном реестре опасных объектов, расположенных на территории Республики Башкортостан".
Перечень
опасных веществ, максимальное количество
которых на опасном производственном объекте
является основанием для обязательной разработки
декларации промышленной безопасности
Наименование опасного вещества | Максимальное количество |
Аммиак 500
Нитрат аммония <1> 2500
Нитрат аммония в форме удобрений 10000
<2>
Акрилонитрил 200
Хлор 25
Оксид этилена 50
Цианистый водород 20
Фтористый водород 50
Сернистый водород 50
Диоксид серы 250
Триоксид серы 75
Алкилы свинца 50
Фосген 0,75
Метилизоцианат 0,15
-------------------------------
<1> Нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы.
<2> Простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием).
Перечень
опасных веществ, максимальное количество
которых на опасном производственном опасном объекте
является основанием для обязательной разработки
декларации промышленной безопасности
Категория | Максимальное количество |
Воспламеняющиеся газы, включая сжиженные 200
нефтяные газы <1>
Легковоспламеняющиеся жидкости <2, 8> 50000
Легковоспламеняющиеся жидкости, 200
обращающиеся при особых условиях давления
и температуры
Высокотоксичные вещества <3> 20
Токсичные вещества <4, 8> 200
Окисляющие вещества <5> 200
Взрывчатые вещества <6> 50
Вещества, представляющие опасность для 200
окружающей среды <4>
-------------------------------
<1> Газы, образующие воспламеняющиеся смеси с воздухом.
<2> Жидкости, температура вспышки которых не более 61 градусов С (в закрытом тигле).
<3> Вредные вещества I класса опасности (ГОСТ 12.1.007-76), которые в силу своих физических и химических свойств способны создавать опасность в случае промышленной аварии.
<4> Вредные вещества II класса опасности (ГОСТ 12.1.007-76), которые в силу своих физических и химических свойств способны создавать опасность в случае промышленной аварии.
<5> Вещества, поддерживающие горение, вызывающие и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно - восстановительной экзотермической реакции (окисляющие вещества по ГОСТу 19433-88, класс 5).
<6> Вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны к очень быстрому самораспространяющемуся химическому превращению с выделением тепла и образованием газов (взрывчатые вещества по ГОСТу 19433-88).
<7> Горючие пыли (продукты переработки зерна и производства комбикормов), имеющие температуру самовоспламенения 470-500 градусов по Цельсию (ГОСТ 12.1.041-83).
<8> Вещества в количестве меньше максимального значения, указанного в строке 2, которые по совокупности физических и химических свойств способны создавать опасность в случае промышленной аварии (взрывопожароопасность, токсичность, ГОСТ 2084-77С.16; ГОСТ 305-82).
Примечание. Если применяется несколько видов опасных веществ одной и той же категории, их суммарное пороговое количество определяется условием:
n
SUM (м (i))/(M(i)) > 1
i=1
где м(i) - количество применяемого вещества:
М(i) - пороговое количество того же вещества (в соответствии с приложением N 2 к Порядку) для всех i от 1 до n.