РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2010 годы"

(с изменениями на 25 марта 2011 года)



принят Саратовской областной Думой
25 июля 2007 года

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 30.07.2008 N 199-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 271-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 434-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.11.2010 N 593-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2010 N 636-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.03.2011 N 153-П.

_______________________________________________________________


Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2010 годы" согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Саратовской области
П.Л. Ипатов



г. Саратов

2 августа 2007 г.

N 147-ЗСО

Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Противодействие коррупции
в Саратовской области на 2007-2010 годы"

     

Областная целевая программа "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2011 годы"

Паспорт областной целевой программы "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2011 годы"
(наименование с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области
от 20.09.2010 N 426-П, см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

- областная целевая программа "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2011 годы" (далее - Программа)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П, см. предыдущую редакцию)

Основания для разработки Программы

- Закон Саратовской области от 29 декабря 2006 года N 155-ЗСО "О противодействии коррупции в Саратовской области", распоряжение Правительства Саратовской области от 30 марта 2007 года N 60-Пр "О Плане мероприятий по проведению административной реформы в Саратовской области на 2007 год"

Государственный заказчик Программы

- управление делами Правительства области

Основные разработчики Программы

- отдел по противодействию коррупции при Правительстве области

Цели Программы

- создание системы по предупреждению коррупционных действий;

снижение уровня коррупции, ее влияния на активность и эффективность бизнеса, деятельность государственных и муниципальных органов, повседневную жизнь граждан на территории области;

обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от проявлений коррупции

Задачи Программы

- внедрение независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов области и проектов правовых актов области; выработка рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов;

разработка рекомендаций и проектов законов, направленных на снижение уровня коррупции;

оценка существующего уровня коррупции;

мониторинг уровня доверия предпринимателей и населения области к деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления;

предупреждение коррупционных правонарушений;

устранение условий, порождающих коррупцию;

содействие доступу граждан и организаций к информации о фактах коррупции, в том числе путем освещения таких фактов в средствах массовой информации;

формирование антикоррупционного общественного сознания, нетерпимости к проявлениям коррупции

Сроки реализации Программы

- 2007-2011 годы

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П, см. предыдущую редакцию)

Исполнители основных мероприятий Программы

- отдел по противодействию коррупции при Правительстве области, управление делами Правительства области, министерство информации и печати области, министерство образования области, комитет общественных связей и национальной политики области, управление кадровой политики и государственной службы Правительства области

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П, см. предыдущую редакцию)

Объемы и источники финансирования Программы

- общие затраты на реализацию Программы составляют 2021,6 тыс. рублей, в том числе:

в 2007 году - 900 тыс. рублей;

в 2008 году - 600 тыс. рублей;

в 2009 году - 371,6 тыс. рублей;

в 2010 году - 30 тыс. рублей;

в 2011 году - 120 тыс. рублей.

Финансирование Программы производится из средств областного бюджета

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2010 N 636-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- в политической сфере:

укрепление доверия гражданского общества к деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления;

устранение коррупциогенности нормативных правовых актов области;

снижение угрозы ослабления демократических институтов области и повышение авторитета общественных организаций;

в экономической сфере: оптимизация бюджетных расходов;

снижение издержек на ведение бизнеса за счет снижения уровня его коррупциогенности;

повышение инвестиционной привлекательности области путем увеличения уровня доверия инвесторов к деятельности органов государственной власти области;

в социальной сфере:

создание нетерпимого отношения общественности к проявлениям коррупции;

укрепление в обществе идей некоррумпированного рынка;

повышение качества и доступности государственных услуг для населения области;

упорядочение системы предоставления государственной поддержки населению;

прозрачность системы социального обеспечения населения

Важнейшие оценочные показатели Программы

- оценочные показатели эффективности реализации Программы приведены в разделе "Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы"

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком Программы в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ"

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 271-П, см. предыдущую редакцию)

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, необходимым условием для достижения заявленных целей реформы является минимизация коррупции в органах исполнительной власти. Коррупция стала серьезной проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 434-П, см. предыдущую редакцию).

Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в Российской Федерации недопустимо высок. Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.

Областной целевой программой "Проведение административной реформы в Саратовской области в 2007-2008 годах", утвержденной Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 года N 152-ЗСО "Об областных целевых программах", предусмотрена необходимость разработки областной целевой программы по противодействию коррупции.

Коррупция - сложное и комплексное общественное явление, поэтому требуется формирование специфических принципов правового регулирования. Данные принципы не сводятся только к введению санкций и их усилению. Центр тяжести должен быть перенесен на комплексный подход и сочетание различных средств - юридических, экономических, организационных, воспитательных и др. Их закрепление в законодательстве и умелое использование в процессе реализации Закона Саратовской области "О противодействии коррупции в Саратовской области" будут иметь положительный результат.

Настоящая Программа является важной составной частью антикоррупционной политики и обеспечивает согласованное проведение мероприятий, направленных на предупреждение коррупции.

Как показывают социологические исследования, коррупция в разной степени присутствует во всех сферах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с представителями организаций и гражданами.

По данным социологических исследований правовых коллизий законодательства в сфере предпринимательских отношений, около четверти респондентов состоят в "особых" отношениях с государственными служащими и решают свои проблемы методом неформальных возмездных договоренностей.

Основополагающим элементом Программы является проведение независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов области и проектов правовых актов области. Цели независимой антикоррупционной экспертизы аналогичны целям антикоррупционной экспертизы, определенным Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 года N 155-ЗСО "О противодействии коррупции в Саратовской области".

Реализация настоящей Программы даст возможность разработать и внедрить систему мониторинга антикоррупционных мероприятий, позволяющую определять их приоритетные направления, оценивать эффективность и своевременно корректировать проведение антикоррупционной политики. Система мониторинга включает в себя:

определение уровня коррупции;

определение структуры коррупции (по органам власти, отраслям экономики и т.п.);

мониторинг эффективности антикоррупционных мероприятий.

Одним из приоритетных направлений Программы является информирование общества о противодействии коррупции в органах государственной власти области и органах местного самоуправления. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин. Во-первых, любая общественно-политическая программа должна быть прозрачной для общества, во-вторых, данному направлению корреспондирует основная цель не только Программы, но и главной идеи противодействия коррупции - формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции. Физические лица и представители организаций, информированные об уровне и эффективности противодействия коррупции, уверенные в правовой защите, не станут субъектами коррупционных правонарушений.

Помимо информирования необходимыми условиями эффективности противодействия коррупции являются повышение уровня правовой грамотности населения и создание такого психологического климата в обществе, при котором нетерпимое отношение к коррупции становится нормой и стимулирует участие граждан в политической жизни области и государства в целом.

Программа основывается на реализации следующих базовых направлений:

1. Деятельность уполномоченного органа по противодействию коррупции - отдела по противодействию коррупции при Правительстве области.

Ключевыми функциями уполномоченного органа должны стать координация антикоррупционной политики и контроль за ее проведением, что предполагает выработку и реализацию системы мер, направленных на ликвидацию (уменьшение) условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее проявлениях, во всех органах исполнительной власти области и органах местного самоуправления.

2. Организация проведения независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов области и проектов правовых актов области.

Важной составляющей комплекса мер по противодействию коррупции должна стать независимая антикоррупционная экспертиза правовых актов области и проектов правовых актов области. Целью названной экспертизы является устранение норм, способствующих возникновению и распространению коррупции.

Наиболее актуальной представляется антикоррупционная экспертиза в отношении тех правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия государственных и муниципальных служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами.

3. Информационное обеспечение антикоррупционной политики.

В рамках Программы предполагается систематическая публикация информационных материалов об отрицательном влиянии коррупции на социально-экономическое развитие страны и области, об ущемлении коррупционными действиями прав и законных интересов каждого отдельного гражданина, субъектов предпринимательской деятельности.

Необходимо также широкое информирование общества о проводимых в области мероприятиях по реализации антикоррупционной политики и об их результатах.

Должны проводиться публичные информационные мероприятия с участием общественных объединений и предпринимателей для обсуждения проблем противодействия коррупции, мер по предупреждению коррупционных правонарушений, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения среди субъектов предпринимательской деятельности.

В области должен быть организован "телефон доверия" для получения сообщений о фактах коррупции и последующего реагирования, функционирующий на базе отдела по противодействию коррупции при Правительстве области.

Также должна быть создана Интернет-страница отдела по противодействию коррупции на официальном портале Правительства области для информирования общественности о фактах коррупции и принятых по ним мерам, мероприятиях по противодействию коррупции, ходе реализации Программы.

4. Формирование антикоррупционного общественного сознания.

В рамках данного направления будет проводиться пропаганда негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции. Должна быть создана и внедрена системная программа этического образования государственных гражданских служащих области. Ее основная задача - разъяснение государственным гражданским служащим области основных положений международного, федерального гражданского законодательства и законодательства области по противодействию коррупции, корпоративных ценностей органа исполнительной власти области, вопросов юридической ответственности за коррупционные правонарушения, ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления.

Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года N Пр-1568, в редакции Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы" (далее - Указ) предусмотрен комплекс мероприятий антикоррупционной направленности на 2010-2011 годы (часть дополнительно включена постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П).

В рамках Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить своевременную корректировку планов по противодействию коррупции в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период (часть дополнительно включена постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П).

Этим обусловлено продление срока действия Программы на период до 2011 года. В 2011 году предусматривается реализация мероприятий антикоррупционной направленности, соответствующих Национальному плану противодействия коррупции на 2010-2011 годы:

организация и проведение опроса общественного мнения для оценки уровня коррупции, выявления недостатков в законодательстве области, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявления коррупционных сфер деятельности;

демонстрация социальной рекламы антикоррупционной направленности;

(абзац исключен постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2010 N 636-П, см. предыдущую редакцию).

(часть дополнительно включена постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П)

2. Цели и задачи Программы


Программа - важнейшая составная часть антикоррупционной политики в области.

Целями Программы являются:

1. Создание системы по предупреждению коррупционных действий. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

внедрение независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов области и проектов правовых актов области;

выработка рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов;

разработка рекомендаций и проектов законов, направленных на снижение уровня коррупции.

2. Снижение уровня коррупции, ее влияния на активность и эффективность бизнеса, деятельность органов государственной власти области и органов местного самоуправления, повседневную жизнь граждан на территории области.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

оценка существующего уровня коррупции;

мониторинг уровня доверия предпринимателей и населения области к деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»