• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


РАСПОРЯЖЕНИЕ

ГУБЕРНАТОРА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 1 ноября 2012 года N 49-РГ


Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы"


На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы".

2. Принять предложение Государственного управления образования Псковской области о разработке областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы".

Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы" Государственное управление образования Псковской области.

4. Государственному управлению образования Псковской области разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы" и представить его на утверждение в установленном порядке в срок до 02 ноября 2012 г.

5. Заместителю Губернатора области Емельяновой В.В. обеспечить выполнение Государственным управлением образования Псковской области пункта 4 настоящего распоряжения.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Контрольное управление Администрации области.


И.п. Губернатора области М.К. Жаворонков

КОНЦЕПЦИЯ областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы"

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора области
от 01.11.2012 N 49-РГ

областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы"

1. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


Концепция областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы" разработана в продолжение заканчивающей действие в 2012 году областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа 2009-2012).

Реализуемые в рамках Программы 2009-2012 меры по организации отдыха и оздоровления детей привели к следующим позитивным качественным и количественным результатам:

увеличилась доля оздоровленных детей от общего количества детей школьного возраста с 58,6 % до 60,3 %;

увеличилась доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших отдых и оздоровление, от общего количества детей данной категории с 10,3 % до 20 %;

сохраняется высоким оздоровительный эффект у детей после отдыха: в 2009, 2010 годах - 98 % и в 2011 году - 99 %.

На базе загородных оздоровительных лагерей созданы эффективные механизмы поддержки детей с особыми потребностями, талантливых детей и детей, нуждающихся в особой социальной защите. В 2012 году для детей были организованы 22 профильные смены: спортивные смены по различным видам спорта, экологические, творческая смена "Псковские узоры", смены для активистов детских движений, реабилитационные смены для детей-инвалидов, смены для подростков, состоящих на профилактическом учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Ежегодно для более 2000 детей с ослабленным здоровьем организуются санаторно-оздоровительные смены на базе двух санаториев области "Хилово", "Голубые озера", где дети вместе с отдыхом получают необходимое лечение по назначениям врачей.

В области сохранена сеть загородных оздоровительных лагерей и на сегодня она представлена 34 лагерями: 12 лагерей областной собственности, 4 лагеря - муниципальной собственности, 2 лагеря - частной собственности и 6 загородных лагерей открываются областными, муниципальными и частными организациями на базе санаториев, туристических баз, баз отдыха и других организаций различных форм собственности.

Итогом реализации Программы 2009-2012 стали сохранение гарантированного Конституцией Российской Федерации набора социальных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей, рост качества оздоровления.

Несмотря на достигнутые позитивные результаты, в сфере отдыха и оздоровления детей сохраняются отдельные проблемы.

По-прежнему ежегодная потребность в оздоровлении детей остается высокой, причинами которой служат:

высокий рост заболеваемости органов дыхания, нервной системы, органов пищеварения, заболеваний костно-мышечной системы;

рост показателя инвалидности детей (в 2010 году - 173,1 на 10000 детского населения, в 2011 году - 181,1);

стабильно высокое количество социально незащищенных категорий детей (по состоянию на 01.01.2012 в области проживает более 49138 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. 3369 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2057 детей-инвалидов, 11814 детей воспитываются в многодетных семьях; на учете органов опеки и попечительства находятся 3369 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Одной из важнейших проблем является устаревшая материально-техническая база загородных оздоровительных лагерей, что сказывается на качестве отдыха и оздоровления детей и удовлетворенности населения данным видом услуг. В большинстве загородных лагерей отсутствует отопление, требуется капитальный ремонт и реконструкция. Из 18 стационарных загородных оздоровительных лагерей только 2 лагеря - "Звездный" и "им. Г.Титова" могут принимать на отдых детей круглогодично.

Остро стоит проблема кадрового и информационно-методического обеспечения организации отдыха и оздоровления детей. Вследствие низкой заработной платы работников загородных лагерей, некомфортных условий проживания персонала, временного периода работы в 50 % загородных лагерей существует проблема недостаточного укомплектования их педагогическим и обслуживающим персоналом.

Крайне актуальное значение имеют вопросы обеспечения комплексной безопасности детей в период их пребывания в организациях отдыха и оздоровления.

Необходимость решения социально-значимых проблем в сфере отдыха и оздоровления детей продиктована законодательством Российской Федерации.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р, политика органов государственной власти области также направлена на сохранение социальной стабильности, надежно обеспечивающей реализацию конституционных прав граждан.

Реализация указанной Стратегии в социальной сфере предполагает приоритетное внимание к работе учреждений социальной сферы, профилактике заболеваний, пропаганде и обеспечению здорового образа жизни, охране детского и материнского здоровья.

Актуальные направления Стратегии демографического развития Псковской области на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Администрации области от 10 февраля 2011 г. N 38-р, - здравоохранение и укрепление здоровья населения, социальная защита граждан, семьи и детства.

Таким образом, цели и задачи разрабатываемой областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы" (далее - Программа) соответствуют политике государства в сфере отдыха и оздоровления детей, основным направлениям Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Целесообразность решения обозначенных проблем в системе образования Псковской области программным методом определяется следующими причинами:

настоятельность, актуальность проблемы. Организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние годы как непременный атрибут социальной политики в отношении семьи и детей. Невозможно отсрочить решение проблем детского отдыха и оздоровления, обеспечения комплексной безопасности детей ввиду того, что ущерб от их сохранения достаточно велик;

комплексность проблемы. Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; сохраняется высоким количество социально незащищенных категорий детей, социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовывать их отдых и оздоровление. Изменения в федеральном законодательстве определили новые условия организации детского отдыха и оздоровления. Потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного, организационного характера;

сложность проблемы, т.е. необходимость концентрации ресурсов и деятельности широкого круга исполнителей, имеющих разную ведомственную и территориальную подчиненность, для ее решения. Значимость проблем, связанных с обеспечением безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей, обуславливает необходимость выработки координации действий областных органов исполнительной власти области, руководителей оздоровительных лагерей, заинтересованных общественных движений и организаций по поддержке детства и созданию благоприятной для семьи и детства среды. Большая роль в реализации Программы отводится органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а именно: создание банка данных детей для оздоровления, подбор и направление детей в профильные смены, организация работы лагерей с дневным пребыванием на базе муниципальных образовательных учреждений;

длительность решения проблемы. Проблемы, касающиеся материально-технического состояния детских загородных лагерей, обеспечения их квалифицированными медицинскими и педагогическими кадрами, не могут быть устранены в краткосрочной перспективе. Для их решения требуется четкая последовательность действий, увязывающая в единую систему цели, задачи, мероприятия, ресурсы, а также предусматривающая систему контроля за достижением поставленных целей и задач.

Таким образом, использование программного метода представляется наиболее целесообразным для решения проблем в системе оздоровления и организации отдыха детей Псковской области и наиболее эффективным для ее дальнейшего развития.

3. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


При существующих тенденциях и проблемах в сфере детского отдыха и оздоровления, при минимальных объемах текущего финансирования отказ от использования программно-целевого подхода негативно скажется на решении приоритетных задач и реализации конкретных мероприятий.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов организации отдыха и оздоровления детей могут стать:

прекращение финансирования развития детского отдыха и оздоровления из федерального бюджета и, как следствие:

закрытие 237 лагерей с дневным пребыванием и 22 загородных оздоровительных лагерей, перепрофилирование 3 загородных оздоровительных лагерей;

снижение доступного, организованного, качественного отдыха и оздоровления 32000 детей школьного возраста, в т.ч. около 7000 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

невозможность отдыха 2700 детей работающих граждан в оздоровительных лагерях всех типов и видов;

разрушение существующей в области системы детского отдыха и оздоровления;

отсутствие у детей дополнительных возможностей для духовного, интеллектуального и физического развития, формирования творческих и коммуникативных способностей.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


При разработке Программы рассматривалось два варианта решения проблемы обеспечения отдыха и оздоровления детей:

без принятия Программы;

с принятием Программы.

Первый вариант предусматривает разрозненные проекты и мероприятия по развитию системы отдыха и оздоровления детей. Этот вариант не предполагает выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.

Одним из серьезных рисков при решении проблемы без принятия Программы является риск неэффективного использования финансовых и кадровых ресурсов, что особенно опасно в условиях недостатка финансовых средств и дефицита квалифицированных кадров.

Второй вариант предусматривает принятие Программы.

При программном варианте предусмотрено выполнение мероприятий с учетом осуществления мониторинга и контроля за их ходом и результатами на основе системы соответствующих индикаторов (показателей), осуществление корректировки содержания мероприятий Программы, сроков и ресурсов, привлекаемых для их выполнения.

Основные преимущества решения поставленных задач путем принятия Программы:

возможность определения приоритетных направлений и мероприятий в решении вопросов обеспечения отдыха, оздоровления детей и создания необходимых комфортных и безопасных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей и их реализация в конкретные сроки;

определение необходимых объемов финансовых, материальных и кадровых ресурсов для реализации поставленных задач;

адресный подход к организации отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей из многодетных семей и детей работающих граждан;

осуществление контроля, корректировки программных мероприятий и их финансирование, оценка полученных результатов;

эффективное использование ресурсов области, творческая реализация внутреннего потенциала системы, ее резервов.

Использование программного метода дает возможность последовательно осуществлять меры государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей из многодетных семей, детей работающих граждан в обеспечении отдыха и оздоровления, по созданию необходимых комфортных и безопасных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей.

Основным риском, связанным с принятием Программы, является административный риск - невыполнение исполнителями Программы мероприятий Программы, что приведет к невыполнению цели и задач Программы и недостижению целевых показателей, что в свою очередь негативно скажется на социальной защищенности детей и их здоровье.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и результативным является второй вариант.

5. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы решения проблемы программно-целевым методом


Предполагается, что проблемы будут решены программно-целевым методом с 2013 по 2016 год путем принятия Программы.

Программа является одним из основных инструментов реализации региональной политики в сфере отдыха и оздоровления детей Псковской области и в этой связи настоящая Концепция предусматривает определение стратегических целей на среднесрочную перспективу на основе выбора приоритетных целей на период 2013-2016 годов.

Заявленный срок реализации Программы является необходимым для получения ощутимых, общественно значимых результатов реализации мероприятий Программы путем решения задач по обеспечению доступности организованного, качественного отдыха и оздоровления детей школьного возраста в Псковской области.

6 .Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам


Цель Программы - создание условий для сохранения системы отдыха и оздоровления детей и подростков в Псковской области.

Задачи Программы:

сохранение и развитие материально-технической базы детских загородных организаций отдыха и оздоровления детей;

совершенствование кадрового и информационно-методического обеспечения системы отдыха и оздоровления детей;

развитие профильных образовательно-оздоровительных программ в детских лагерях различного типа;

обеспечение проведения детской оздоровительной кампании.

Для оценки прогнозируемых результатов предлагаются следующие целевые показатели:

доля детей, охваченных организованным отдыхом, от общего количества детей школьного возраста;

доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших отдых и оздоровление, от общего количества детей школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в отдыхе и оздоровлении;

доля детей, получивших оздоровительный эффект в загородных оздоровительных лагерях, от общего числа отдохнувших детей в загородных оздоровительных лагерях;

доля объектов недвижимого имущества загородных оздоровительных лагерей, входящих в реестр имущества, находящегося в областной собственности, в которых проведена реконструкция или капитальный ремонт;

количество проведенных обучающих семинаров для различных категорий работников оздоровительных лагерей различных типов;

количество организованных и проведенных профильных смен.

7. Предложения по основным мероприятиям, направленным на решение каждой из поставленных задач


Для решения задачи "Сохранение и развитие материально-технической базы детских загородных организаций отдыха и оздоровления детей" наиболее эффективными предполагаются следующие мероприятия:

капитальный ремонт и реконструкция загородных оздоровительных лагерей областной собственности;

выполнение предписаний и планов-заданий Роспотребнадзора, Госпожнадзора, Ростехнадзора;

проведение профилактических мероприятий по комплексной безопасности детского отдыха и оздоровления.

Решение задачи "Совершенствование кадрового и информационно-методического обеспечения системы отдыха и оздоровления детей" предусматривает:

проведение межведомственных семинаров, совещаний по вопросам организации отдыха и оздоровления детей для организаторов детского отдыха, руководителей организаций отдыха и оздоровления, медицинских работников;

подготовку и издание информационно-методических сборников по организации отдыха и оздоровления детей;

повышение квалификации педагогического и обслуживающего персонала учреждений отдыха и оздоровления;

подготовку вожатых из числа студентов высших учебных заведений для работы в оздоровительных лагерях;

обобщение и распространение опыта работы педагогических коллективов оздоровительных лагерей.

В ходе решения задачи "Дальнейшее совершенствование и развитие профильных образовательно-оздоровительных программ в детских лагерях различного типа" предполагается осуществление следующих основных мероприятий:

организация работы профильных смен (спортивных, туристических, экологических, творческих, научно-исследовательских, спортивно-оздоровительных для подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних);

разработка и внедрение новых профильных образовательно-оздоровительных программ;

проведение областных конкурсов профильных программ по организации детского отдыха и оздоровления.

Задача "Обеспечение проведения детской оздоровительной кампании" включает организационные мероприятия по проведению заявочной кампании среди работодателей и родителей, комплектованию групп, реализации путевок, профилактическо - оздоровительные и воспитательные мероприятия с детьми по следующим направлениям:

организация и финансирование отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей из многодетных семей в оздоровительных лагерях всех типов;

организация отдыха и оздоровления детей работающих граждан в оздоровительных лагерях всех типов;

организация и финансирование проезда и культурно-массового обслуживания детей на мероприятия федерального уровня.

8. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы


Финансирование Программы предусмотрено из средств областного, федерального бюджетов и внебюджетных источников. Средства областного бюджета предусмотрены на оплату путевок для всех категорий детей, в т.ч. для детей работающих граждан, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей областной собственности и методическое обеспечение организации отдыха и оздоровления.

Средства федерального бюджета предусмотрены для оплаты путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Внебюджетные средства предусмотрены на ремонт и реконструкцию загородных оздоровительных лагерей.

Предварительные объемы финансирования Программы


(тыс. рублей)

Источник

Всего по

В том числе по годам:

финансирования

Программе

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Областной бюджет

409968,0

96000,0

101280,0

106344,0

106344,0

Федеральный бюджет

71565,0

35782,5

35782,5

Выделяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1106 "О порядке предоставления из федерального бюджета субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" на очередной финансовый год

Внебюджетные источники

11400,0

2300,0

2800,0

3000,0

3300,0

Итого

492933,0

134082,5

139862,5

109344,0

109644,0

9. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы


Ожидаемая эффективность и результативность Программы будет оцениваться ежегодно на основе показателей, указанных в разделе 6 настоящей Концепции.

Результатом реализации программных мероприятий будет:

охват организованным отдыхом и укрепление здоровья не менее 65 % детей школьного возраста;

охват организованным отдыхом не менее 58 % детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, что создаст условия, обеспечивающие снижение подростковой преступности и правонарушений;

увеличение количества детей, имеющих оздоровительный эффект от отдыха, что позволит укрепить здоровье детей и снизить показатели общей детской заболеваемости;

увеличение до 3,6 % доли объектов недвижимого имущества загородных оздоровительных лагерей, входящих в реестр имущества, находящегося в областной собственности, в которых проведена реконструкция или капитальный ремонт;

переподготовка и повышение профессионального мастерства работников загородных лагерей, подготовка вожатых из числа студентов для работы в оздоровительных лагерях;

совершенствование и развитие профильных смен для детей, занимающихся спортом, творчеством, исследовательской деятельностью, детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних;

улучшение социально-демографической ситуации в Псковской области, снятие социальной напряженности.

10. Предложения по исполнителям Программы


Исполнители Программы:

Государственное управление образования Псковской области;

Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области;

Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации;

Государственный комитет Псковской области по культуре;

Государственный комитет Псковской области по молодежной политике;

Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту;

государственное предприятие Псковской области "Центр детского отдыха и оздоровления";

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

11. Предложения о разработчике Программы и исполнителе-координаторе Программы


Определить разработчиком и исполнителем-координатором Программы Государственное управление образования Псковской области.


Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы"

Название документа: Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы"

Номер документа: 49-РГ

Вид документа: Распоряжение Губернатора Псковской области

Принявший орган: Губернатор Псковской области

Статус: Действующий

Дата принятия: 01 ноября 2012

Дата начала действия: 01 ноября 2012