САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24сентября 2003 года N 16-619


Об областной целевой программе "Дети Саратовской области" на 2004-2006 годы

(с изменениями на 29 ноября 2006 года)


_______________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 14.07.2004 N 26-1072,
постановлением Саратовской областной Думы от 14.07.2004 N 26-1073,
постановлением Саратовской областной Думы от 06.10.2004 N 27-1139,
постановлением Саратовской областной Думы от 27.10.2004 N 28-1190,
постановлением Саратовской областной Думы от 15.12.2004 N 30-1332,
постановлением Саратовской областной Думы от 22.06.2005 N 40-1621,
постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1725,
постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1730,
постановлением Саратовской областной Думы от 23.11.2005 N 45-1844,
постановлением Саратовской областной Думы от 23.11.2005 N 45-1845,
постановлением Саратовской областной Думы от 19.04.2006 N 54-2133,
постановлением Саратовской областной Думы от 27.09.2006 N 58-2363,
постановлением Саратовской областной Думы от 29.11.2006 N 61-2447.

_______________________________________________________________


Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную целевую программу «Дети Саратовской области» на 2004-2006 годы (прилагается).

2. Рекомендовать Правительству Саратовской области изыскать дополнительные финансовые средства на реализацию мероприятий областной целевой программы «Дети Саратовской области» на 2004-2006 годы.

Председатель
 Саратовской областной Думы
 С.А.Шувалов


Секретарь
 Саратовской областной Думы
 В.В.Мальцев


 Приложение
 к постановлению
     Саратовской областной Думы
     от 24.09.2003 г. № 16-619


Областная целевая программа
 «Дети Саратовской области»
на 2004-2006 годы
(с изменениями на 29 ноября 2006 года)


______________________________________________

В тексте Программы слова «комитет молодежной политики, спорта и туризма» заменены словами «комитет по спорту»,

слова «департамент федеральной государственной службы занятости населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации»

заменены словами «территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости населения» -

постановление Саратовской областной Думы от 14.07.2004 N 26-1072
______________________________________________     

_______________________________________________________________

Текст Программы после слов "министерство труда и социального развития области",

а также после слов "министерство здравоохранения области" в соответствующем падеже

дополнен словами ", министерство здравоохранения и социальной поддержки области" в соответствующем падеже -

постановление Саратовской областной Думы от 19.04.2006 N 54-2133.

_______________________________________________________________


Саратов, 2003


Паспорт областной целевой программы
«Дети Саратовской области» на 2004-2006 годы

Наименование Программы

- областная целевая программа «Дети Саратовской области» на 2004-2006 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы», распоряжение Правительства Саратовской области от 17 июня 2003 года № 181-Пр «О подготовке областной целевой программы «Дети Саратовской области на 2004-2006 годы»

Государственный заказчик  координатор Программы

- министерство труда и социального развития области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области

Государственные заказчики подпрограмм

министерство труда и социального развития области, министерство здравоохранения области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство образования области

Основные разработчики Программы

- министерство труда и социального развития области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство здравоохранения области, министерство образования области, министерство культуры области, комитет по спорту области, территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости населения по Саратовской области (по согласованию)

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство труда и социального развития области, министерство здравоохранения области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство образования области, министерство культуры области, комитет по спорту области, комитет по строительству и стройиндустрии области, территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости населения по Саратовской области (по согласованию)

Перечень подпрограмм

- «Здоровый ребенок» (государственный заказчик - министерство здравоохранения области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области);

- «Дети-инвалиды» (государственный заказчик - министерство труда и социального развития области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области);

- «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (государственный заказчик - министерство труда и социального развития области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области);

- «Дети-сироты» (государственный заказчик - министерство образования области);

- «Одаренные дети» (государственный заказчик - министерство образования области);

- «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков» (государственный заказчик - министерство образования области)

Цели и задачи Программы

- обеспечение условий для рождения здоровых детей, профилактика детской заболеваемости и инвалидности;

- улучшение качества жизни и здоровья детей на основе комплексного решения медицинских, педагогических, социальных проблем материнства и детства;

- создание условий для полноценной жизни детей с ограниченными возможностями и интеграции их в общество;

- решение проблем неблагополучия детей, в том числе проблемы детской безнадзорности и беспризорности;

- комплексное решение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей

Срок реализации Программы

2004-2006 годы

Объем и источники
финансирования Программы



- общие затраты на реализацию Программы составляют 798340,5 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств областного бюджета - 788340,5 тыс. рублей;


за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области - 10000,0 тыс. рублей";

 (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 27.09.2006 N 58-2363, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты Программы

- снижение показателей материнской смертности, младенческой смертности, детской смертности на 15-20 процентов;

- снижение уровня заболеваемости, смертности, инвалидности среди детей с хронической патологией;

- увеличение численности детей-инвалидов, охваченных реабилитационными мероприятиями, до 7 тысяч ежегодно;

- повышение качества и объема реабилитационных услуг, предоставляемых каждому ребенку с ограниченными возможностями;

- обеспечение устойчивого снижения численности социально дезадаптированных, беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, а также сокращение числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними;

- приближение к месту жительства граждан учреждений, предоставляющих комплекс социальных услуг семьям с несовершеннолетними детьми и детям, попавшим в социально опасное положение, детям-инвалидам;

- укрепление материально-технической базы около 100 учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных и патронатных семьях, снижение числа детей-сирот, воспитывающихся вне семьи;

- увеличение объемов государственной поддержки одаренных детей, численности одаренных детей - участников предметных олимпиад, творческих, оздоровительных и культурных мероприятий

Контроль за исполнением Программы

- контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком - координато-ром Программы и государственными заказчиками подпрограмм совместно с министерством экономики и инвестиций области и министерством финансов области


Введение

Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы» и распоряжением Правительства Саратовской области от 17 июня 2003 года № 181-Пр «О подготовке областной целевой программы «Дети Саратовской области на 2004-2006 годы».

Программа является средством реализации согласованной политики органов исполнительной власти области для обеспечения гарантированных государством прав несовершеннолетних детей, проживающих на территории Саратовской области.

Программа включает в себя шесть подпрограмм: «Здоровый ребенок», «Дети-инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков».


Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которых в последнее десятилетие многократно увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое. За последние пять лет заболеваемость новорожденных выросла на 8,7 процента и составила в 2002 году 363,7 на 1000 родившихся живыми. В 2002 году у каждого второго новорожденного регистрировались заболевания, являющиеся следствием осложнений беременности и перинатального периода. Каждый 12-й ребенок рождается с низкой массой тела, число таких детей ежегодно растет. При этом 75 процентов недоношенных и маловесных детей нуждаются в проведении интенсивной терапии, выхаживания и дальнейшей медицинской реабилитации. Развитие таких технологий является целесообразным и с позиций профилактики заболеваний и инвалидности в старшем возрасте.

Показатели материнской и младенческой смертности, несмотря на тенденцию к снижению, значительно превышают показатели развитых стран. В течение ряда лет врожденные пороки развития, несовместимые с жизнью, занимают второе ранговое место в структуре младенческой смертности. Отдельные виды врожденной патологии являются причиной детской инвалидности, занимая третье место в структуре инвалидизирующих факторов.

За последние 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34,4 процента. В среднем у каждого ребенка выявляется 2 заболевания. Общая заболеваемость детей подросткового возраста (15-18 лет) увеличилась на 31,4 процента, у каждого подростка регистрируется не менее 3 заболеваний.

Этим определяется необходимость внедрения имеющихся и разработки новых эффективных комплексных медицинских, психолого-педагогических и социальных технологий профилактики, оздоровления, лечения и реабилитации детей для реализации в условиях учреждений различной ведомственной подчиненности (системы образования, социальной защиты и др.).

В органах социальной защиты населения Саратовской области состоят на учете 8,4 тыс. детей-инвалидов (1,4 процента от общей численности детей), в общеобразовательных, специальных учреждениях и на дому обучаются 4643 ребенка-инвалида (796 обучаются в интернатах системы образования). Численность не обучаемых по медицинским показаниям детей-инвалидов составляет 1342 человека.

В числе причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, отмечаются ухудшение экологической ситуации, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей.

В структуре первичной инвалидности первое место занимают психические расстройства и расстройства поведения (22,7 процента), второе место - болезни нервной системы (21 процента), третье место - врожденные аномалии (20,4 процента).

В области создана и функционирует служба медико-социальной экспертизы детей-инвалидов, имеющая в своем составе 4 детских бюро медико-социальной экспертизы. Комплекс проведенных мероприятий, направленных на раннюю диагностику патологических состояний, позволил снизить первичную инвалидность детей на 13 процентов.

Вместе с тем из 8382 детей-инвалидов, проживающих в области, реабилитационную помощь получают ежегодно в среднем только 5,1 - 5,2 тыс. человек. Имеющиеся учреждения недостаточно оснащены современным реабилитационным оборудованием, в результате чего реабилитационная помощь нуждающимся детям-инвалидам оказывается не в полном объеме.

До настоящего времени не разработана система определения нуждаемости каждого ребенка-инвалида в реабилитационных мероприятиях и технических средствах реабилитации, ограничена доступность в получении реабилитационных услуг детям-инвалидам, проживающим в сельских районах области, не создан единый региональный банк данных о детях-инвалидах, не развита подготовка квалифицированных кадров для работы с детьми-инвалидами.

Детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, в которых проживают в настоящее время 423 ребенка (5 процентов от общей численности детей-инвалидов), располагаются в ветхих зданиях, нуждающихся в реконструкции и капитальном ремонте.      


Остается острой проблема социального сиротства и детской безнадзорности. Свыше 7 тысяч семей находятся в социально опасном положении и не обеспечивают нормальных условий для воспитания и развития более 14 тысяч детей.

В целом в области сформирована четкая межведомственная система взаимодействия органов системы профилактики детской безнадзорности и социального сиротства.

Созданная сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (функционируют 13 социально-реабилитационных центров и социальных приютов на 566 мест) позволяет обеспечить ежегодно реабилитацию более 7000 детей, решать вопросы экстренного жизнеустройства и перевозки к месту постоянного жительства детей, самовольно ушедших из семьи и детских государственных учреждений.

Вместе с тем требует дальнейшего развития сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. Потребность области в центрах социальной помощи семье и детям «Семья» удовлетворена лишь на 9 процентов. Отстает от потребности количество учреждений дополнительного образования детей.

Действующие и вновь открытые учреждения системы профилактики детской безнадзорности размещены в помещениях, требующих ремонта, и нуждаются в оснащении современным коррекционно-реабилитационным оборудованием.

Остро ощущается дефицит квалифицированных кадров по работе с безнадзорными и беспризорными детьми. Не все общеобразовательные школы в достаточном количестве укомплектованы психологами и социальными педагогами.

Отмечается невысокая эффективность профилактических мероприятий, проводимых как с ребенком, так и с родителями, что требует разработки и внедрения в практику новых технологий по работе с семьей.

Более одного процента от общего числа детей составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ежегодно их число увеличивается. Если в 2000 году в области насчитывалось 7176 детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, то на 1 мая 2003 года - 7578 детей. В настоящее время в области функционирует лишь 22 приемных семьи, в которых воспитываются 116 детей, в том числе 108 приемных (1,5 процента от числа детей-сирот).

Существующая сеть учреждений интернатного типа области не в полной мере отвечает современным педагогическим и техническим требованиям. Ряд учреждений требует капитального ремонта, реконструкции, технического переоснащения.

Для решения обозначенных выше проблем детей в последнее время в области ведется работа по созданию адекватной современному уровню развития общества законодательной базы, внедряются принципиально новые механизмы осуществления государственной политики в отношении детей. Постановлением Правительства Саратовской области от 23 августа 2002 года № 77-П принята Концепция демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года, реализуется план первоочередных мер по стабилизации демографической ситуации на 2003-2004 годы. Утверждены областные целевые программы: «Патриотическое воспитание детей и молодежи» на 2002-2005 годы, «Молодежь Саратовской области» (2003-2005 годы), «Охрана репродуктивного здоровья населения» на 2002-2005 годы. Принят Закон Саратовской области «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье».

С 1996 года в области отмечается тенденция снижения младенческой смертности в результате целенаправленной работы по сохранению репродуктивного здоровья населения. В области создана сеть лечебно-профилактических учреждений, деятельность которых направлена на выявление и лечение социально значимых заболеваний несовершеннолетних. Отмечен прогресс в плане витаминизации детского питания в интернатных учреждениях. Приняты дополнительные меры по привлечению детей в детские дошкольные учреждения.

На социальном патронаже в учреждениях социальной помощи семье и детям в 2002 году находились почти 28 тыс. семей (в 2001 году - 24 тыс. семей), внедрены новые формы работы (семейные клубы общения, школы трудовой реабилитации, университеты здорового образа жизни и др.). Меры, принимаемые органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволили закрепить тенденцию снижения подростковой преступности (за 2002 год она снизилась на 24,5 процента).

Наметилась тенденция роста детских клубных формирований и числа участников в них. В 2002 году более 700 тыс. детей и подростков проводили свободное время в музейных залах (70 процентов всех посетителей). Почти 15 процентов детей в возрасте от 6 до 18 лет занимаются в спортивных школах области, в 2002 году на 40 процентов увеличилось число участников областных финалов спортивных соревнований среди подростков и молодежи.

В 2002 году различными формами отдыха и оздоровления были охвачены 61,7 процента детей и подростков (в 2001 году - 55,8 процента), в том числе количество путевок для детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, увеличилось более чем на 40 процентов. Традицией становится проведение профильных смен для особо одаренных детей.

Цели и задачи Программы


Целями Программы являются обеспечение условий для улучшения здоровья детей, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечение развития и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей, организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.

«Здоровый ребенок»

Основной целью подпрограммы является создание условий для сохранения, восстановления и укрепления здоровья детей на основе комплексного решения медицинских, педагогических, социальных проблем материнства и детства.

Для достижения основной цели требуется решение следующих задач:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»