САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21.01.98  N 8-136


Об областной целевой программе
 социальной поддержки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998-2000 годы

       В целях реализации социальных гарантий для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусмотренных Законами Российской Федерации "О статусе военнослужащих", "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 Саратовская областная Дума

 ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Утвердить областную целевую программу социальной поддержки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998-2000 годы (прилагается).

       2. Рекомендовать Правительству Саратовской области осуществить финансирование программных мероприятий в пределах расходов, предусмотренных Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 1998 год" и последующие годы.

       3. Рекомендовать Правительству Саратовской области до 25 февраля 1998 года разработать механизм выплат денежных компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 604.

       4. Рекомендовать органам муниципальных образований Саратовской области до 25 февраля 1998 года разработать мероприятия с учетом областной программы.

       5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по вопросам социальной сферы Саратовской областной Думы.

  Председатель
 Саратовской областной Думы
 А.П.Харитонов


Областная целевая программа
социальной поддержки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей
на 1998-2000 годы

1. Обоснование разработки программы

       Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации и связанное с ним сокращение численности войск ставит перед государством все более сложные задачи по социальной защите граждан, оказавшихся в новом качестве.

       Социальная поддержка военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, в большинстве своем по объективным причинам лишенных отдельных гражданских, личных, политических и социально-экономических прав, является долгом государства перед этой категорией граждан, вследствие чего необходимы нетрадиционные подходы к этой проблеме, в том числе и в законотворчестве.

       В настоящее время число не имеющих жилой площади военнослужащих в Российской Федерации составляет около 100 тысяч человек, а граждан уволенных с военной службы в запас или отставку - более 200 тысяч человек. Только в Саратовской области проживает более 2000 не имеющих жилой площади военнослужащих и 5261 офицер и прапорщик запаса и в отставке (причем уволенных в 1997 году и вставших на учет - 1737 человек, из них по сокращению штатов 223 человека). Если учитывать членов семей, то эта цифра в среднем возрастет в 3 раза.

       Остро стоит проблема трудоустройства бывших военнослужащих и членов их семей. В большинстве своем это люди от 30 до 50 лет, имеющие большой жизненный опыт, умеющие работать в любых условиях и способные принести огромную пользу государству и области. В 1997 году только в центрах занятости населения области зарегистрированы - 481 человек данной категории. С учетом "скрытой безработицы" названная цифра увеличивается в несколько раз.

       Недостаточно эффективно работает система социальной защиты бывших военнослужащих, пострадавших при испытаниях и авариях ядерного, бактериологического и химического оружия. Вопрос приобретения лекарств для этой категории, а также обострившиеся проблемы медицинской помощи людям, потерявшим здоровье во время выполнения служебных обязанностей решается недостаточно эффективно.

       Еще более обострились социальные проблемы военнослужащих, проходящих военную службу в настоящее время. Прежде всего они связаны с финансированием войск, обеспечением их всеми видами довольствия. Вышеназванные обстоятельства и вызвали необходимость разработки "Областной целевой программы социальной поддержки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998-2000 годы".

2. Основные цели и содержание программы

       Цель программы - обеспечить основные гарантии, права и льготы военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусмотренные Законами Российской Федерации "О статусе военнослужащих", "О ветеранах", нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Саратовской области, а также используя нетрадиционные подходы, в условиях рыночной экономики, создать механизм ее выполнения.

       Основными целями программы являются:

       реализация основных социальных льгот для данной категории граждан;

       разработка наиболее перспективных и дополнительных мер по оказанию помощи военнослужащим, лицам, уволенным в запас или отставку (проходившим службу по контракту) в приобретении или строительстве жилья;

       оказание адресной помощи социальной поддержки для наиболее нуждающихся граждан этой категории;

       содействие в работе постоянно действующих структур государственных и муниципальных органов власти, обеспечивающих социальную защиту данной категории граждан;

       содействие в профессиональном переобучении офицеров, прапорщиков (мичманов), уволенных в запас или отставку, и членов их семей с дальнейшим трудоустройством.

3. Основные направления социальной поддержки

       Программа предлагает следующие основные направления социальной поддержки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы (проходивших службу по контракту), и членов их семей:

       обеспечение жильем;

       профессиональная подготовка и трудоустройство;

       социально-бытовое обеспечение, транспортные услуги.

3.1. Обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

       Проблема обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Саратовской области в настоящее время остается не решенной, более того, в связи с сокращением Вооруженных Сил, количество военнослужащих, и граждан, уволенных с военной службы не обеспеченных жильем постоянно увеличивается.

       Основными причинами невыполнения объемов строительства жилья является: несвоевременное финансирование строительства, низкая эффективность использования выделенных на строительство жилья средств, неумение применять новые, нетрадиционные методы рыночной экономики.

       Для решения вопроса обеспечения жильем военнослужащих и уволенных с военной службы граждан целесообразно использовать:

       выдачу государственных жилищных сертификатов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062;

       дальнейшее выполнение областной Сертификатной программы обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 19 декабря 1996 года N 17-П;

       ввод в эксплуатацию незавершенных жилых домов с высокой степенью готовности;

       покупка готового жилья с использованием рынка недвижимости (в том числе из существующего жилого фонда); индивидуальное жилищное строительство;

       увеличение существующего жилищного фонда за счет реконструкции зданий;

       использование личных средств военнослужащих, лиц, уволенных в запас или отставку (проходивших военную службу по контракту) для строительства и приобретения жилья.

       Одним из способов реализации части программы строительства жилья является федеральный бюджет на 1998 год.

       Основной формой использования бюджетных средств предполагается предоставление очереднику государственного жилищного сертификата, который может быть использован в соответствии с Положением "Об организации работы по предоставлению гражданам, уволенным с военной службы, сертификатов на приобретение или строительство жилья".

       Распределение жилищных сертификатов проводят комиссии по учету и распределению жилья с обязательным участием в них представителей областной организации Российского Союза офицеров запаса.

       В целях упорядочения учета лиц, уволенных с военной службы в запас или в отставку и не имеющих жилья, необходимо руководствоваться едиными правилами их учета на территории Саратовской области.

   

3.2. Профессиональная  подготовка   и   обеспечение занятостью граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

       Опыт реализации программ социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы (проходивших службу по контракту), и членов их семей показывает, что наиболее острой является проблема обеспечения их занятости.
     
       Данной категории населения, несмотря на уровень образования и профессиональной квалификации, особенно трудно найти работу, и сегодня на рынке труда они оказываются социальной группой риска.
     
       Все это вызывает необходимость комплексного подхода к проблеме социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы (проходивших службу по контракту), и членов их семей. Такой подход должен предусматривать:
     
       регулярное обеспечение областного и районных комиссариатов, областного Совета и районных отделений Российского Союза офицеров запаса данными о возможностях переподготовки граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на территории области;
       сроки комплектования учебных групп и наличие свободных рабочих мест;
       организацию подготовки по гражданским специальностям, в том числе методом дистанционного обучения;
       содействие развитию предпринимательской деятельности и созданию новых рабочих мест;
       повышение роли органов исполнительной власти в вопросах социальной адаптации указанных лиц, приближение обучения непосредственно к потребностям региональных рынков труда.
     
       Профессиональную подготовку и обеспечение занятостью граждан, уволенных с военной службы (проходивших службу по контракту), и членов их семей, проводить в соответствии с "Программой переподготовки и обеспечения занятостью военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания"
, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1997 г. N 674.

       Распоряжением Губернатора области от 5 сентября 1997 г. N 1193-Р головным центром в реализации программы определен Саратовский региональный центр переподготовки офицеров запаса.

       В связи с этим, рекомендовать Саратовскому региональному центру переподготовки офицеров запаса, другим учебным заведениям, совместно с Комитетом по занятости населения области, организовать переподготовку с использованием различных форм обучения, в том числе дистанционного, не менее 250 человек в год из числа уволенных с военной службы граждан (проходивших службу по контракту), и членов их семей, в том числе имеющих право на пенсионное обеспечение в возрасте до 45 лет, уволенных с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

       Работу по переподготовке и обеспечению занятости граждан, уволенных с военной службы (проходивших службу по контракту), и членов их семей проводить по следующим направлениям:

       профессиональная ориентация военнослужащих (проходящих службу по контракту), готовящихся к увольнению в запас, а также уволенных с военной службы, и членов их семей;

       подготовка и переподготовка по гражданским специальностям;

       оказание практического содействия в подборе подходящей работы и трудоустройстве.

       Комитету по занятости населения министерства труда и социального развития Правительства области спланировать организацию на рынке труда рекламы деловых качеств и профессиональных возможностей граждан, уволенных с военной службы (проходивших службу по контракту), и членов их семей. Повысить роль районных органов службы занятости населения в работе по обеспечению профессиональной ориентации и трудоустройства военнослужащих, уволенных с военной службы. Проводить в гарнизонах Саратовской области для данной категории граждан "ярмарки вакансий".

       Считать наиболее важным направлением развитие предпринимательства в местах компактного проживания граждан, уволенных с военной службы, создание выпускниками учебных центров сети предприятий малого и среднего бизнеса по производству товаров и услуг, и других элементов деловой инфраструктуры.

       Привлекать к финансированию по переподготовке и трудоустройству заинтересованные государственные, коммерческие, внебюджетные организации, а также иностранных инвесторов.

       Для более полного решения проблем трудоустройства граждан данной категории, изыскивать новые подходы и дополнительные целевые мероприятия со стороны органов социальной защиты населения, в том числе:

       разработку и реализацию региональных программ, предусматривающих создание рабочих мест для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

       выделение льготных кредитов на развитие малого и среднего бизнеса;

       шире привлекать к решению данного вопроса общественные организации, в том числе областную организацию Российского Союза офицеров запаса, службу занятости АО "Конверсия - Саратов", другие организации.

3.3. Социально-бытовое обеспечение

       В соответствии с Законами Российской Федерации "О ветеранах", "О статусе военнослужащих", другими законами, Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации добиться реализации основных гарантий, прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

       В качестве мер социальной поддержки реализовать следующие права и льготы:

       выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, при невозможности предоставить жилые помещения;

       оплату жилья и коммунальных услуг военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и проживающим совместно с ними членам их семей, гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы, которых составляет 20 и более лет, и проживающим совместно с ними членам их семей, а также членам семей военнослужащих, потерявших кормильца и имеющих право на указанные льготы на день гибели (смерти) военнослужащих, производить в размере 50% в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статью 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 года N 790;

       бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (за исключением такси) - военнослужащим, военным пенсионерам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законами Российской Федерации "О ветеранах" (статьи 5,22,23), "О статусе военнослужащих" (статья 20);

       бесплатную передачу, по их желанию, в собственность или в пожизненное наследуемое владение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (статья 17 п.2, 3), Законом Саратовской области "О земле" (статьи 65,77);

       освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (статья 17 п.5), Законом Саратовской области "О земле" (статья 88);

       обеспечение бесплатной медицинской помощи и льготного приобретения лекарств в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (статья 16 п.2-8), "О ветеранах" (статья 22), другими законодательными актами Российской Федерации.

4. Финансовое обеспечение программы

   +--------------------------------------------------------------+
   ¦                      ¦   Финансовые затраты     ¦            ¦
   ¦                      ¦     (в млн. руб.)        ¦Примечание  ¦
   ¦                      +--------------------------¦            ¦
   ¦                      ¦ 1998 г.¦ 1999 г.¦ 2000 г.
¦            ¦
   +----------------------+--------------------------+------------¦
   ¦1¦Обеспечение жильем  ¦ В размерах ассигнований, ¦Графы 3,4,5 ¦
   ¦ ¦граждан, уволенных  ¦      выделенных          ¦без учета   ¦
   ¦ ¦с военной службы:   ¦ из федерального бюджета  ¦федерального¦
   ¦ ¦- федеральный бюджет¦                          ¦бюджета     ¦
   ¦ +--------------------+--------------------------+------------¦
   ¦ ¦- внебюджетные      ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦  источники         ¦   4,5  ¦  5,0   ¦   5,5  ¦            ¦
   ¦ +--------------------+--------+--------+--------+------------¦
   ¦ ¦- средства граждан  ¦   5,0  ¦  5,5   ¦   6,0  ¦            ¦
   ¦ +--------------------+--------+--------+--------+------------¦
   ¦ ¦            Итого:  ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   +-+--------------------+--------+--------+--------+------------¦
   ¦2¦Социально-бытовое   ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦обеспечение:        ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ +--------------------+--------+--------+--------+------------¦
   ¦ ¦- выплата денежной  ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦компенсации за наем ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦(поднаем) жилых     ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦помещений из        ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦областного бюджета; ¦   8,0  ¦  8,5   ¦   9,0  ¦            ¦
   ¦ +--------------------+--------------------------+------------¦
   ¦ ¦- 50% скидка        ¦                          ¦            ¦
   ¦ ¦в оплате занимаемой ¦      В соответствии      ¦            ¦
   ¦ ¦общей площади и     ¦     с постановлением     ¦            ¦
   ¦ ¦коммунальных услуг  ¦    Правительства РФ      ¦            ¦
   ¦ ¦из бюджетов         ¦   от 12.07.96 г. N 790   ¦            ¦
   ¦ ¦муниципальных       ¦                          ¦            ¦
   ¦ ¦образований области ¦                          ¦            ¦
   ¦ +--------------------+--------------------------+------------¦
   ¦ ¦- бесплатный проезд ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦на городском        ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦транспорте (за      ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦исключением такси)  ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦из бюджетов         ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦муниципальных       ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦образований области ¦ 0,227  ¦ 0,30   ¦ 0,35   ¦            ¦
   ¦ +--------------------+--------+--------+--------+------------¦
   ¦ ¦- профессиональная  ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦переподготовка и    ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦трудоустройство     ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦граждан, уволенных  ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦с военной службы и  ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦членов их семей за  ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦счет средств службы ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦занятости области   ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦(250 человек в год) ¦   0,45 ¦    0,5 ¦  0,55  ¦            ¦
   +-+--------------------+--------+--------+--------+------------¦
   ¦ ¦Всего на программу: ¦  18,17 ¦   19,8 ¦  21,4  ¦            ¦
   ¦ +--------------------+--------------------------¦            ¦
   ¦ ¦В том числе:        ¦                          ¦Графы 3,4,5 ¦
   ¦ ¦- из федерального   ¦В размерах ассигнований,  ¦без учета   ¦
   ¦ ¦бюджета             ¦выделенных из федерального¦федерального¦
   ¦ ¦                    ¦       бюджета            ¦бюджета     ¦
   ¦ +--------------------+--------------------------+------------¦
   ¦ ¦- из областного     ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦бюджета             ¦    8,0 ¦   8,5  ¦  9,0   ¦            ¦
   ¦ +--------------------+--------+--------+--------+------------¦
   ¦ ¦- из средств        ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦службы занятости    ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦области             ¦   0,45 ¦   0,5  ¦  0,55  ¦            ¦
   ¦ +--------------------+--------+--------+--------+------------¦
   ¦ ¦-из бюджетов        ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦муниципальных       ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦образований         ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦области             ¦   0,227¦   0,3  ¦  0,35  ¦            ¦
   ¦ +--------------------+--------+--------+--------+------------¦
   ¦ ¦- из внебюджетных   ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦источников          ¦    4,5 ¦   5,0  ¦  5,5   ¦            ¦
   ¦ +--------------------+--------+--------+--------+------------¦
   ¦ ¦- из средств        ¦        ¦        ¦        ¦            ¦
   ¦ ¦  граждан           ¦    5,0 ¦   5,5  ¦  6,0   ¦            ¦
   +--------------------------------------------------------------+

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»