ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2004 года № 144-П


О проекте областной комплексной программы
 «Развитие агропромышленного комплекса Саратовской области до 2010 года»

(с изменениями на 21 февраля 2005 года)

____________________________
Снят с контроля на основании
постановления Правительства области
от 25.10.2004 № 230-П

в связи с выполнением
____________________________

_______________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 21.02.2005 N 61-П.

_______________________________________________________________


В целях развития конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, перерабатывающих и обслуживающих его отраслей, повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий, развития продовольственного рынка области, сохранения природных ресурсов для аграрного производства, создания необходимых социально-экономических условий для повышения жизненного уровня и социальной защищенности сельского населения области, на основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемый проект областной комплексной программы «Развитие агропромышленного комплекса Саратовской области до 2010 года» и направить его в установленном порядке на рассмотрение Саратовской областной Думы.

2. Предложить органам местного самоуправления области разработать и утвердить соответствующие программы развития агропромышленного комплекса и учитывать их при разработке проектов местных бюджетов.

3. (пункт признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 21.02.2005 N 61-П, см. предыдущую редакцию).

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

     Губернатор области
 Д.Ф. Аяцков


     Приложение
 к постановлению
Правительства области
 от  28 июня 2004 года № 144-П

Областная комплексная программа
«Развитие агропромышленного комплекса Саратовской области
до 2010 года»


ПАСПОРТ
областной комплексной программы
 «Развитие агропромышленного комплекса Саратовской области до 2010 года»


Наименование Программы

Областная комплексная программа «Развитие агропромышленного комплекса Саратовской области до 2010 года» (далее - Программа)

Основание для разработки

Постановление Правительства Саратовской области от 7 августа 2000 года № 80-П «О Концепции развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2005 года»

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия области

Основные разработчики Программы

Министерство экономики и инвестиций области;
министерство сельского хозяйства и продовольствия области;
комитет по земельным ресурсам и землеустройству по области; ассоциация «Аграрное образование и наука» в составе: государственное научное учреждение Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса, научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока, Саратовский аграрный университет им.Н.И.Вавилова, федеральное государственное научное учреждение Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и кукурузы «Россорго», Саратовская областная станция садоводства, федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский региональный институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса», государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного хозяйства», федеральное научное учреждение «Волжский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации»

Цели и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

Развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, перерабатывающих и обслуживающих его отраслей;
повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий;
развитие продовольственного рынка области; сохранение природных ресурсов для аграрного производства;
создание необходимых социально-экономических условий для повышения жизненного уровня и социальной защищенности сельского населения области

Сроки и этапы реализации Программы

2005-2010 годы, ежегодно


Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия области; министерства и ведомства, реализующие государственную политику в сфере агропромышленного комплекса области; администрации муниципальных образований области (по согласованию); научные организации области (по согласованию)

Объемы и источники | финансирования Программы

Общая сумма расходов на реализацию Программы составляет 27,2 млрд рублей, в т.ч.: федеральный бюджет (прогнозно) - 6,7 млрд рублей (24,6 %); областной бюджет - 7,4 млрд рублей (27,3 %); внебюджетные источники (прогнозно) - 13,1 млрд рублей (48,1 %)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы


Реализация мероприятий Программы за период 2005-2010 годов позволит:
повысить эффективность сельскохозяйственного производства; увеличить производство валовой продукции предприятий всех форм собственности в АПК области в 2,3 раза;
обеспечить стабилизацию рынка сбыта сельскохозяйственной продукции;
обеспечить развитие социальной сферы и формирование благоприятной жизненной среды для сельских жителей области

Система организации  контроля за исполнением  Программы

Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство области, министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство экономики и инвестиций области, министерство финансов области


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В 2002 году в области функционировало 763 коллективных сельскохозяйственных предприятия и 8,3 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, за которыми было закреплено соответственно 74,6 и 19,5 процентов сельхозугодий, в том числе 75,3 и 23,8 процентов пашни. За годы реформирования агропромышленного комплекса (далее - АПК) в регионе произошли значительные изменения. Площадь обрабатываемой пашни сократилась с 6402 тыс. га в 1990 году до 5149 тыс. га в 2002 году, или почти на 20 процентов, а посевная площадь соответственно с 5564 тыс. га до 3827 тыс. га, или на 31 процент, в том числе зерновых с 3371 тыс. га до 2620 тыс. га, или на 22 процента.

Возникший диспаритет цен негативно сказался на основных факторах интенсификации сельского хозяйства. Техническая оснащенность в целом снизилась в два раза, в том числе численность тракторов в 1,8 раза, зерноуборочных комбайнов - в 2,1 раза, плугов - в 1,7 раза, сеялок - в 2,3 раза и т.д. Хотя в последние два года коэффициенты обновления техники постепенно повышаются, они все еще остаются очень низкими (3-4 процента), в то время как проценты выбытия составляют 8-11 процентов. По сравнению с 1990 годом объемы внесения минеральных удобрений на 1 га посева в 2001-2002 годах были в 8,2 раза ниже (22,9 кг и 2,3 кг), органических - в 2,2 раза. Площади орошаемых земель сократились почти в 3 раза. Сложившиеся цены на продукцию животноводства и ухудшение кормовой базы привели к уменьшению поголовья скота и объемов производства животноводческой продукции. По сравнению с 1990 годом к началу 2003 года поголовье крупного рогатого скота в области сократилось в 2,7 раза, в том числе коров - в 2 раза, свиней -в 3,1 раза, овец и коз в 7,5 раза. По ряду показателей продуктивности в животноводстве Саратовская область опережает несколько соседних областей, однако средний надой на корову по сельскохозяйственным предприятиям за 2001-2002 годы составил 2288 кг, настриг шерсти с 1 овцы - 2,8 кг, яйценоскость курицы - несушки 253 штук.

Сокращение посевных площадей и поголовья скота обусловило снижение производства многих видов сельскохозяйственной продукции. По сравнению с 1986-1990 годами в 1996-2000 годах производство зерна снизилось в области на 28 процентов, сахарной свеклы почти в 2 раза, овощей - на 15 процентов, молока - на 37 процентов, мяса - в 2,2 раза, шерсти - в 7,9 раза, яиц - на 31 процент (приложение № 1 к Программе). В последние годы имело место увеличение производства зерна, подсолнечника, овощей, некоторых видов животноводческой продукции благодаря принимаемым руководством области мерам по улучшению технической оснащенности села, увеличению объемов применения удобрений, повышению технологической дисциплины, укреплению и повышению квалификации кадров.

Переход к рыночным отношениям, вызвавший резкое увеличение стоимости материально-технических ресурсов, обусловил значительный рост себестоимости сельскохозяйственной продукции. Темпы повышения себестоимости многих видов продукции оказались выше темпов роста реализационных цен, производство их оказалось низкорентабельным и убыточным. Начиная с 1994 года по 1998 год включительно в целом по области деятельность сельскохозяйственных предприятий была убыточной. В 1999 году уровень рентабельности с учетом дотаций и компенсаций от реализации продукции сельского хозяйства составил +20,8 процента, 2000 год +6,3 процента, 2001 год +15,2 процента, 2002 год +1,4 процента.

Это происходит на фоне снижения удельного веса консолидированного бюджета в стоимости валовой продукции, то есть роль государства в регулировании и укреплении финансового состояния сельскохозяйственных предприятий снижается. Если в 1995 году удельный вес сельского хозяйства в общих расходах федерального бюджета составлял 3,8 процента, областного - 16,1 процента, то в 2002 году, соответственно, только 3,8 процента и 2,4 процента (приложение N 2 к Программе).

В области принимается ряд мер по снижению затрат товаропроизводителей на производство продукции, в частности субсидирование части процентов по привлекаемым кредитам банков, части расходов по страховым взносам, субсидирование стоимости горюче-смазочных материалов и т.д. Всего в 2002 году в сельскохозяйственное производство привлечено 2,2 млрд. рублей. Однако, этого объема недостаточно, требуется дальнейшее развитие инструментов и направлений субсидирования расходов сельских товаропроизводителей всех форм собственности и хозяйствования, в т.ч. крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.

Таким образом анализ свидетельствует, что в целом сложившаяся ситуация с производством сельскохозяйственной продукции в области остается сложной, поэтому возникла острая необходимость в разработке Программы развития АПК по повышению эффективности и устойчивости сельского хозяйства на период до 2010 года.

Представляемая Программа занимает в областной системе программно-целевого планирования определенное место на среднесрочном уровне и увязывается с соответствующими стратегическими и другими среднесрочными плановыми документами.

При разработке Программы использовался целый ряд федеральных целевых программ, влияющих на развитие областного АПК: «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», «Электронная Россия (2002-2010 годы)», «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)» (подпрограмма «Возрождение Волги»), «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» и некоторые другие.

Программа тесно интегрируется с областными целевыми программами, ориентированными на развитие АПК и утвержденными областной Думой: «Развитие Заволжья в Саратовской области», областная целевая программа государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2003-2005 годы, «Обеспечение воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области на 2002-2005 годы».

Таким образом, представляемая Программа носит комплексный характер, в ней конкретизируются целевые приоритеты Стратегического плана развития Саратовской области (приложение № 3 к Программе).

II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы


Основная цель Программы - создание необходимых условий для устойчивого и эффективного функционирования агропромышленного комплекса области, удовлетворения потребностей населения в продуктах и создания благоприятной сферы жизнедеятельности сельских жителей области. То есть развитие аграрного сектора необходимо рассматривать не только с позиций производства, но и как сложную многофункциональную систему, выполняющую широкий спектр народнохозяйственных функций: различные виды несельскохозяйственной деятельности, демографическую, трудоресурсную, экологическую, природоохранную и др.

В этой связи процесс реализации поставленной цели включает в себя решение следующих задач:

обеспечить производство основных видов сельскохозяйственной продукции с учетом полного удовлетворения потребностей в продовольственном и фуражном зерне, мясе, яйце, молоке за счет собственного производства с постепенным вытеснением с внутреннего рынка зарубежных и других производителей;

провести организационно-экономические мероприятия, направленные на финансовое оздоровление отрасли;

обеспечить условия для эффективного использования земли и вовлечения ее в хозяйственный оборот в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан;

стимулировать развитие кооперации и интеграции всех типов предприятий различных форм собственности при производстве, переработке, сбыте сельскохозяйственной продукции, агросервисном обслуживании, торговле и кредитовании;

создать условия для повышения технического оснащения и технологического переоснащения агропромышленного комплекса области, используя возможности лизинга и дилерских центров по реализации техники и запчастей;

использовать все имеющиеся экономические рычаги государственного регулирования продовольственного рынка как важнейшего фактора повышения эффективности сельскохозяйственного производства;

шире привлекать российских и иностранных инвесторов в экономику аграрного сектора и определять наиболее эффективные направления использования всех экономических ресурсов областей, добиваясь максимальной результативности вложения ресурсов всех источников финансирования;

создать условия для развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений.

Сроки реализации Программы - 2005-2010 годы. При этом реализация программных мероприятий и подведение итогов намечается ежегодно.

III. Ресурсное обеспечение Программы


При определении финансового обеспечения реализации Программы учитывалась не только нормативная потребность, но и возможность финансирования мероприятий по направлениям с учетом ресурсных возможностей региона, внебюджетных источников (средства юридических и физических лиц, заинтересованных в реализации Программы, средства фондов и общественных организаций, инвесторов, а также кредиты банков и другие источники).

Общий объем финансирования в 2005-2010 годах составляет 27,2 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 6,7 млрд. рублей (24,6 процента), средств областного бюджета - 7,4 млрд. рублей (27,3 процента), средств внебюджетных источников - 13,1 млрд. рублей (48,1 процента).

Распределение объемов средств, необходимых для реализации Программы, по источникам финансирования и по годам, а также система (перечень) программных мероприятий с необходимыми для их выполнения затратами приведены в приложении № 4 к Программе.

Настоящая Программа включает основные направления развития агропромышленного комплекса области. Она является комплексной, так как предусматривает развитие основных отраслей АПК.

3.1. Растениеводство и земледелие


Развитие растениеводства и земледелия в области предусматривается по следующим направлениям:

полное и эффективное использование сельскохозяйственных угодий;

разработка и освоение научно обоснованных систем земледелия, адаптации их к местным почвенно-климатическим условиям и агроландшафтам;

освоение ресурсосберегающих технологий;

развитие селекции и семеноводства;

осуществление противоэрозионных, агрохимических, лесозащитных и гидромелиоративных, природоохранных мероприятий, обесценивающих сохранение и повышение почвенного плодородия.

В повышении эффективности производства растениеводческой продукции решающее значение имеет научно обоснованная структура посевных площадей (приложение № 5 к Программе).

При разработке структуры посевньгх площадей на перспективу до 2010 года площадь чистых паров следует стабилизировать на уровне 1100 тыс. га (19,3 процента от площади пашни).

Совершенствование структуры посевных площадей и севооборотов проводится по следующим направлениям:

объединение многочисленных рабочих участков пашни в агроландшафтные массивы, формирование динамичных севооборотов по типам агроландшафтов с размещением культур по лучшим предшественникам, систем удобрений и защиты посевов от вредных организмов, освоение ресурсосберегающих экологически безопасных технологий, применение которых сокращает продолжительность полевых работ и затрат труда на 14-30 процентов, а топлива - на 15-35 процента;

возделывание в севооборотах культур трех биологических групп: озимых, ранних и поздних яровых, обеспечивающих повышение устойчивости производства зерна за счет более полного использования осадков теплого периода года. Удельный вес чистых паров в лесостепи устанавливают 17-20 процентов, в черноземной степи - 17-25 процента, в сухой степи - 25-33 процента: площадь посева озимых культур в I-V микрозонах увеличивают за счет посева по занятым парам и непаровым предшественникам;

яровая пшеница в хозяйствах Правобережья может занимать 12-20 процентов севооборотной площади (в Левобережье - 13-33 процента), просо 12-17 процентов, подсолнечник - до 13-17 процентов;

расширение площади посевов зернобобовых, многолетних бобовых трав и культур, используемых в качестве сидератов с целью восполнения плодородия почв и улучшения качества предшественников;

расширение видового состава возделываемых культур, в частности чечевицы, нута, горчицы, рапса и других культур, пользующихся спросом на рынке и обладающих средоулучшающим потенциалом.

Основным направлением развития кормопроизводства должно стать максимальное использование энергетической и протеиновой полноценности кормов за счет расширения площадей под бобовыми культурами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»