Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 августа 2011 года N 460-П

О долгосрочной областной целевой программе "Противодействие коррупции в Саратовской области" на 2012-2014 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 20 февраля 2014 года на основании постановления Правительства Саратовской области от 20.02.2014 N 90-П.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 25 декабря 2013 года)

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 785-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 02.07.2012 N 364-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.09.2012 N 526-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 18.12.2012 N 749-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 08.11.2013 N 612-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2013 N 739-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Противодействие коррупции в Саратовской области" на 2012-2014 годы согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л .Ипатов


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 26 августа 2011 года N 460-П

     
Долгосрочная областная целевая программа "Противодействие коррупции в Саратовской области" на 2012-2014 годы

Паспорт Программы
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2013 N 739-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Противодействие коррупции в Саратовской области" на 2012-2014 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Саратовской области от 31 мая 2011 года N 147-Пр "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Противодействие коррупции в Саратовской области" на 2012-2014 годы"

Государственный заказчик

управление делами Правительства области

Основной разработчик Программы

отдел по противодействию коррупции при Правительстве области

Цели и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

Цель программы - совершенствование системы профилактики проявлений коррупции. Задачи Программы:

обеспечение условий для проведения антикоррупционного мониторинга;

подготовка квалифицированных специалистов для реализации антикоррупционной политики;

повышение эффективности реализации мер по противодействию коррупции органами исполнительной

власти области и органами местного самоуправления области.

важнейшие оценочные показатели:

количество опросов общественного мнения;

количество государственных гражданских служащих, прошедших обучение по программам повышения квалификации;

количество антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов области и проектов нормативных правовых актов области;

количество методических рекомендаций для органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области по вопросам реализации антикоррупционной политики и выполнения требований антикоррупционного законодательства

Сроки и этапы реализации Программы

2012-2014 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

отдел по противодействию коррупции при Правительстве области, управление делами Правительства области, управление кадровой политики и государственной службы Правительства области, аппарат Губернатора области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области

Объем и источники финансового обеспечения Программы

общий объем финансового обеспечения Программы составляет 744,5 тыс. рублей, из них:

2012 год - 203,0 тыс. рублей,

2013 год - 225,5 тыс. рублей,

2014 год - 316,0 тыс. рублей.

Финансирование Программы осуществляется из средств областного бюджета

(пункт с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.09.2012 N 526-П, см. предыдущую редакцию).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

обеспечение необходимых условий для проведения антикоррупционного мониторинга в области; повышение квалификации не менее 44 государственных гражданских служащих органов исполнительной власти области, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции; проведение не менее 4650 антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов области и проектов нормативных правовых актов области;

подготовка для органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области не менее 6 методических рекомендаций по вопросам реализации антикоррупционной политики и выполнения требований антикоррупционного законодательства

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляет управление делами Правительства области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 08.11.2013 N 612-П, см. предыдущую редакцию).


Разработка долгосрочной областной целевой программы "Противодействие коррупции в Саратовской области" на 2012-2014 годы обусловлена актуальностью противодействия коррупции как на территории области, так и в целом в Российской Федерации, а также тем, что в 2011 году заканчивается действие областной целевой программы "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2011 годы", утвержденной Законом Саратовской области от 2 августа 2007 года N 147-ЗСО.

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года отметил, что борьба с коррупцией остается нашей общей принципиальной задачей. Коррупция сопутствовала государству на протяжении всей его истории в той или иной форме и степени. По данным международной организации Трансперенси Интернешнл, индекс восприятия коррупции за 2010 год показывает, что почти три четверти из 178 государств, включенных в исследование, набрали менее чем по 5 баллов по 10-балльной шкале (1 балл - самый высокий уровень восприятия коррупции). Такие результаты свидетельствуют о серьезности и глобальности проблемы.

Коррупция имеет глубокие экономические и социальные корни. Поэтому для снижения ее уровня, ограничения возможностей для совершения коррупционных правонарушений нужны системные, комплексные меры.

Результаты мониторинга коррупционной ситуации на территории области показывают, что количество фактов получения взятки в 2010 году практически оставалось на уровне 2009 года, то есть 118 случаев по сравнению со 119 в предыдущем году. По этому показателю область остается на средних позициях в Приволжском федеральном округе, занимая 6 место.

Вместе с тем, отмечается снижение количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности за получение взятки, из числа государственных и муниципальных служащих, а также сотрудников подведомственных организаций и учреждений. По данным правоохранительных органов, в 2010 году привлечено 74 таких лица, то есть на 20 процентов меньше чем в 2009 году (99 человек).

Из общего числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за получение взятки в 2010 году, сотрудники федеральных органов и учреждений составили 27 человек (36,5 процента от общего количества), областных органов и учреждений - 9 человек (12,1 процента), муниципальных - 38 (51,4 процента).

В 2010 году возросло количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за дачу взятки, и достигло 77 человек по сравнению с 64 в 2009 году. Этот результат дает положительный эффект в борьбе с коррупцией в области. Важность его обусловлена тем, что сами граждане, давая взятки, тем самым поощряют коррупционеров и способствуют дальнейшему распространению взяточничества.

По данным прокуратуры области, всего в 2010 году следователями следственных подразделений области возбуждено 421 уголовное дело о преступлениях коррупционной направленности (в аналогичный период 2009 года - 336). Наиболее часто встречающимися составами таких преступлений на территории области являются получение должностным лицом взятки, превышение, злоупотребление должностными полномочиями и дача взятки.

Судами области в 2010 году рассмотрено с вынесением приговора по статье 290 УК РФ (получение взятки) 68 уголовных дел (2009 год - 71), по статье 291 (дача взятки) - 84 уголовных дела (2009 год - 64).

Всего по данным прокуратуры области, судами области в 2010 году рассмотрено по первой инстанции о преступлениях коррупционной направленности с вынесением обвинительного приговора 225 уголовных дел в отношении 227 лиц (в аналогичный период 2009 года - 186 дел в отношении 188 лиц).

Опрос общественного мнения для оценки уровня коррупции, выявления правовых норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявления коррупционных сфер деятельности в 2010 году в рамках областной целевой программы "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2011 годы" проведен в связи с оптимизацией бюджетных расходов в 2010 году только по г.Саратову. По данным Центра социальных исследований "РОСС-XXI век" только 6,1 процента опрошенных считают, что, несмотря на наличие коррупции, ситуация в целом находится под контролем органов правопорядка (в 2009 году по г.Саратову - 4,8 процента). При этом 48 процентов опрошенных считают, что коррупция поразила все структуры власти, включая правоохранительные органы (в 2009 году по г.Саратову -также 48 процентов). Эти показатели вызывают тревогу, поскольку отражают мнение населения по вопросу о состоянии коррупции.

Выражая мнение о стратегии борьбы с коррупцией, 84 процента опрошенных полагают, что для успешной борьбы необходимо прежде всего усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления (в 2009 году по г.Саратову - 73 процента). При значительном количестве ставших известными фактов коррупции этот показатель отражает степень озабоченности населения состоянием коррупции и желание минимизировать ее уровень радикально и в короткие сроки. Среди других эффективных мер по противодействию коррупции опрошенные выделили обеспечение доступа к информации о деятельности органов власти для граждан и СМИ (56 процентов опрошенных), публикации и передачи антикоррупционной направленности в газетах, по радио и телевидению (54 процента опрошенных), правовое просвещение, повышение правовой культуры населения (64 процента опрошенных), "телефоны доверия" для информирования о фактах коррупции (64 процента опрошенных).

Как положительное явление отмечается тенденция изменения отношения населения к вопросу о поведении человека в ситуации, когда у него вымогают взятку. Считают, что в этом случае необходимо заявить в вышестоящий орган, 18 процентов опрошенных (13 процентов по г.Саратову в 2009 году); уведомить правоохранительные органы - 23 процента (в 2009 году - 17 процентов); не давать взятку и добиваться соблюдения закона - 25 процентов (в 2009 году -22 процента). При этом снижается количество считающих, что необходимо дать взятку, если "цена вопроса" существеннее ее суммы: 24 процента опрошенных по сравнению с 28 процентами в 2009 году. Однако сама по себе эта цифра остается значительной и, несомненно, вызывает тревогу. В связи с изложенным остается актуальной проблема изменения сознания населения, его терпимого отношения к взятке и скептического отношения к способности органов государственной власти, правоохранительных органов эффективно противодействовать коррупции.

Федеральным законом "О противодействии коррупции" предусмотрено, что противодействие коррупции осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами в пределах их полномочий. При этом противодействие коррупции включает в себя как борьбу с коррупцией, относящуюся к компетенции правоохранительных органов, так и профилактику коррупции.

Правительством области с 2007 года на системной основе реализуется комплекс мероприятий антикоррупционной направленности. Прежде всего, за прошедший период, в порядке опережающего законотворчества в области создана и поддерживается в актуальном состоянии необходимая для противодействия коррупции нормативно-правовая база.

Распоряжением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2007 года N 377-Пр утвержден План мероприятий органов исполнительной власти Саратовской области по реализации антикоррупционной политики на 2007-2011 годы. В соответствии с названным Планом утверждены и реализуются планы по противодействию коррупции во всех органах исполнительной власти области.

По инициативе и при содействии Правительства области в муниципальных районах и городских округах области в 2007-2008 годах приняты и реализуются муниципальные программы по противодействию коррупции. В 2009 году также по инициативе и при содействии Правительства области планы мероприятий по противодействию коррупции приняты в городских и сельских поселениях области. Правительством области на постоянной основе оказывается методическая помощь органам местного самоуправления области в реализации муниципальных программ и планов по противодействию коррупции.

Важным направлением антикоррупционной политики является проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов области и их проектов. В области эта процедура реализуется на постоянной основе с 2007 года.

с 2007 года отделом по противодействию коррупции при Правительстве области, с 13 августа 2013 года - отделом антикоррупционной экспертизы правового управления Правительства области. Во исполнение Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Правительством области обеспечено проведение этой экспертизы всеми органами исполнительной власти области в отношении принимаемых ими нормативных правовых актов. Также при активной методической поддержке Правительства области эта процедура реально внедрена в органах местного самоуправления области. Кроме того, Правительством области обеспечены благоприятные условия для проведения независимой антикоррупционной экспертизы: на сайтах органов исполнительной власти области созданы по единому стандарту специальные разделы для публикации проектов нормативных правовых актов.
     (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2013 N 739-П, см. предыдущую редакцию).


Правительством области принимаются и иные меры антикоррупционной направленности. В результате этих мер обеспечено своевременное выполнение требований федерального и областного законодательства о противодействии коррупции, ведомственных и муниципальных планов противодействия коррупции.

Основной объем мероприятий антикоррупционной направленности осуществляется органами исполнительной власти области в рамках их функциональных обязанностей, во исполнение принятых планов по реализации антикоррупционной политики, без дополнительного финансирования из областного бюджета, в том числе:

в соответствии с законодательством осуществляется работа по получению информации о доходах государственных гражданских служащих области;

анализируются обращения граждан на предмет наличия в них информации о возможных фактах коррупции со стороны государственных гражданских служащих области;

осуществляется контроль за своевременным исполнением документов;

определяются перечни коррупционных правонарушений в сфере деятельности органа исполнительной власти области, с которыми граждане сталкиваются наиболее часто ("бытовая" коррупция), разрабатываются меры по устранению условий для их проявления;

обеспечивается функционирование официальных Интернет-сайтов в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

размещается на Интернет-сайтах органов исполнительной власти области информация о мероприятиях в сфере реализации антикоррупционной политики;

размещается в сети Интернет информация о кадровой политике органов исполнительной власти области;

внедряются элементы антикоррупционного просвещения населения при оказании государственных услуг, в том числе обеспечивается доступность для граждан информации о полном перечне услуг, предоставляемых бесплатно и на платной основе, доступность информации обо всех условиях предоставления услуг;

размещаются в местах оказания государственных услуг адреса и номера телефонов, по которым можно сообщить о коррупционных правонарушениях государственных гражданских служащих и работников подведомственных учреждений;

организуются плановые мероприятия по противодействию коррупции в подведомственных учреждениях;

в должностные регламенты государственных гражданских служащих органов исполнительной власти области внесены дополнения об обязательном уведомлении представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений;

регламентирован порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений, организации проверки этих сведений и регистрации уведомлений;

разработаны и утверждены перечни должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (перечни должностей, функциональные обязанности которых связаны с коррупционными рисками);

созданы и функционируют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих области и урегулированию конфликта интересов; в состав названных комиссий включены (по согласованию) представители институтов гражданского общества;

принимаются меры по контролю за деятельностью сотрудников, осуществляющих разрешительные, инспектирующие, контролирующие функции;

принимаются меры по обеспечению сменяемости должностных лиц при проведении внеплановых проверок;

принимаются меры по совершенствованию в соответствии с законодательством процедур, условий и механизмов государственных закупок;

проводятся разъяснительно-профилактические мероприятия антикоррупционной направленности с государственными гражданскими служащими области в ходе совещаний и тематических бесед;

приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения антикоррупционной экспертизы принимаемых органами исполнительной власти области нормативных правовых актов и их проектов;

в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами осуществляется на постоянной основе антикоррупционная экспертиза;

реализованы мероприятия по обеспечению условий для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти области, в том числе, на Интернет-страницах органов исполнительной власти области на официальном портале Правительства области созданы специальные разделы для размещения проектов.

Вместе с тем для проведения ряда мероприятий по реализации антикоррупционной политики требуется дополнительное финансирование. Такие мероприятия выполнялись в рамках областной целевой программы "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2011 годы".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»